Юлия Маслова
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «В царстве грибов»
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий мир 3 класс
Тема: В царстве грибов Тип : изучение нового материала
Учитель: Маслова Юлия Васильевна
ГБОУ СОШ № 606
Цель: познакомить с размножением и развитием грибов
Задачи:
- создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
- различать части гриба;
- приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
- содействовать формированию критического мышления;
- создать условия для развития коммуникативных умений.
Темочки:
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
- способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
Предметные Метапредметные Личностные
- знать о наличии царства грибов;
- знать строение гриба;
- находить и перечислять части гриба;
- знать съедобные и несъедобные грибы;
- различать грибы-двойники;
- знать грибы, занесённые в Красную книгу.
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
-классифицировать грибы на две группы : съедобные и несъедобные;
- проверять правильность выполнения задания;
- формулировать правила сбора грибов;
- сравнивать правила, сформулированные самостоятельно, с правилами в учебнике;
- работать в паре;
- создавать модель гриба.
- осознавать значение грибов для леса;
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
Ресурсы урока : учебник, 3 класс, часть 1, рабочая тетрадь 3 класс, 1 часть, электронное приложение
Ход урока
Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
1. Орг. момент
Прозвенел звонок.
Начался урок.
Стали ровно, тихо сели.
На меня все посмотрели.
Дети стоят возле своих парт, приветствуют учителя.
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы будем путешественниками – исследователями. А куда мы отправимся на уроке, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч её долой? (Лес)
На доске плакат с изображением облаков, солнца, тропинок и тд.
- Ребята, а что такое лес?
- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.
- Какое значение имеет лес в природе?
- А для нас, человека, какое значение имеет лес?
- Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти?
- Молодцы!
- А давайте вспомним, что такое природа?
– Правильно.
- Какая бывает природа?
Это место, где много деревьев, растений и животных. Помещают на плакат.
Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи
Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха
В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся.
Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человек
Живая и неживая
-Какое название дали ученые – биологи этим группам?
На доске открывается схема:
ЖИВАЯ ПРИРОДА
царство царство
животных растений
- А кроме растений и животных, что ещё встречается в лесу?
-Чего не хватает в нашей модели природы?
Поместим грибы на плакат
- К какому царству
вы отнесёте ягоды?
- А грибы можно отнести к этому царству? Почему?
- Как же тогда быть? К какому царству можно отнести грибы?
- Совершенно верно, учёные – биологи выделили грибы в отдельное царство.
(В схему добавляется табличка
царство грибов)
-Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Верно. Мы сегодня отправимся в царство грибов.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? Какие цели поставим?
- Почему грибы определили в отдельное царство?
- Значит, что мы ещё узнаем?
-Что вы ещё знаете о грибах?
-Раз грибы бывают разных видов, то чему мы будем учиться?
- А ещё, ребята, мы создадим модель гриба. - Учёные биологи назвали их царствами : царства растений и царства животных.
-Ягоды, грибы.
-Грибов.
Дети помещают различные грибы на плакат.
-К царству растений.
- Нет, нельзя. Потому что они отличаются от растений: у них нет веточек, стеблей, цветов, листиков.
- Их можно отнести
к царству грибов.
- Царство грибов.
- Мы узнаем, какие бывают грибы.
-У них особое строение.
- Узнаем строение гриба.
-Грибы бывают съедобные и несъедобные.
- Мы будем учиться классифицировать грибы.
3. Работа по теме урока
-Ребята, какие грибы вы знаете?
-Что общего в их строении?
- Что такое грибница, какую роль она выполняет?
- Уточним ответ. Найдите информацию в учебнике на с. 112.
- Сравните ваши ответы с тем, что прочитали в учебнике.
- Есть разница? В чём?
-Мы знаем, что грибы выделены в отдельное царство по признаку строения. Чем ещё грибы отличаются от растений?
- А теперь, изготовим модель гриба.
Рыжики, боровики, мухоморы, опята и т. д….
- У гриба есть шляпка, ножка и грибница.
Ответы детей.
С. 112 – дети читают текст, ищут ответ на вопрос.
Дети сравнивают (ответы будут зависеть от того, что скажут дети о грибнице).
- Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества как растения.
Дети лепят гриб из пластилина.
