Алена Шумилова
Конспект урока по географии в 6 классе «Состав и строение атмосферы»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока по географии «Состав и строение атмосферы».
ФИО учителя: Шумилова Алена Геннадьевна
6 класс Тема : Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Номер урока № 1. Тема урока : «Состав и строение атмосферы».
Базовый учебник
География. Природа и люди. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А. И. Алексеева. - М. : «Просвещение» 2010.
Цель урока :
Формировать представление учащихся об атмосфере.
Публикация «Конспект урока по географии в 6 классе „Состав и строение атмосферы“» размещена в разделах
- География. Уроки географии
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Задачи:
- обучающие
- формировать знания о составе и строении атмосферы;
- формировать представление о составе воздуха;
- раскрыть значение воздуха в природе для всего живого на Земле.
- развивающие:
- развивать умение сравнивать соотношение отдельных частей атмосферы;
- развивать навыки выявления взаимосвязи между составными частями атмосферы;
- формировать умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
воспитательные:
- развивать у обучающихся интерес к предмету, образное мышление;
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Тип урока :
Урок усвоения новых знаний.
Формы работы учащихся:
Фронтальный опрос, беседа, работа с картой и схемами.
Необходимое техническое оборудование:
Мультимедийный проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, раздаточные материалы, учебник («География. Природа и люди. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А. И. Алексеева. - М. : «Просвещение» 2010.»)
Понятийно-категориальный аппарат усвоения:
Атмосфера. Тропосфера. Стратосфера. Озоновый слой. Охрана атмосферы.
Способы действий учащихся:
выявить значение воздуха для человека; выявить свойства воздуха; выявить причинно-следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли.
Ценностный компонент урока :
выявлять универсальную ценность воздуха на планете Земля; раскрыть значимость атмосферы; ориентировать учащихся на необходимость охраны атмосферы.
Работа с учебником:
работа с иллюстрациями и текстом учебника; работа с вопросами и заданиями.
Терминологический словарь:
атмосфера, тропосфера, стратосфера, озоновый слой.
Структура и ход урока
Учитель
Ученики
1. Организация начала урока
1) Приветствие, повторение изученного: Что такое гидросфера? Что входит в состав гидросферы? Источники пресной воды на планете Земля?
2) Изучение нового материала:
Тема урока : Состав и строение атмосферы
План урока :
Атмосфера – это…
Воздух и его примеси
Значение водяного пара и свойства воздуха
Слои атмосферы
Охрана атмосферы
2. Основная часть урока :
Атмосфера
Учитель выясняет, что дети знают об атмосфере.
Что такое атмосфера? Из чего она состоит? Сколько дней человек может прожить без еды…воды…без воздуха?
Атмосфера - газовая оболочка небесного тела, удерживаемая около него гравитацией. Поскольку не существует резкой границы между атмосферой и межпланетным пространством, то обычно атмосферой принято считать область вокруг небесного тела, в которой газовая среда вращается вместе с ним как единое целое. Глубина атмосферы некоторых планет, состоящих в основном из газов (газовые планеты, может быть очень большой.
Атмосфера Земли (от греч. atmos — пар и spharia — шар) — воздушная оболочка Земли, вращающаяся вместе с ней. Развитие атмосферы было тесно связано с геологическими и геохимическими процессами, протекающими на нашей планете, а также с деятельностью живых организмов.
Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли, так как воздух проникает в мельчайшие поры в почве и растворен даже в воде.
Верхняя граница на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.
Благодаря атмосфере, в которой содержится кислород, возможна жизнь на Земле. Атмосферный кислород используется в процессе дыхания человека, животными, растениями.
Если бы не было атмосферы, на Земле была бы такая же тишина, как на Луне. Ведь звук — это колебание частиц воздуха. Голубой цвет неба объясняется тем, что солнечные лучи, проходя сквозь атмосферу, как через линзу, разлагаются на составляющие цвета. При этом рассеиваются больше всего лучи голубого и синего цветов.
