Получи документы

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»

Татьяна Козлова
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по «Окружающему миру»

Класс : 3

ТЕМА: «Многоликая Россия».

Ход урока:

1. Организационный момент

• Готовность к уроку

• Постановка цели и задач урока

2. Основная часть урока (работа над новым материалом)

Видео (мультфильм) «Многоликая Россия»

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Сформулируйте тему нашего урока.

Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе „Многоликая Россия“» размещена в разделах

- Что вам интересно узнать при изучении данной темы?

- На основе ваших вопросов я сформулировала задачи урока :

• Что такое народ (нация?

• Что такое национальность?

• Какие народы живут в России?

• Какой народ самый многочисленный?

• Чем отличаются народы?

- Для начала определим, что же такое народ? Ребята, кто может сформулировать определение понятия?

- Предлагаю вам обратиться к определению, которое представлено в параграфе учебника на странице 81. Прочитает нам его …

- Ребята, а что же такое национальность?

- Определение нам прочитает …

- У каждого народа свой язык, свой национальный костюм, своя культура. Предлагаю вам поближе познакомится с народами, проживающими на территории России :

Как вы думаете, с каким народом мы познакомимся прежде всего? В качестве подсказки, предлагаю вам загадку, ответив на которую вы поймете, о ком пойдет речь:

Сарафан надену красный,

Русу косу заплету,

Балалайка заиграет,

Я вам «Барыню» спляшу. (Русские)

Верно. Про эту народность нам расскажет …

Русские — восточнославянский народ. Национальный язык — русский. Общая численность русских в России — 111 миллионов.

Традиционные занятия: в прошлом они оседло жили на лесных равнинах и занимались в основном сельским хозяйством.

Традиционная кухня: обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырё х блюд: холодная закуска, суп (предпочитали борщ, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

Национальный костюм: существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном. Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги. Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера шили из кожи.

- У всех на столах есть сравнительные таблицы, которые по ходу знакомства с народностями мы будем заполнять. Итак, что из рассказа мы узнали о русских?

- Вносим данные в таблицу

- Все справились?

- Проверим себя

• Переходим к следующему, не менее интересному народу.

• Как вы думаете, о ком идет речь в данной загадке?

Тюбетейки носим мы,

А живем на Волге.

Сабантуй - народный праздник

Отмечаем долго.

- Подробнее об этой народности нам расскажет …

Татары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа, имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Традиционные занятия: пашенное земледелие, скотоводство. Выращивалась пшеница, рожь, ячмень, овёс, горох, чечевица, просо, полба, лен, конопля. Разводили мелкий и крупный рогатый скот, лошадей, а крещеные татары — свиней. Животноводство, особенно в степных районах, по значимости не уступало земледелию. В качестве наследия кочевого прошлого для татар характерна любовь к лошадям. Огородничество играло второстепенную роль. Основным растением для большинства был картофель.

Традиционная кухня: кумыс, который готовят из молока кобылы, беляши. Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени.

Национальный костюм: в основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи. Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

- Вносим данные в таблицу

• Для знакомства со следующим народом, вам необходимо отгадать ребус, который представлен на слайде

(Чуваши)

- Про них нам расскажет …

По одной из гипотез чуваши являются потомками болгар. Также и сами чуваши считают, что их далекими предками были булгары и сувары, которые когда-то населяли Булгарию.

Другая гипотеза гласит, что данная народность принадлежит к объединениям савиров, которые в далекие времена откочевали на северные земли из-за того, что отказались от общепринятого ислама. Во времена Казанского ханства предки чувашей входили в его состав, но были достаточно самостоятельным народом.

Традиционные занятия: основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Основными взращиваемыми культурами были: рожь, полба, овес, ячмень, пшеница, гречиха и горох. Также здесь выращивался лен и конопля.

Традициональная кухня: преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе, похлёбки с клёцками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени - сныти, борщевика, крапивы и т. д., каши (полбенная, гречневая, пшённая, чечевичная, толокно, варёный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб (хура cакар, пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль, лепёшки, ватрушки с картофелем или творогом (пуремеч). Реже готовили хуплу - большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой. Молочные продукты - турах - кислое молоко, уйран - пахтанье, чакат - творожные сырки. Готовили шартан - колбасу из овечьего желудка, начинённого мясом и салом; тултармаш - варёную колбасу с начинкой из крупы, рубленого мяса или крови. Из мёда делали брагу, из ржаного или ячменного солода - пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

Национальный костюм: женщины носили туникообразные рубахи, которые украшались вышивкой и различными подвесками. И женщины и мужчины поверх рубахи надевали шупар, кафтанообразную накидку. Женщины покрывали головы платками, а девушки носили шлемообразный головной убор - тухъю. Верхней одеждой служил холщевый кафтан - шупар. В осенний период чуваши одевались в более теплый сахман - поддевку из сукна. А зимой все носили приталенные овчинные шубы - кёрёки.

- Вносим данные в табл.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, о какой народности пойдет речь в следующем докладе?

• Чеченцы

О древнейшем народе мира, жителях Кавказа, нам расскажет …

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Чеченцы разводили овец, крупный рогатый скот, а также породистых лошадей для верховой езды. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесла, горный промысел, производство шелка, обработки кости и рога.

Традиционная кухня: Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш, несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Национальный костюм: традиционная мужская одежда чеченцев - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Мужские головные уборы - высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание ее влекло кровную месть. Основными элементами женской одежды чеченок - рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда до земли. Цвет одежды определялся статусом женщины, различался у замужних, незамужних и вдов.

- Заполнение таблицы

• Посмотрите на слайд, как вы думаете название какого народа здесь зашифровано? (Подсказка, вам поможет знание алфавита) :

33, 12, 21, 20, 29

(Якуты)

Якуты, которые называют себя сахА – народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV – XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона. Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

Традиционные занятия: коневодство и разведение крупного рогатого скота. На севере разводили оленей. Было развито также рыболовство. Существовало собирательство – сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры, заготавливавшейся на зиму в сушёном виде, кореньев (сарана, чекана и др., зелени (дикий лук, хрен, щавель, из ягод не употреблялась малина, считавшаяся нечистой.

Традиционная кухня: Основная пища – молочная, особенно летом: из кобыльего молока – кумыс, из коровьего – простокваша (суорат, сора, сливки (кюэрчэх, масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др. ; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлёбка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина.

Национальный костюм: Традиционная мужская и женская одежда – короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон, зимой – меховой, летом – из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых – из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых – с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах, расшитый красным и зелёным сукном и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь – зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс, летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин – с аппликацией, длинные меховые чулки.

- Вносим данные в таблицу

Работа в группах

- А теперь предлагаю вам разбиться на 6 групп. Нужно собрать пазл и определить к какой народности относится костюм.

Итог урока.

Давайте подведем итог урока, на чистых листочках ответьте на следующие вопросы:

«Сегодня я узнал»;

«Раньше я не знал, а теперь знаю.»;

«Я научился».

Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Мир растений» Тема урока: Мир растений Цели: Ознакомить с основной классификацией растений, рассмотреть особенности каждой группы растений. Задачи урока:.

Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Разнообразие растений» Предмет: Окружающий мир Класс: 3 Урок: 13 Дата: 19.10.2016 г. Тема: «Разнообразие растений» Педагогическая цель: создание условий для.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Что такое хвоинки?» Конспект урока Класс: 1 Предмет: окружающий мир Тема: «Что такое хвоинки?» Цель: создать условия для открытия учащимися нового знания о.

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Советская Россия. СССР. Российская Федерация». Учитель: Жабуева С. А. Окружающий мир Раздел: Наша Родина: от Руси до России Тема урока: Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Тип.

Конспект по окружающему миру во 2 классе «Смена времён года» Открытый урок окружающего мира. 2 класс. Смена времён года. Цель: формирование общеучебных умений в процессе изучения временных изменений.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов» Окружающий мир 3 класс Тема: В царстве грибов Тип: изучение нового материала Учитель: Маслова Юлия Васильевна ГБОУ СОШ № 606 Цель: познакомить.

План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Отечественные войны 1812 и 1941–1945 года. Сравнение» Тема: «Отечественные войны 1812 и 1941-1945 года. Сравнение» Предмет: окружающий мир Класс: 4 Учебник: О. Н. Федотова, Т. В. Трофимова; изд.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?» Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть. Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер? Цель урока: сообщение новых знаний.

Проект урока по окружающему миру во 2 классе «Путешествие по материкам» Пояснительная записка Данная работа представлена по направлению Начальная школа. Предмет, класс: окружающий мир, 2 класс УМК: Образовательная.

Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний»Разработка урока по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» по УМК «Планета знаний» Открытый урок по окружающему миру во 2 классе «Что такое глобус» Учитель: Т. М. Захарченко Школа: МБОУ СОШ № 77 Методическая цель урока:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»
Опубликовано: 8 декабря 2017 в 19:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Многоликая Россия»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Козлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД