Гулие Решетова
Конспект урока «Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок № 144 Р. р. 24
Тема: Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины
(Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз»)
Цель: продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами
Оборудование: Иллюстрации, учебник, словарь
Публикация «Конспект урока „Подготовка к контрольному сочинению-описанию картины Н, П, Богданова-Бельского „Виртуоз“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Проверка дом. задания упр 449
3. Постановка проблемы. Сегодня мы будем работать над описанием картины Николая Петровича Богданова-Бельского «Виртуоз»
- Как вы думаете, кто такой виртуоз?
1. Словарная работа: найти в этимологическом словаре слово «виртуоз»
(из лат. Virtuоsо – доблесть, талан) – тот, кто в совершенстве владеет техникой своего искусства, своего дела.
- Запишите это слово в тетрадь.
2. Слово о художнике. Николай Петрович Богданов-Бельский родился в 1868 г. в селе Шопотове Смоленской губернии. При крещении его записали Богдановым, т. е. — богом данным. А Бельским он стал позже, присоединив к фамилии наименование родного уезда. Детство было суровым, так как жили они с матерью в доме дяди, где терпели их из милости. Сколько же сил и труда надо было потратить деревенскому пастушонку, сколько потребовалось характера и таланта, чтобы стать настоящим художником, добиться признания: в 35 лет он академик, в 46 — удостоен звания действительного члена Академии художеств. Первые два года он проучился в селе Шопотове. В школе преподавал священнослужитель. При его содействии мальчик и попал к Сергею Александровичу Рачинскому. (Слайд 3). Это была легендарная персона. Профессор биологии, состоятельный джентльмен, имевший поместье, он оставил кафедру и организовал в селе Татево Смоленской губернии образцовую народную школу, куда принимал на обучение обездоленных ребят. В школу Рачинского удалось поступить и Коле Богданову. Учитель сразу заметил способности своего ученика к художественному творчеству. “Из тебя выйдет толк”, — сказал он. Рачинский из своих средств выделил ему 25 рублей в месяц на содержание. Это были большие денежки в то время. Успехи мальчика были таковы, что заговорили о таланте. Все свое творчество Н. П. Богданов-Бельский посвятил крестьянским детям, школе, учителям. Доброта, аккуратность восприятия мира, искренность — эти качества в детях заложены природой. Надо быть крайне светлым человеком, иметь те же качества, чтобы с такой любовью и непосредственностью рисовать детей. Одна из таких картин, - «Виртуоз». О ней мы будем говорить сегодня подробней.
3. рассматривание репродукции картины (упр. 450,
Как вы думаете, почему картина так называется?
- Какое настроение создает картина?
- Каково отношение художника к детям, которых он изобразил?
4. Систематизация материала: Упр. 451
- Как связан этот текст с предыдущим упражнением? - Нравится ли вам картина? Выразите свое отношение к картине.
5. Словарно- орфографическая работа: Упр. 451.
-Что такое балалайка? Почему этот инструмент так называется? Связано ли происхождение слова с его написанием?
- Обратите внимание на слова «заворожить», «завораживать». Запишите эти слова и разберите их по составу. Подберите к ним однокоренные слова. Подберите синонимы к этому слову. Любопытно, что древнее слово ворожа (ворожба) означает «жребий», гадание без колдовства. И родственные этому слову слова «враг», др- рус. «ворог» - колдун.
6. Выполните задание №1
7. составление устного сочинения Дополните описание картины, данное в тексте
упр. 451. Выразите свое отношение к картине.
4. Подведение итогов. Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к сочинению.