Арифова
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Творчество С. Маршака. Стихотворение «Кот и лодыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Составила Арифова Н. М., учитель начальных классов МБОУ Куйбышевская СОШ
Класс : 2-В
Тема: Творчество С. Маршака. Стихотворение «Кот и лодыри».
Тип урока : Усвоения новых знаний
Публикация «Конспект урока по литературному чтению во 2 классе „Творчество С, Маршака, Стихотворение „Кот и лодыри“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Литературное чтение
- Маршак С.Я. Знакомство с творчеством
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Образовательные: - познакомить с творчеством С. Я. Маршака, произведением «Кот и лодыри»; формировать умение работать с текстом (выборочное чтение,, проникать вглубь произведения);проводить работу по совершенствованию навыка чтения, выразительного чтения);
Развивающие: развивать речь, обогащать лексический запас учащихся, расширять кругозор;
Воспитательные: прививать любовь к чтению, - создавать условия для социального становления каждого ребенка;
- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественный текст; читать выразительно, передовая настроение стихотворения; обьяснять лексическое значение незнакомых слов; характеризовать героев, выражая свое отношение к ним.
Метапредметные : (критерии сформированности/оценки компонентов УУД) : :
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение аргументировать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.
Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, выделяя и осознавая то, что уже усвоено и что предстоит усвоить, при необходимости вносят корректировки; способны к саморегуляции;
Познавательные: научаться основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов; выделять существенную информацию из текста, осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;
определять главную мысль текста; осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи, аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя.
Межпредметные связи Окружающий мир, чтение, математика, музыка
Образовательные ресурсы:
Учебник «Литературное чтение», ч. 2 /Л. Ф. Климанова/, видеозапись «По страницам книг Маршака», аудиозапись стихотворения, снежинки-желания, тексты для разминки, листы с пословицами, рисунок кота.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний
1. – Ребята, что ожидаете от урока, какие задания хотели бы выполнить?
(Вывешиваются на доску вместе с ответами снежинки-желания).
2. Дыхательная гимнастика:
«Задуй свечку».
3. Работа с таблицами Шульте (в парах)
4. Игра со скороговорками «Не повторись!»
-С разной силой голоса (тихо, громко);
- С разной интонацией (Радостно, удивлённо).
5. Игра «Глазки не ленитесь!» (Чтение текстов на карточках,закрывая текст наполовину линейкой).
Работа в парах.
6. Проверка домашнего задания.
-Чтение отрывка из сказки «Федорино горе» наизусть.
Показ рисунков.
II. Постановка целей.
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете фамилию автора с творчеством которого будем знакомиться на уроке.
1. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на (ремне).
2. Не было в доме мышей,
А было много (карандашей).
3. Эй, не стойте слишком близко-
Я. (тигрёнок, а не киска.
4. Правда, дети, я хорош:
На большой (мешок) похож?
5. Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда (помчался) вскачь?
6. Вместо шапки на ходу
Он надел (сковороду).
Вы правильно отгадали кроссворд. Маршак С. Я. именно он автор тех отрывков из стихотворений, которые вы сейчас слышали и отгадывали.
-Предположите, о чём мы будем говорить на уроке. Определите задачи урока.
(Сегодня мы познакомимся с этим замечательным писателем, вспомним его произведения и прочитаем новое).
III. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Маршаке (презентация)
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)- русский поэт, драматург, переводчик.
Это он придумал веселые стихи о рассеянном с улицы Бассеянной, о мастере - ломастере, о глупом мышонке, о мистере Твистере, о даме, которая сдавала багаж с собачонкой…
Да и не перечислишь всего, о чем за многие годы своей работы сумел рассказать ребятам Самуил Яковлевич Маршак.
