Виктория Пак
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему «Жизнь в пресных водах»
▼ Скачать + Заказать документы
Пак Виктория Сергеевна
План – конспект урока на тему
«Жизнь в пресных водах»
А. А. ПЛЕШАКОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС 1 ЧАСТЬ
Тема: Жизнь в пресных водах
Цели:
Сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоема; учить бережному отношению к природе
Формируемые УУД :
ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать положительное отношение к приобретению новых знаний, интерес к жизни в пресных водах
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ПРЕДМЕТНЫЕ: умение отличать растительный и животный мир водоема от луга; объяснять роль человека в жизни растений и животных водоема
МЕТОПРЕДМЕТНЫЕ
• ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию
• КОММУНИКАТИВНЫЕ; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, осознанно строить речевое высказывание, аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения
• РЕГУЛЯТИВНЫЕ организовывать свою деятельность, готовить место для разных видов работ (работа с карточками)
Оборудование: презентация к учебнику, карточки растений луга и водоема, атлас-определитель, рисунки с изображением животных водоема.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет много нового и интересного. Мы с вами погрузимся в подводное царство и все там рассмотрим. На уроке нам понадобится учебник, атлас определитель и ваше внимание. Начнем наше занятие с игры.
I. Определить уровень владения ранее изученного материала посредством игры и теста (предыдущая тема «Жизнь луга»).
1. Игра «Узнай меня»
• Это очень ценный злак - кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метелку. (Мятлик.)
• Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка.)
• Этот житель - санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мертвых животных. (Жук-могильщик.)
• Ее назвали в честь врача - героя греческих мифов. В настоящее время это редкое насекомое. (Махаон.)
• Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами. (Кузнечик.)
2. Тест - опрос
1. На лугу растут:
а) только травянистые растения
б) мхи и лишайники
в) кустарники и травянистые растения
2. На лугу живут:
а) лебеди, рябчики, шелкопряды
б) шмели, совы, глухари
в) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
3. Растениями луга являются:
а) тимофеевка, клевер, нивяник
б) ландыш, осока, ягель
в) черника, пион, типчак
4. Санитарами луга и леса называют:
а) жуков навозника и могильщика, дятла
б) пчел, кабанов, соек
в) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?
а) желуди - мыши - совы
б) мятлик -» мыши -» совы
в) остатки растений - дождевой червь - трясогузка
II. Самоопределение к деятельности
Послушайте стихотворение и добавьте последнее слово.
Тихо плещется вода,
Ряска, лилия видна,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Жизнь кипит, а мы споем
Это пресный. (водоем).
- О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.) (Учитель записывает на доске тему : «Жизнь в пресных водах».)
- Какую цель урока мы можем себе поставить в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)
- Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)
- Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
III. Открытие нового знания
1. Беседа
- Кто знает, какие бывают водоемы? (Водоемы бывают естественные и искусственные. А еще пресные и соленые.)
- О каких водоемах мы будем говорить на уроке? (Пресные водоемы - это реки, озера, болота, ручей. Искусственные водоемы - пруд, канал, водохранилище.)
2. Работа в парах (группах)
- Внимательно рассмотрите фотографию на слайде. Опишите водоем по фотографии. (Заслушать рассказы 2- 3 пар.)
3. Самостоятельная работа
- Какие растения растут в водоемах? (Ответы детей)
- Давайте поближе познакомимся с этими растениями. Работа в группах с гербариями и атласами-определителями.
- Что интересного узнали из атласа-определителя? (Кувшинку в народе называют белой водяной лилией, она нуждается в охране. Кубышка растет не только в озерах и прудах, но и в реках, ее тоже надо охранять. Корни кубышек и кувшинок находятся на дне водоема, а широкие листья плавают на поверхности.)
На берегах водоема растет череда это лекарственное растение запоминается тем, что его семена - колючки, цепляющиеся за одежду. Стрелолист можно узнать по листьям. Они похожи на стрелы с большими широкими наконечниками, в высоту растение достигает одного метра.
А это сусак зонтичный и горец земноводный. В толще воды плавают мельчайшие водоросли, благодаря которым вода в озере имеет зеленый оттенок.
4. Самостоятельная работа
- Каким вы представляете животный мир водоема? Каких животных водоема вы можете назвать? (Ответы детей.)
Далее можно предложить ученикам поработать в парах и проверить друг друга, как запомнили животных водоема: один показывает иллюстрацию животного, другой называет, затем меняются ролями.
5. Работа по учебнику С. 178-182
- Предлагаю прочитать статью в учебнике и узнать новую информацию о природном сообществе пресных вод. (Ученики читают статью.)
- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
- Как живут обитатели водоема? (Они живут сообща.)
- Как по другому можно назвать водоем? (Пресноводное сообщество.)
IV. Первичное закрепление 1. Работа с загадками
Ползает наоборот -
Задом наперед,
Все под водой
Хватает клешней. (Рак.)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы.)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом.)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука.)
У кого глаза на рогах,
А дом на спине? (Улитка.)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка.)
2. Покажите на примерах, что в пресноводном сообществе все связаны между собой. (Например, растения (водоросли) выделяют в воду кислород, которым дышат животные. Растениями водоема питаются животные. Рыбы питаются растениями и личинками насекомых, а цапля рыбой.)
4. Приведите примеры неправильного поведения человека уводы. (Ответы детей.)
Прочитайте статью «Человек у воды» на с. 183. Какие примеры вы еще можете назвать (Ученики читают текст, приводят примеры неправильного поведения человека у воды.)
V. Подведение итогов урока
- Какова была цель урока?
- Какие знания мы открыли? (Высказывания детей. Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 184 учебника.)
IV. Рефлексия
Дополните предложение: «Теперь я знаю, что.»
Где могут пригодиться в жизни новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получалось?
Над чем еще надо поработать?
Кого можно поблагодарить за урок? (Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание
• Прочитать текст на с. 178—186 учебника, ответьте на вопросы. Выполните задания 2,3,5,8 на с. 82- 85 рабочей тетради.
• Сходите с родителями на ближайший естественный водоем, послушайте звуки, посмотрите какие растения там растут, попробуйте найти те растения, с которыми мы сегодня познакомились