Физминутка
Свежий воздух мы вдохнём –
За грибами все пойдём :
Друг за другом по тропинке,
А в руках у нас корзинки.
Вот болотце впереди
Как же нам его пройти?
Встанем на носочки,
Прыгнем мы на кочку.
На полянке у реки
Мы увидели грибы.
Их в корзинку соберём
И в обратный путь пойдём!
- Ребята, с какой целью, вы выполняли это задание?
- Назовите части гриба.
- Чем ваши модели гриба отличается от настоящего гриба?
Какие разные модели грибов у вас получились! Расскажите, кто какой гриб слепил.
- Разложим ваши грибы в корзинки.
- У меня есть 2 корзины, по какому признаку мы разделим грибы на группы?
- Какое действие мы будем осуществлять?
- Какие грибы будем складывать в одну корзинку? А в другую?
- А вы, ребята, (обращаюсь к «грибникам») проследите, чтобы каждый гриб попал в свою корзинку.
- Проверим, правильно ли вы распределили грибы?
- Ребята, в Атласе – определителе на с. 100 вы найдёте более глубокую классификацию грибов. Найдите 3 абзац, прочитайте его.
- Что нового узнали о группах грибов?
- Ребята, с какой целью мы выполняли это задание?
- Ребята, мы ходим по лесу, собираем грибы. Что нужно обязательно знать при сборе грибов?
- Совершенно верно. А бывает и так: вам кажется, что этот гриб съедобный, а это оказался гриб-двойник – несъедобный. Он очень похож на съедобный гриб. Узнаем, как различить грибы-двойники.
Прочитайте текст на с. 114, рассмотрите рисунки, выделите отличительные признаки грибов-двойников.
- Какие отличительные признаки грибов-двойников вы выделили?
- Встречаются ли эти грибы в нашей местности?
- Будьте внимательны при сборе грибов!
-Ребята, с какой целью вы выполняли это задание?
- Ребята, поднимите руки, кто любит собирать грибы?
-С кем вы ходите в лес?
-Как вы собираете грибы?
- Обсудите с соседом по парте правила сбора грибов.
- Какие правила вы сформулировали?
- Прочитайте правила в учебнике. Сравните их с правилами, которые вы сформулировали.
-Какие новые правила вы узнали?
- Что может случиться, если не соблюдать эти правила?
-Если исчезнут грибы, то какие последствия могут быть для природы?
-Учёные – биологи сделали свой вывод, об этом вы узнаете из текста на с 112.
Прочитайте и скажите, какое значение имеют грибы для леса.
- Так и случилось с некоторыми грибами. Они либо исчезли, либо их осталось очень мало.
- Какие меры принимаются по охране природы в России?
- Эти грибы занесены в Красную книгу России.
(Показать Красную книгу)
- С какой целью их занесли в Красную книгу?
-Знать строение гриба, уметь создавать модель гриба.
-Шляпка, ножка, грибница.
-Размером, формой цветом, запахом…
Дети называют грибы.
Съедобные -несъедобные
-Мы будем классифицировать.
- В одну - съедобные, а в другую - несъедобные.
(Два ученика проходят по рядам, ребята складывают модели в корзинки)
Ответы детей:
-Я положил ….гриб в корзинку со съедобными грибами, потому что этот гриб съедобный, его можно употреблять в пищу.
И т. д.
Дети читают текст на с. 100 в Атласе-определителе, 3 абзац.
Есть ещё условно съедобные – нужно отварить, и ядовитые – содержат яд, очень опасный!
-Уметь классифицировать грибы по определённому признаку.
- Нужно знать, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
РАБОТА В ПАРЕ.
Дети читают текст, выделяют отличительные признаки грибов-двойников.
Ответы детей (информация из учебника)
- Да, встречаются.
Знать грибы – двойники и уметь их различать.
Дети поднимают руки.
Ответы детей.
РАБОТА В ПАРЕ.
Дети обсуждают и формулируют правила.
Называют правила.
Сравнивают правила.
Ответы детей.
- Грибы исчезнут.
Ответы детей.
Ответы детей.
Строят заповедники, создают зоопарки, налагают штрафы, заносят в Красную книгу России.
-Чтобы их берегли, охраняли все люди. Чтобы они не исчезли совсем с лица Земли.