Маршак всегда был в работе. Он не знал отдыха и перерыва. Корней Чуковский однажды весело сказал, что знает не одного, а пятерых Маршаков :
Маршака – детского поэта,
Маршака – пишущего стихи,
Маршака – автора пьес для театра,
Маршака – переводчика, который сделал понятными для русских читателей многих поэтов, писавших на английском, латышском, казахском, армянском, украинском, чешском, литовском, еврейском, абхазском, итальянском, венгерском, польском языках. И, наконец. Маршака- сатирика. Да, С. Я. Маршак завоевал всенародную славу.
- Родился Маршак в Воронеже. Отец варил мыло, а мама занималась хозяйством, т. к. в семье было 6 детей. Жили бедно. Наконец обосновались в Острогожске. Отец варил мыло на частных заводах, а мать вела хозяйство большой семьи. Начиная с детства Самуил писал, сочинял, фантазировал, а еще он был хороший переводчик.
Гимназии Маршак не окончил. В университет поступить не смог и должен был зарабатывать на жизнь уроками и небольшими публикациями.
Наконец в 1912 году Маршак едет в Англию, в Лондонский университет. Студент факультета искусств, он изучал английскую поэзию. В 1920 –ые годы начинает писать пьесы для ребят. С тех пор с книгой для детей он больше не расставался.
1. Выставка книг С. Я. Маршака (видео)
Знакомство с его произведениями.
2. Чтение текста на стр. 24.(учащимися хорошо читающими)
-Для кого писал С. Маршак?
-Что значит стихи настоящие?
Как автор называет стихи Маршака?
Ребята, а какие стихи вы уже читали?
IV.Физминутка «Кошка» (под музыку)
V.Продолжение работы по теме урока.
1. На стр. 26 прочитайте название стихотворения, которое будем читать. («Кот и лодыри».
2. Чтение стихотворения учителем (аудиозапись).
-Понравилось ли вам стихотворение?
- Кто такие «лодыри»?
3. Словарная работа
«Мы не пишем грифелем на доске»- В то время, когда жили герои произведения С. Я. Маршака «Кот и лодыри», ученики в классе писали на школьной доске не мелом, а обычными чернильными грифельными палочками. Доска в классе называлась грифельной. Такими палочками на грифельной доске писали ученики вместо тетрадей.
Грифель – палочка из особой горной породы для письма на специальной доске (из толкового словаря).
4. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно («Бросок-засечка» приём чтения).
5. Беседа по содержанию.
-Назовите героев стихотворения. Куда герои собирались, а куда попали?
-Как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота?
– Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям? (Он смеется над ними, осуждает их.)
-– Почему без грамоты пропадешь? Докажите это словами из текста.
- Какова же главная мысль стихотворения?
6. Выразительное чтение учащимися.
(Какой кот в начале встречи? Как он говорит?
– Как он говорит в конце встречи)
-В каких словах содержится главная мысль? Прочитайте.
7. Выполнение задания на с. 29 учебника.
Найдите слова близкие по значению. Какое слово лишнее?
(Лодырь, бездельник, лентяй, лежебока, неряха, ленивец).
8. Творческая работа в парах.
– Выбери из пословиц, записанных на карточке, ту, которая поможет объяснить лодырям их ошибку.
1-ряд. Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Лето – припасиха, зима – прибериха.
2-й ряд. Мудрым никто не родился, а научился.
Робкого и тень страшит.
3-й ряд. Учение – путь к умению.
На языке медок, а на уме ледок.
9. Составление сенкана
1. Кот. (Вывешивается картинка кота).
2. (Какой) Сообразительный, умный.
3. Разговаривает, обижается, учит.
4. Умный кот учит лодырей.
5. .
VI.Рефлексия.
-Что узнали на уроке?
- За что похвалили бы себя?
-Исполнились ли ваши желания-снежинки?
VII.Итог.
С творчеством какого писателя познакомились?
-Какое произведение читали?
-Чему оно учит?
VIII.Домашнее задание.
Прочитать выразительно стихотворение стр. 26-29. (По желанию выучить отрывок, вопрос 3.