МААМ-картинки

Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»

Алла Петровна Мальцева
Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
▼ Скачать + Заказать документы

УМК «Перспектива»

Предмет: Русский язык.

Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Класс : 1

Тип урока : ОНЗ

Тема: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Основные цели:

1) сформировать умение правильно писать сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

2) повторить согласные, гласные звуки.

Публикация «Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему „Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу“» размещена в разделах

3) тренировать умение фиксировать основные шаги учебной деятельности, умение работать в группах, первичное умение фиксировать свое затруднение, выявлять его причину и оценивать свою деятельность на уроке.

Демонстрационный материал:

1) лента букв;

2) таблица гласных:

[а] [о] [у] [ы] [и] [э]

3) схема обозначения буквами гласных звуков :

Я - А

Ё-О

Ю-У

И-Ы

Е-Э

Гласные буквы, обозначающие мягкость согласных.

4) шипящие согласные:

Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные

5) шаги для определения гласной:

Задумайся, какая гласная Примени правило Выбери гласную

6) эталон:

7) шаги плана:

Узнать секрет согласных Ж, Ш, Щ, Ч.

Применить секрет для выбора букв.

Сделать вывод.

Раздаточный материал:

1) карточка с пробным заданием:

Ж…знь

Ш…ло

Ч…йка

Площ…дка

Ч…до

Щ…ка

2) карточка с заданием для первичного закрепления во внешней речи:

1. Рощ…

2. Ч…лан

3. Задач…

4. Ж…раф

5. Туч…

6. Щ…пальце

7. Ш…шка

8. Уч…сток

9. Пруж…нка

10. Ж…рчит

3) Образец для проверки:

1. роЩА

2. ЧУлан

3. задаЧА

4. ЖИраф

5. туЧА

6. ЩУпальце

7. ШИшка

8. уЧАсток

9. пруЖИнка

10. ЖУрчит

4) Карточки с заданием для самостоятельной работы:

жи-ши

ча-ща

чу-щу

5) эталон для самопроверки самостоятельной работы:

жи-ши

кружится, тишина

ча-ща

отвечает, угощает

чу-щу

чудный, навещу

6) задание для включения в систему знаний и повторения.

КОЛЮЧИЙ ЛАНДЫШ…

ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ

Ж…РНЫЙ ЁЖ. К

7) цветные карточки (зелёная, жёлтая, красная).

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть.

Вспомните, чему были посвящены наши последние уроки? (Обозначению мягкости согласных звуков на письме.)

Сегодня мы с вами продолжим работу и откроем еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Сначала, выясним, что мы не знаем. Для этого надо выполнить пробное действие, зафиксировать затруднение и выяснить его причину. Затем сами построим новое знание.)

Желаю вам успешной работы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

С чего вы начнёте работать? (С повторения и с подготовки руки к письму.)

Запишите 6 согласных букв (Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К)

Используется лента букв (Д-1)

Назовите звуки, которые обозначаются этими буквами.

Приведите примеры согласных, парных по твердости / мягкости (Б – Б’, Т – Т’, П – П’.)

Вспомните, какие согласные являются всегда мягкими и запишите их (Ч, Щ, Й.) ( Напоминалочка: «Человека Щиплет Йод» (по Т. Рик).)

Вспомните, какие согласные являются всегда твердыми и запишите их (Ш, Ж, Ц.) ( Напоминалочка: «Шёл Живой Царь» (по Т. Рик).)

Можно представить смешные рисунки, иллюстрирующие эти предложения.

Учитель сам составляет образец для записи: росчерк, сочетание букв и т. д.

Вспомните, какие гласные звуки есть в русском языке? ([а] [о] [у] [ы] [и] [э].)

После ответа на доске открывается таблица гласных звуков (Д 2).

А какие буквы мы используем для обозначения гласных звуков?

После ответа на доске открывается схема для наглядности (Д 3 или лента букв).

Выберите ту гласную букву, при написании которой у вас возникают затруднения и потренируйтесь в её написании.

С помощью каких гласных букв обозначается мягкость согласных? (Д-3)

Что вы повторили? (Какие есть согласные и гласные, какие согласные могут быть твёрдыми и мягкими, а какие могут быть только мягкими, а какие только твёрдыми.)

Какой ваш следующий шаг? (Пробное действие.)

А какая главная задача пробного действия? (Понять, что у нас не получается.)

Задание на пробное действие.

На доске записаны слова, а у каждого ученика карточка с заданием (Р 1) :

Ж…знь (и, ы)

Ш…ло (и, ы)

Ч…йка (а, я)

Площ…дка (а, я)

Ч…до (у, ю)

Щ…ка (у, ю)

Вставьте пропущенные буквы.

Кто не выполнил задание?

Что вы не смогли сделать? (Я не смог вставить пропущенную букву.)

Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнили задание правильно?

Укажите эталон, которым вы воспользовались.

Что вы не смогли сделать? (Я не смог обосновать свой ответ.)

3. Выявление места и причины затруднения.

Какое задание вы должны были выполнить?

В чем ваше затруднение? ( В выборе написания гласных: а – я, и – ы, у – ю.)

– Посмотрите еще раз на слова и скажите, после каких согласных букв стоят эти сомнительные гласные? (после Ж, Ш, Ч, Щ.)

Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила выбора гласных после согласных: Ж, Ш, Ч, Щ.).)

Какой шаг учебной деятельности вы прошли? (Мы определили что мы не знаем.)

– Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание.)

Давайте отдохнем. Физкультминутка.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Какова же цель нашего урока? (Понять, какая гласная пишется: а или я, и или ы, у или ю после согласных: Ж, Ш, Ч, Щ.)

Ребята, вспомните, как называются согласные Ж, Ш, Ч, Щ? (Шипящие согласные.) (Д-4)

Что из этапа повторения поможет нам в достижении цели? ( Знание звуков: гласных и согласных. Важно помнить, какие согласные являются всегда мягкими, а какие – всегда твердыми, какие гласные обозначают мягкость согласных звуков.)

Уточните цель нашего урока. (Построить правило написания гласных букв после шипящих Ж, Ш, Щ и Ч и научиться пользоваться этим правилом.)

Ребята, давайте еще раз вспомним и проговорим. Какие из данных согласных всегда твердые? (Ж и Ш.)

А какие согласные из данных всегда мягкие? (Ч и Щ.)

Какие гласные показывают мягкость согласных? (И, Ю, Я.)

Какие гласные показывают твердость предыдущего согласного? (А, Ы, У.)

Ребята, вы сегодня будете работать по плану, но шаги плана у меня перепутались. Вы сейчас должны прочитать каждый шаг и выстроить их в определённом порядке. Вам необходимо будет объяснить почему вы выбрали такой порядок.

На доску вывешиваются отдельные шаги плана (Д 7). Учащиеся предлагают свои варианты расстановки шагов. Согласованный вариант вывешивается на доску.

План действий:

1) Узнать секрет согласных Ж, Ш, Щ, Ч.

2) Применить секрет для выбора букв.

3) Сделать вывод.

5. Реализация построенного проекта

Первый пункт плана помогу вам выполнить я. Раскрою вам один исторический секрет, а вы внимательно его послушайте. Когда-то наши буквы Ж, Ш были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А. Сейчас же буквы (как мы помним) Ж, Ш – всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. И после букв Ч, Щ (всегда мягких) – пишутся А, У.

Вы узнали секрет. В чем он состоит?

Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания.

Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.)

Для того чтобы ваша работа по выполнению второго шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.

Шаги для определения гласной (Д 5)

Задумайся, какая гласная Примени правило Выбери гласную

Учитель организует дальнейшую работу в трех группах. При необходимости учащиеся повторяют правила работы в группах. У каждой группы на парте по одной карточке с буквосочетаниями. Учитель дает инструкции для выполнения задания: используя шаги для определения гласной, заполните пропуски подходящими гласными буквами, графически объясняя свой выбор.

После ответов на доске выводится эталон для проверки (Д–6) :

Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.)

– Дети хором повторяют эти буквосочетания : ЖИ – ШИ – пиши с И, ЧА – ЩА – пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У.

– А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.)

Правильно! Откроем учебник на странице 91. Давайте прочитаем правило все вместе.

