Наталья Назарова
Конспект урока для 6 класса по русскому языку «Текст»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель русского языка и литературы – Назарова Н. А.
МБОУ «Средняя школа №4 имени А. М. Горького»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Предмет: русский язык.
Класс : 6 «а»
Авторы УМК: учебник М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Н. М. Шанский.
Публикация «Конспект урока для 6 класса по русскому языку „Текст“» размещена в разделах
- Русский язык, 6 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Русский язык. 6 класс. Москва. Просвещение, 2016 г.
Тема урока : Текст.
Тип урока : урок развития речи.
Цели урока :
Формировать понятие слова «текст».
Учить составлять и анализировать текст.
Продолжить развивать устную и письменную речь.
Повторить знание по теме «состав слова» и орфограммы в корне слов.
Привить бережное отношение к хлебу.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Информационно-технологические ресурсы: мультимедийный проектор, экран, компьютер, тексты из книг : М. А. Алексеева «Битва за урожай»; Н. А. Некрасов «Крестьянские дети», В. А. Солоухин «Каравай заварного хлеба», карточки с заданиями. Наглядные пособия.
Ход урока.
Организационный момент.
Творческая разминка.
Слайд №1. На экране отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» :
Он видит, как в поле отец разрыхляет,
Как в влажную землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растёт, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, в амбар отвезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Задание:
- Прочитать, определить главную мысль (О тяжёлом труде крестьянина).
Так автор поделился с нами своими впечатлениями о работе крестьянина в поле в те времена.
- Можно ли назвать этот отрывок текстом? (Можно. Объединены одной темой. Все предложения связаны по смыслу);
- Поясните значение слов: жатва, амбар, серпами, цепами;
- Выпишите из текста слова и подберите к ним проверочные:
(бросает – брось, зерно – зёрна, зеленеть – зелень, зелёный, наливает – лить, серпами – серп, снопы – сноп, отвезут – вёз, цепами – цепь, испекут – печь).
Беседа:
Учитель
Ученики
- Кто из вас знает, как убирают хлебные поля в наше время?
Делятся впечатлениями
- Кто догадался, как называется тема урока?
Называют тему урока
- Вы правильно догадались. Тема нашего урока «Текст». Речь пойдёт о хлебе.
Записывают число, тему урока.
Слайд №2.
Рассмотрим иллюстрацию из книги С. Иванова «Блокадный Ленинград». (Пожилой человек держит на ладони кусочек хлеба)
- Какое впечатление произвело на вас увиденное?
- Какое значение в жизни этого человека имел кусочек хлеба?
Жалость к человеку.
Худой, измождённый, голодный.
Бережно держит хлеб, боится съесть всё сразу.
Для него это источник энергии, это питание, это жизнь.
Во время войны люди умирали от голода. У ленинградцев особое, бережное отношение к хлебу.
Словарная работа.
- Подберите к слову хлеб однокоренные слова, запишите и выделите корень:
Хлеб, хлебный, хлебопашец, хлебушко,
Хлеба, хлебозавод, хлебница, нахлебник.
- Какие трудности возникли при написании слов?
- Что обозначает слово нахлебник?
- При помощи чего образовали новые слова?
- Вспомните, что ещё кроме хлеба можно выпекать из муки? (наглядный материал)
Записывают в тетрадь.
(хлебопашец, хлебозавод, хлебушко)
(Человек, живущий за счёт других).
При помощи суффиксов, приставок и сложением корней.
(Пироги, лепёшки, блины, булочки, калачи, ватрушки, батоны, и т. д.)
Физминутка Выполняют элементарные
физические упражнения
Самостоятельная работа
Выполнение работы по вариантам:
I вариант
К слову хлеб запишите синонимы:
(краюха, каравай, буханка, булка)
II вариант
К данным словам запишите антонимы:
(белый – чёрный, свежий – чёрствый, мягкий – твёрдый)
Работа в парах.
Используя синонимы и антонимы, составьте предложения, чтобы получился текст.
В первой паре ученик зачитывает следующий текст.
Мы часто слышим от покупателей, что хлеб продают не свежий, а чёрствый, булочки вчерашние, баранки твёрдые, а я думаю, что хлеб не бывает чёрствый. Чёрствыми бывают люди. Хлеб нужно любить всякий.
(Дети доказывают, что они написали текст, потому что предложения объединены одной темой и совпадают по смыслу).
Объясните значение словосочетания «Чёрствый человек»?
Ответьте на вопрос, чем отличаются словосочетания «чёрствый хлеб» и «чёрствый человек»? Отвечают на поставленный вопрос.
Работа с учебником.
Открывают учебник (стр. 34, §13).
- Прочитайте сообщение о тексте.
- Что узнали нового о тексте? (Текст – это речевое высказывание, в котором предложения связаны общей темой, общей мыслью. Текст может иметь заглавие).
Выполнение устного задания упражнение №61. Отрывок текст И. Тургенева.
Задание: Прочитайте и озаглавьте текст.
(Лес поздней осенью, Осенний лес, Лес осенью, Описание осеннего леса)
Творческая разминка.
Слайд №3.
На экране предложения, где нарушена последовательность.
Задание: Записать предложения, чтобы получился текст.
Они до срока торопятся убрать хлеба.
Комбайнёры убирают зерно.
Там колосится спелая рожь.
За околицей находятся колхозные поля.
За околицей находятся колхозные поля.
Там колосится спелая рожь.
Комбайнёры убирают зерно.
Они до срока торопятся убрать хлеба.
Записывают в тетрадях, зачитывают и доказывают, что текст составлен правильно.
- Чем отличается работа современного колхозника (фермера) от некрасовского крестьянина?
(В то время был тяжёлый ручной труд, а сейчас выполняют работу машины).
Работа в группах.
Слайд №4.
На экране отрывок из книги М. Алексеева «Битва за урожай».
Задание по группам.
1 группа: выпишите слова с безударной гласной и объясните орфограмму.
2 группа: выпишите слова с непроизносимыми согласными и объясните орфограммы.
3 группа: выпишите слова с корнем хлеб, и объясните значения слов.
От каждой группы отвечает по одному человеку.
Задание каждой группе.
Вспомните и запишите пословицы и поговорки о хлебе.
«Хлеб – мерило всех ценностей».
«Хорошо трудиться и хлеб уродится».
«Где пашет сошка, там хлеба крошка».
«Хлеб поспевает – колхозник не гуляет».
«Урожай хлебушка – калачу дедушка».
«Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в амбаре».
«Без соли, без хлеба – худая беседа».
«Хлеба ни куска – везде тоска».
«Хлеб всему голова».
«Хлеб в пути не тяжесть».
- Поясните смысл написанных пословиц. (Поясняют значение пословиц).
- Сравните пословицы, которые вы вспомнили с пословицами на наглядном материале.
Домашнее задание.
§13. Написать рассказ «Как хлеб приходит в наш дом».
Рефлексия учебной деятельности.
Подведение итогов урока.
Чем занимались на уроке?
Что узнали нового и полезного для себя?
(Узнали много нового о хлебе, какой бывает хлеб, о тяжёлом труде крестьянина-хлебороба, о бережном отношении к хлебу.
Познакомились с текстом.
Узнали, чем отличается текст от группы предложений.
Как правильно составлять текст.
Повторили орфограммы).