Атмосфера задерживает большую часть ультрафиолетового излучения Солнца, которое губительно действует на живые организмы. Также она удерживает у поверхности Земли тепло, не давая нашей планете охлаждаться.
Атмосферное давление — это давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы. Атмосферное давление создаётся притяжением воздуха к планете. Давление атмосферы уменьшается с высотой из-за уменьшения плотности газа.
Атмосфера — это смесь газов, состоящая из азота (78,08 %, кислорода (20,95 %, углекислого газа (0,03 %, аргона (0,93 %, небольшого количества гелия, неона, ксенона, криптона (0,01 %, озона и других газов, но их содержание ничтожно.
Основное значение газов, входящих в состав атмосферы, определяется, прежде всего, тем, что они очень сильно поглощают лучистую энергию и тем самым оказывают существенное влияние на температурный режим поверхности Земли и атмосферы.
Роль углекислого газа в атмосфере исключительно велика. Он поступает в атмосферу в результате процессов горения, дыхания живых организмов, гниения и представляет собой, прежде всего, основной строительный материал для создания органического вещества при фотосинтезе.
Влияние на атмосферные процессы, особенно на тепловой режим стратосферы, оказывает и озон. Этот газ служит естественным поглотителем ультрафиолетового излучения Солнца, а поглощение солнечной радиации ведет к нагреванию воздуха. Наблюдается увеличение содержания озона от экватора к полюсам и годовой ход с минимумом осенью и максимумом весной.
Воздух и его примеси
Какие примеси воздуха мы можем увидеть? Какие - почувствовать?
Кроме газов, в воздухе содержатся водяной пар и твердые частицы. Последние могут иметь как естественное, так и искусственное (антропогенное) происхождение. Это цветочная пыльца, крохотные кристаллики соли, дорожная пыль, аэрозольные примеси. Когда в окно проникают солнечные лучи, их можно увидеть невооруженным глазом.
Особенно много твердых частиц в воздухе городов и крупных промышленных центров, где к аэрозолям добавляются выбросы вредных газов, их примесей, образующихся при сжигании топлива.
Концентрация аэрозолей в атмосфере определяет прозрачность воздуха, что сказывается на солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. Наиболее крупные аэрозоли — ядра конденсации (от лат. condensatio — уплотнение, сгущение) — способствуют превращению водяного пара в водяные капли.
Значение водяного пара и свойства воздуха
Значение водяного пара определяется, прежде всего, тем, что он задерживает длинноволновое тепловое излучение земной поверхности; представляет основное звено больших и малых круговоротов влаги; повышает температуру воздуха при конденсации водяных наров.
В результате конденсации водяного пара образуются облака и выпадают атмосферные осадки в виде дождя, града и снега.
Процессы фазовых переходов воды протекают преимущественно в тропосфере, именно поэтому облака в стратосфере (на высотах 20-30 км) и мезосфере (вблизи мезопаузы, получившие название перламутровых и серебристых, наблюдаются сравнительно редко, тогда как тропосферные облака нередко закрывают около 50 % всей земной поверхности.
Количество водяного пара, которое может содержаться в воздухе, зависит от температуры воздуха: чем выше температура воздуха, тем больше водяного пара может в нем содержаться.
Воздух может быть насыщенным и не насыщенным водяным паром.
Абсолютная влажность — это количество водяного пара, содержащегося в 1 м3 воздуха. Оно выражается в граммах. Например, если говорят «абсолютная влажность равна 15, то это значит, что в 1 м3 содержится 15 г водяного пара.
Относительная влажность воздуха — это отношение (в процентах) фактического содержания водяного пара в 1 м3воздуха к тому количеству водяного пара, которое может содержаться в 1 м3 при данной температуре. Например, если по радио сообщили, что относительная влажность равна 70 %, это значит, что воздух содержит 70 % того водяного пара, которое он может вместить при данной температуре.
Чем больше относительная влажность воздуха, т. е. чем ближе воздух к состоянию насыщения, тем вероятнее выпадение осадков.
Для измерения относительной влажности пользуются гигрометром (от греч. hygros — влажный и metreco — измеряю).
При охлаждении насыщенный воздух не может удержать в себе прежнего количества водяного пара, он сгущается (конденсируется, превращаясь в капельки тумана. Туман можно наблюдать летом в ясную прохладную ночь.
Облака — это тот же туман, только образуется он не у земной поверхности, а на некоторой высоте. Поднимаясь вверх, воздух охлаждается, и находящийся в нем водяной пар конденсируется. Образовавшиеся мельчайшие капельки воды и составляют облака.
В образовании облаков участвуют и твердые частицы, находящиеся в тропосфере во взвешенном состоянии.
Самые низкие и тяжелые облака — слоистые. Они располагаются на высоте 2 км от земной поверхности. На высоте от 2 до 8 км можно наблюдать более живописные кучевые облака. Самые высокие и легкие — перистые облака. Они располагаются на высоте от 8 до 18 км над земной поверхностью.
Слои атмосферы
В атмосфере можно выделить несколько слоев, различающихся по температуре и плотности.
Тропосфера — самый нижний слой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8-10 км, в умеренных широтах — 10-12 км, а над экватором — 16-18 км.
Рис. 1. Строение атмосферы Земли
Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности, т. е. от суши и воды. Поэтому температура воздуха в этом слое с высотой понижается в среднем на 0,6 °С на каждые 100 м. У верхней границы тропосферы она достигает -55 °С. При этом в районе экватора на верхней границе тропосферы температура воздуха составляет -70 °С, а в районе Северного полюса -65 °С.
В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха.
Можно сказать, что погода, в основном, формируется в тропосфере.
Стратосфера — слой атмосферы, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км. Цвет неба в этом слое кажется фиолетовым, что объясняется разреженностью воздуха, из-за которой солнечные лучи почти не рассеиваются.
В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. Воздух в этом слое разрежен, практически нет водяного пара, а потому почти не образуются облака и осадки. Однако в стратосфере наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/ч.
В этом слое сосредоточен озон (озоновый экран, озоносфера, слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым защищая живые организмы на нашей планете. Благодаря озону температура воздуха на верхней границе стратосферы находится в пределах от -50 до -55 °С.
Верхние слои атмосферы
Между мезосферой и стратосферой расположена переходная зона — стратопауза.
Мезосфера — слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С.
На высоте 80 км начинается термосфера. Температура воздуха в этом слое резко повышается до высоты 250 м, а потом становится постоянной: на высоте 150 км она достигает 220-240 °С; на высоте 500-600 км превышает 1500 °С.
В мезосфере и термосфере под действием космических лучей молекулы газов распадаются на заряженные (ионизированные) частицы атомов, поэтому эта часть атмосферы получила название ионосфера — слой очень разреженного воздуха, расположенный на высоте от 50 до 1000 км, состоящий в основном из ионизированных атомов кислорода, молекул окиси азота и свободных электронов. Для этого слоя характерна высокая наэлектризованность, и от него, как от зеркала, отражаются длинные и средние радиоволны.
В ионосфере возникают полярные сияния — свечение разреженных газов под влиянием электрически заряженных летящих от Солнца частиц — и наблюдаются резкие колебания магнитного поля.
Экзосфера — внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой еще называют сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.
Охрана атмосферы
Ребята, расскажите, какие вы знаете источники загрязнения атмосферы?
Что нужно делать, чтобы восстановить и сохранить чистоту воздуха?
Главным источником загрязнения атмосферы являются промышленные предприятия и автомобили. В больших городах проблема загазованности главных транспортных магистралей стоит очень остро. Именно поэтому во многих крупных городах мира, в том числе и в нашей стране, введен экологический контроль токсичности выхлопных газов автомобилей. По данным специалистов, задымленность и запыленность воздуха может наполовину сократить поступление солнечной энергии к земной поверхности, что приведет к изменению природных условий.
3. Заключительный этап, рефлексия:
Обобщение совместно с учащимися изученного материала. Выставление оценок за урок с комментариями.