Учащиеся продолжают работать в группах. Далее представитель от каждой группы объясняет правописание двух слов. Таким образом, каждая группа озвучит каждое из трех изучаемых на данном уроке правил. При ответе дети пользуются алгоритмом.

Образец устного ответа:

Ж (и / ы) знь. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И.

Ш (и / ы) ло. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И.

Ч (а / я) йка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А.

Площ (а / я) дка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А.

Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.

Щ (у / ю) ка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.

В результате в тетрадях должно быть записано:

жизнь

шило

чайка

площадка

чудо

щука

Давайте отдохнем. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Закрепить умение ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ нам поможет следующее упражнение:

составьте цепочку слов с нашими буквосочетаниями, устно объясняя правописание данных слов. Работаем по цепочке.

На доске:

Жить, широко…

Часто, прощать…

Чувство, щуриться…

Следующее задание на карточке лежит у вас на партах (Р–2). Объясните выбор пропущенной буквы своему соседу по парте, второе слово объяснит он вам соответственно. При объяснении используйте шаги для определения гласной:

1. Рощ…

2. Ч…лан

3. Задач…

4. Ж…раф

5. Туч…

6. Щ…пальце

7. Ш…шка

8. Уч…сток

9. Пруж…нка

10. Ж…рчит

После работы учащиеся проверяют сделанные задания по образцу для проверки (Р 3).

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Разобрались? Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

Самостоятельная работа.

– Прочитайте слова на доске. У вас на партах лежат карточки с таблицами (Р-4). Впишите подходящие слова в правую колонку, пользуясь шагами определения гласной.

ч. дный, круж. тся, уго. ет, тиш. на, отвеч. ет, навещ.

После работы учащиеся проверяют себя по эталону для самопроверки (Р–5)

жи-ши

кружится, тишина

ча-ща

отвечает, угощает

чу-щу

чудный, навещу

В каком месте возникло затруднение?

Как вы думаете, почему у вас возникло затруднение?

У кого задание не вызвало затруднений?

Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

У вас на партах лежат задания (Р 6). Прочитайте слова и вставьте пропущенные буквы. После того как справитесь с этим заданием, сделайте дополнительное: составьте сочетания слов.

КОЛЮЧИЙ ЛАНДЫШ…

ДУШ…СТЫЕ ГУСЬ

Ж…РНЫЙ ЁЖ. К

На доске также есть эта таблица. Учащиеся выходят по одному к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняя свой выбор, а затем выписывают словосочетания.

В результате должно получится:

колючий ёжИк

душИстые ландышИ

жИрный гусь

А теперь давайте составим предложения с этими словосочетаниями. Работаем устно.

Следующее задание. Спишите с доски в тетрадь слова, исправляя ошибки, если они есть, объясните свой выбор написания.

На доске слова: пружына, пороход, чюдо, шина, марской, чайник, рощя, щука, вада.

Что интересного вы заметили в этом упражнении? (В этом упражнении помимо сочетаний ЖИ ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ встречаются безударные гласные в корне, которые можно проверить ударением.)

9. Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правописание буквосочетаний ЖИ ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.)

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

Вы достигли поставленной цели?

В чём у вас было затруднение?

Как вы открывали новое знание?

Что вам помогло открыть новое знание?

– У вас на партах лежат цветные карточки (Р–7). Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

• Я знаю, правописание буквосочетаний ЖИ ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

• Я знаю, как объяснить, почему после Ж пишется И, после Ч и Щ – А или У.

• В самостоятельной работе у меня всё получилось.

• Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

• Я сегодня был в учебной деятельности.

• Я доволен своей работой на уроке.

– Молодцы!

Домашнее задание* :

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Открытый урок по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Урок русского языка в 3 классе Тема урока: Правописание приставок и предлогов. Тип урока: урок закрепления знаний Цель: развивать умения.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного языка» Ф. И. О. педагога: Кругликова Арина Павловна Предмет: русский язык Название: Правописание изученных буквосочетаний в словах русского родного.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 20:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по русскому языку для 1 класса на тему «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Петровна Мальцева (УИ 3148600) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД