Сакинат Алимагадова
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Верования языческой Руси. Главные боги древних славян»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Верования языческой Руси. Главные боги древних славян»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Дидактическая цель урока: формирование у обучающихся культурного наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.
Задачи:
• Обучающие: формировать представление у учащихся о том, как была организована жизнь наших далёких предков;
• Развивающие: развивать наглядно – образное и логическое мышление, речь, воображение и творческие способности;
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Верования языческой Руси, Главные боги древних славян“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к истории своего народа, положительную мотивацию к учению.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщение полученных знаний;
Личностные:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле;
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: рефлексивные умения - осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний; оценочные умения - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей;
- Коммуникативные УУД: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении;
- Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста: логические действия - умение строить логическую цепь рассуждений.
Методы обучения: репродуктивный метод.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Средства обучения:
- Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Окружающий мир. Учебник для 3-го класса. Часть 2.
- презентация
КОНСПЕКТ УРОКА
Этапы урока:
I. Организационный момент (2 мин.)
- Здравствуйте, ребята!
Сейчас у нас с вами будет окружающий мир, поэтому подготовьте ваши места для работы на уроке.
- Сегодня на уроке окружающего мира мы не будем с вами вспоминать исторические даты, говорить о солнечной системе, путешествовать по природным зонам. Нынешний наш урок будет посвящён теме, которой люди интересуются очень давно. Ещё с тех времён, когда они охотились на животных и жили в пещерах. Работа предстоит нам тяжёлая, поэтому давайте улыбнёмся друг другу, и пусть удача сопутствует нам.
II. Актуализация знаний (6 мин.)
- А теперь давайте перенесёмся на 200 лет назад. Представим зимний вечер в тёплой крестьянской избе. Горит лучина, топится печь, за окном мороз, жёлтая полная луна плывёт по небу, освещает сугробы, дороги, дома. В избе на лавках, скамейках, там и сям, расположились дети и взрослые. Сердце замирает от страха, когда рассказчик ведёт речь о ведьмах, леших, кикиморах, домовых, водяных и лесовиках.
- А вы слышали о них?
- Откуда вы узнали об этих существах?
- Как вы думаете, почему они встречаются в русских народных сказках?
- В давние времена жизнь человека зависела от природы и природных явлений. Например, удачная охота зависела от того, сколько в лесу зверя, урожай – от дождей. Природа таила в себе много опасного и непонятного. Засухи, лесные пожары и наводнения являлись бедствием для людей. Древние люди не могли объяснить, почему светит солнце, идёт дождь, почему гремит гром и сверкает молния, почему день сменяется ночью. Всё это они приписывали таинственным силам. Верили наши предки, что в природе есть добрые и злые существа – духи. Вера в
сверхъестественные силы отразилась в сказках, легендах, преданиях, в праздниках.
Предположите, о чём пойдёт речь на уроке, и сформулируйте тему.
-Да
-Ответы детей
-Потому что они являются неотъемлемой частью русской культуры
- Тема сегодняшнего урока – «Верования древних славян». П: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
III. Изучение нового материала (12 мин.)
Работа в группах.
- Что вы можете о них рассказать?
- А хотите узнать больше?
- Предлагаю вам прочитать тексты, которые я раздам, и дополнить свои высказывания.
Каждая группа выбирает своего героя.
1 группа – Домовой;
2 группа – Дворовый и Банник;
3 группа – Леший;
4 группа – Кикимора;
5 группа – Водяной.
- Поклоняясь силам природы, наши далёкие предки обожествляли её и, помимо духов, верили и в богов.
- Кто-нибудь знает кто такие боги? Что вы знаете о них?
- А хотите узнать больше?
- Откройте учебники.
Словарная работа во время чтения текста.
Бог – название могущественного сверхъестественного Высшего Существа. В переводе «податель благ».
- Древние славяне до принятия христианства были язычниками. Кто-нибудь знает значение этого слова?
- Найдите значение этого слова в толковом словарике.
- Славяне считали, что природные явления зависят от воли богов. Чтобы добиться их милости, делалось жертвоприношение.
Жертвоприношение - принесение человеком жертвы, даров богам.
Записывают всех славянских богов и их определения (Сварог, Даждьбог, Перун, Стрибог, Чур, Макошь и т. д.).
После подготовки, группы выступают с сообщением с опорой на наглядности.
Язычество - форма религии, основанная на вере в добрых и злых духов.
Язычники - это те люди, которые поклонялись этой религии.
Физкультминутка(2 мин)
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
IV. Первичное осмысление и закрепление (10 мин.)
Выполняют творческую работу в группах.
- Ребята, мы с вами уже говорили о том, что вера в сверхъестественные силы отразилась и в народных праздниках. Многие из них отмечаются и в наши дни.
- Кто-нибудь знает эти праздники?
- А хотите узнать?
- Поработаем в группах.
1 и 2 группы – читают текст о Масленице;
3 группа – разыграет песню, которую пели, зазывая Масленицу (Приложение 3);
4 и 5 группы – читают текст об Иване Купале.
После чтения статьи учащиеся рассказывают о Масленице, разыгрывают песню, рассказывают об Иване Купале.
Картинная галерея.
- Многие русские художники отобразили на своих полотнах праздник Масленицы и Ивана Купалы. Я предлагаю вам совершить экскурсию в художественную галерею.
- Какие обряды и обычаи изображены на картинах?
- Каким богам посвящались эти праздники?
- Соотнесите слово с картинкой.
V. Домашнее задание (3 мин.)
Учитель дает задание на дом и поясняет, как его выполнять. Рабочая тетрадь, с. 16 – 17, № 35; узнать, как называют каждый день Масленицы.
VI. Итоги урока. Рефлексия (5 мин.)
Подводим итог работы на уроке.
-Какова тема урока?
- Почему славяне были язычниками?
- В каких добрых и злых духов верили люди в то время?
- В каких богов верили славяне?
- Какие праздники отмечали?
- Молодцы ребята! Спасибо всем за работу!