Папки-передвижки

Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Анжелика Сосновская
Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы

Класс: 10

Предмет: русская литература

Дата:

урока : 25

Тема урока : Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Цель урока : формирование умений учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу и опорную лексику.

Задачи:

1. Обобщить и систематизировать материал по изучению романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»;

Публикация «Урок подготовки к сочинению по роману Ф, Достоевского „Преступление и наказание“» размещена в разделах

2. Развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;

3. Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.

Оборудование: рабочая тетрадь, текст произведения, презентация

Тип урока : развитие речи

Методы: словесный, практический, частично-поисковый

Приемы: беседа, кластер, «Толстые и тонкие вопросы», «Аукцион тем», «Корзина идей», составление тезисов, синквейн.

Ход урока

I. Мотивация

Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение – это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение к «вечно живому роману» Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а также научиться самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости.

II. Актуализация опорных знаний (прием «Толстые и тонкие вопросы»)

«Тонкие вопросы»

1. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать? Лужин.

2. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Свидригайлов.

3. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

4. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт? Свидригайлов.

5. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

6. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны? Соне.

«Толстые вопросы»

- Почему Раскольников решил признаться в содеянном?

-В чем суть теории Раскольникова?

- Как мы должны относиться к убийству?

-Может ли современный человек оказаться в таких же условиях, что и Раскольников?

-Как созревала у Раскольникова идея убийства? Какие эпизоды из жизни укрепили его намерения убить?

III. Составление кластера

IV. Работа по теме

1. «Аукцион тем»

- Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Достоевского, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет нам понять это. Подумайте, ребята, какие темы сочинений мы можем предложить друг другу на основе наших с вами знаний о романе?

Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. В итоге класс выбирает две темы: 1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 2. Теория идеи Раскольникова и её крах.

2. Сбор материала к сочинению

Прием «Корзина идей»

- Работая в группе, обозначьте круг вопросов, которые вы должны осветить в рамках выбранной вами темы сочинения (1, 2 группа работает с первой темой, 3, 4 группа – со второй темой).

* после самостоятельного поиска каждая группа высказывает свои предложения, которые символически собираются в корзину идей.

- Вы абсолютно правы. Все эти вопросы заслуживают внимания. Мы обязательно включим их в план сочинения.

Эпиграфы

- Присутствие эпиграфа очень украшает работу и свидетельствует о глубоком понимании темы ее автором. Поэтому очень важно уметь удачно подбирать подходящие эпиграфы и правильно оформлять их. Я предлагаю вам ряд эпиграфов, среди которых вы должны выбрать наиболее удачные, те, которые соотносимы с темой сочинения и вашими собственными мыслями.

В беду попадают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням. (А. А. Бестужев-Марлинский).

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно. (А. С. Пушкин)

Он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало втягивать. (Ф. М. Достоевский)

Одна смерть и сто жизней взамен. Да ведь тут арифметика. (Ф. М. Достоевский)

Только слабые совершают преступления : сильному и счастливому они не нужны. (Ф. Вольтер)

Всякая идея для своего успеха нуждается в жертвах; из житейской борьбы никто не выходит незапятнанным. (Ж. Ренан)

Преступление и наказание растут на одном стебле. (Р. Эмерсон)

Если человек другого равнодушно убивает, то, значит, он в себе уже убил все человеческое. (Сае)

Преступление доводит. преступника до душевного ада. (В. Набоков)

Самое жестокое наказание то, которое вызывает искреннее раскаяние. (Э. Севрус)

Я себя убил, а не старушонку! (Ф. М. Достоевский)

* Уч-ся могут самостоятельно поработать с текстом и подобрать цитаты.

Составление плана

* Учитель предлагает ребятам планы к первому и второму сочинению.

1. Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей

II. Широта изображения в романе нищеты и страданий «бедных людей»

1. Петербург Достоевского

а) описание домов, комнат-«гробов»;

б) будничные кошмары на улицах города;

в) петербургские распивочные.

2. «Униженные» и «оскорбленные» в романе

а) Соня Мармеладова и ее семья

б) сестра и мать Раскольникова

3. Мир насилия и грабителей в романе

а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира;

б) мир Лужина и Свидригайлова.

4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2. Теория идеи Раскольникова и её крах

I. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца, несоответствие замыслов и результатов;

б) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей.

2. Наказание Раскольникова за преступление

а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством»;

б) смерть матери;

в) всенародное осмеяние и осуждение;

г) каторга - юридическое наказание и очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, вызывает не только сочувствие, но даже сострадание?

а) Раскольников в оценке положительных героев романа : Дуни, Разумихина, Сони;

в) душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

г) возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры.

III. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.

Проверка дом. задания

- Сейчас я предлагаю прослушать ваши письменные ответы на вопрос «Согласны ли вы с тем, что Раскольников обрел душу?». Думаю, это станет очень актуальным в свете выше обозначенной темы сочинения.

* Ребята зачитывают свои работы. Идет обсуждение

- Все ли проблемы, высказанные вами, включены в планы к сочинениям?

- С чем вы не согласны? Приведите свой вариант плана или пункта к нему.

V. Составление синквейна о романе и его героях

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

VI. Домашнее задание: написать сочинение на одну из рассмотренных тем

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей сочинению сказок» Цель. Учить детей сочинять сказки. Задачи: Обучающие: -учить отвечать на вопросы воспитателя полным, развернутым предложением; -учить детей.

Урок постановки учебной задачи. Урок русского языка во 2 классе по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова Мастер класс на краевом семинаре Тип урока: Урок постановки учебной задачи Тема урока: Постановка учебной задачи «Есть ли сильные и слабые.

Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Санкт-ПетербургеМузей-квартира Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге В нашем городе много больших и малых музеев. Очень интересными являются музеи-квартиры великих людей, которые проживали в Санкт-Петербурге.

«Наказание. Ошибся, малыш? Пожалей его, не злись!» Памятка для родителей Запомните следующие важные правила наказания. • Ребёнка нельзя наказывать: когда он болен, перед сном и сразу после сна; во время еды (это.

Опытно-практическая работа по развитию словесного творчества детей 5–6 лет в процессе обучения сочинению сказок Цель мониторинга на данном этапе: выявление уровня развития словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста. При выборе методики.

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» 1. Существует библейская притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй.

Семинар «Одаренность — это дар или наказание?» (продолжение) 7. Еще совсем недавно много десятилетий в подряд, все программы, вся жизнь была ориентирована на среднего ребенка. И если ребенок чем-то.

Семинар-практикум «Поощрение и наказание детей дошкольного возраста» Семинар-практикум «Поощрения и наказания детей дошкольного возраста» Слайд №2 Воспитание ребёнка дошкольного возраста – процесс разносторонний,.

Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок СТАТЬЯ «Методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению сочинению сказок» «Сказка, игра, фантазия - животворный источник.

Урок математики в 1 классе «Числа 1–9». Урок-консультация для родителей Урок математики. 1 класс. (урок- консультация для родителей) Тема: Числа 1 – 9. Цели:1) Показать родителям, какими умениями и навыками.

Автор публикации:
Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 18:33
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок подготовки к сочинению по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Сосновская (УИ 492362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД