Ольга Алексеевна Мошкоркина
Конспект урока-открытия по окружающему миру в 4 классе «Зона арктических пустынь»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока-открытия по окружающему миру
4 класс (А. Плешаков»Школа России)
Тема: Зона арктических пустынь.
Цели урока :
1. Познакомить учащихся с характерными особенностями зоны Арктики.
2. Формировать представление об особенностях животного и растительного мира Арктики.
3. Показать влияние деятельности человека на природу Арктики.
Публикация «Конспект урока-открытия по окружающему миру в 4 классе „Зона арктических пустынь“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
4. Развивать связную речь, память, мышление, воображение, наблюдательность. Формировать умение ориентироваться по карте, умение работать с дополнительными источниками информации
5. Воспитывать экологическую культуру. Развивать эмоционально-положительное отношение к объектам природы. Развивать коммуникативные умения.
6. Воспитывать чувство сотрудничества при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные:
• уметь показывать природную зону на карте природных зон;
• иметь представление о природе зоны арктических пустынь (неживая природа, растения, животные);
• моделировать цепи питания природной зоны;
• иметь представление об освоении природных богатств природной зоны.
Метапредметные:
• определять учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать степень её достижения;
• извлекать информацию из карты и схемы;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• рассказывать о природной зоне по плану;
• представлять информацию в виде таблицы;
• готовить сообщения с помощью взрослых.
Личностные:
• осваивать социальную роль обучающегося;
• проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
• понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Формы организации познавательной деятельности:
• фронтальная
• индивидуальная
• работа в группе
Оборудование: учебники, тетради на печатной основе, карта природных зон России, плакат «Природа Арктики».презентация выставка детских работ.
Запись на доске:- Зона арктических пустынь.
- Почему этот суровый край называют арктической пустыней?
Организационный момент:
Добрый день и добрый час
Очень рады видеть вас
Повернулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.
1. Проверка домашнего задания
-Начнем мы наш урок с проверки домашнего задания.
а) Выполнение теста (КИМ) Взаимопроверка. Анализ выполненной работы (разбор ошибок)
б) Задание: на контурной карте подписать моря Северного Ледовитого океана. Проверка в парах. Оцените свою работу.
_-Назовите и покажите на карте моря Северного Ледовитого океана.
2. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока
-Что общего у этих морей (холодные, покрыты льдами).
- Почему? (находятся в полярном поясе, где холодно, солнечные лучи недостаточно дают тепла, падают на землю отвесно).
-Да, вы правы, Земля имеет форму шара, наклонена, поэтому не все участки земной поверхности получают одинаковое количество тепла. Т. о. существует смена природных зон от полюсов к экватору. Это закон природной зональности. И мы, начиная с сегодняшнего урока, будем знакомиться с природными зонами России.
4. Основная часть урока по теме
-Послушайте отрывок из сказки:
"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах. Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"
- Из какого произведения этот отрывок? (Г. Х. Андерсен "Снежная королева").
- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).
- Где могла бы жить Снежная королева? (На Севере, в Арктике)
Учитель показывает на карте Арктику.
Арктика! Это крайний север России.
Знаменитый норвежский исследователь Фритьоф Нансен назвал Арктику “страной льда и тьмы». В науке - это зона арктических пустынь. Давайте посмотрим, все ли слова нам знакомы?
РАБОТА СО СЛОВАРЕМ
-Как вы понимаете слово «зона», «пустыня»? давайте посмотрим, какое определение дается в толковом словаре Ожегова?
-Зона-часть территории, пояс, полоса, пространство между какими-нибудь границами.
-Пустыня - большое незаселенное людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью.
-У нас есть еще одно слово «арктическая». А что вы представляете, когда произносите слово «Арктика?» (холодно, там живут медведи)
-3 таких разных слова соединились, и получилось название природной зоны ЗОНА АРКТИЧЕСКИХ ПУСТЫНЬ.
-Закройте глаза, представьте себе арктическую пустыню. Откройте глаза, что вы представили? (холод, снег, тишина, бесконечная снежная даль. Кажется, что тебя окружает пустота. Создается впечатление, что здесь никого нет)
-И сегодня мы отправимся в экспедицию, в царство Снежной Королевы, в Арктику.
-Какова будет цель нашей экспедиции? (изучить особенности этой природной зоны.) Должны ответить на вопрос:
-Почему этот суровый край называют арктической пустыней?
-Давайте вспомним план, по которому мы будем изучать природную зону.
Обратимся к учебнику на с. 71 (зачитывание плана)
-Итак мы отправляемся в экспедицию для изучения зоны арктических пустынь. Экспедиции бывают разные. Членами нашей экспедиции являются синоптики, ботаники, зоологи, экологи.
-Во всех научных экспедициях обязательно надо вести записи. У каждой исследовательской группы есть страница бортового журнала, в которую мы будем заносить свои наблюдения, впечатления и выводы.
-Распределим обязанности:(по журналу)
- 1 группа учащихся будет синоптиками
-2 группа учащихся будет зоологами
-3 группа будет ботаниками и 4 группа – экологами. Рассаживайтесь группами. Сейчас нам предстоит исследовательская работа. У каждого учёного есть материал, который необходимо изучить, систематизировать, проанализировать и представить отчет о проделанной работе. Ваш отчет вы оформляете на странице.
-Итак, уважаемые учёные, вспомните, где мы сможем добыть неизвестную нам информацию? (в интернете, в учебнике, спросить у учителя, у взрослых)
-Посмотрим,что нам может рассказать интернет
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ (в процессе просмотра -работа по карте)
Смотрим до кадра» Ледокол»
-“Арктос”! В переводе с греческого – медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса. В зоне арктических пустынь лежат архипелаг Земля Франца Иосифа, Северная часть Новой Земли, Новосибирские острова, Остров Врангеля, Архипелаг Северная Земля. Большая часть Северного Ледовитого океана в течение всего года покрыта льдами. Толщина однолетнего льда достигает 1.8 м, многолетнего- 3 - 4 м.
После просмотра презентации
Учитель: Где же ещё мы сможем найти информацию по новой теме?
-В учебнике.
_-Ознакомьтесь с информацией в учебнике и заполните свои бортовые журналы
(с. 76-82)
Выступление синоптиков.
Выступление ботаников
-Спасибо, уважаемые ботаники.
-Места массового гнездования птиц называют «птичьими базарами». Здесь они откладывают яйца и выводят птенцов.
-Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, изучающим животный мир Арктики. (Зоологи)
-Спасибо, уважаемые зоологи. Сейчас слово предоставляется вашим коллегам, экологам.
Что нужно сделать, чтобы не нанести Арктике непоправимый урон?
• Запретить охоту на редких животных
• Ограничить отлов рыбы
• Взять под охрану птиц и животных
• Бережно относиться к природным богатствам
• Сконструировать суда, которым не нужен был бы мазут
• «Суда-губки» всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают мусор, пластмассовые отходы.
Большое спасибо, уважаемые экологи, за вашу работу. Вы познакомили нас с проблемами, возникшими в Арктике по вине человека, и предложили пути их решения.
(ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ)
На острове Врангеля в 1976 году создан заповедник. Остров Врангеля – единственное место в нашей стране, где гнездятся красивейшие редкие птицы – белые гуси. В этом заповеднике самые крупные в мире скопления моржей! На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Ещё одно интересное животное – овцебык. Этот зверь в далёком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. А сейчас учёные снова поселили его на острове Врангеля.
5. Физкультминутка
6. Обобщение и систематизация знаний (беседа).
Наши ученые хорошо поработали, мы познакомились с особенностями Арктики. Ответьте мне на вопрос:
Как приспособились растения к суровым условиям Крайнего Севера?
• растут в защищённых от ветра местах;
• низкорослые, часто стелятся по поверхности (защита от ветра, тепло от земли);
Что помогает выжить животным в Арктике?
• Толстый слой жира.
• Густая тёплая шерсть у зверей, пух у птиц.
• Широкие лапы у зверей.
• Окраска меха.
• Сезонные передвижения.
• Близость моря и пищи.
В Арктике очень скудная растительность, животный мир очень удивителен и неповторим. Работают люди. Я тогда что-то ничего не понимаю!
Почему же этот суровый край называют арктической пустыней? Может быть это ошибка? (очень бедная растительность, животный мир неразнообразный, людям здесь жить некомфортно, холод, снег, тишина, бесконечная снежная даль, Кажется, что тебя окружает пустота. Создается впечатление, что здесь никого нет).
7. Закрепление знаний и способов действий
Молодцы! Очень часто в Арктику отправляются различные экспедиции. И я нашла заметки одного путешественника. А вы определите ошибки и исправьте их.
РАБОТА В ГРУППАХ
«Итак, я на Южном полюсе, в Арктике. Арктика – это огромное пространство, расположенное на площади Тихого океана. Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые лучи. Зимой морозы достигают 60 градусов, а летом воздух нагревается до 20 градусов. Растительный мир богат. Утром мне удалось сфотографировать бурого медведя, моржа, лося, волка, тюленя. После обеда началась гроза с ливнем, я поспешил в укрытие. Люди приезжают сюда отдыхать, так как здесь благоприятные климатические условия».
Сколько допустил ошибок путешественник?
Проверьте, эти ли вы ошибки нашли?
Кто сделал правильно? Кто допустил ошибки?
Оцените свою работу
3 балла- если нашли все ошибки
2 балла- пропустили 1-2 ошибки
1 балл- если пропустили более 2 ошибок
Наше путешествие подходит к концу. Чтобы вернуться обратно и чтобы удачно прошел наш полет, сейчас предстоит ответить на ряд вопросов, каждый из вас проверит свои знания. Перед вами бланки к тесту. Я задаю вопрос, а вы ставите «+», если согласны с высказыванием, знак «–», если не согласны с высказыванием.
8. Контроль и самопроверка знаний
Тест «Да или нет»
Если высказывание верно, учащиеся ставят знак «+», если высказывание неверно, то знак «-».
1) Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана. (-)
2) В Арктике нет коренного населения. (+)
3) В Арктике для растений и животных сложились суровые условия. (+)
4) В ледяной зоне растут кедры, пихты, ели. (-)
5) В Арктике обитают тюлени, моржи, белые медведи. (+)
6) Арктический заповедник расположен на острове Врангеля. (+)
7) Большое скопление птиц на скалах называют «птичьими рынками». (-)
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
КРОССВОРД В ПРЕЗЕНТАЦИИ
9. Подведение итогов урока
Наше путешествие подошло к концу, но мы не расстаемся с Арктикой навсегда, мы будем читать о ней, открывать все новое и новое для себя. Мы возвращаемся, а красоту Севера уносим собой в своем сердце и своих заметках. Было очень приятно работать в экспедиции с умными, наблюдательными и заботливыми исследователями.
10. РЕФЛЕКСИЯ.
-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы этих целей? Что мы узнали?
-Какие задания вам понравились больше всего?
-Какие вызвали затруднения?
-Какие задания вы хотели бы включить в следующий урок?
-Кто испытывал затруднения?
-Что понравилось во время экспедиции?
-О чем бы вам хотелось узнать подробнее?
11. Домашнее задание.
Я предлагаю вам побыть в качестве историков, найти исторические сведения об освоении Арктики, информацию об исторических личностях, которые занимались исследованием Арктики.