Марина Володина
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть.
Тема урока : Почему идёт дождь, и дует ветер?
Цель урока : сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.
Задачи урока :
Учебные:
• расширить, уточнить представление детей о дожде и ветре;
• объяснить причины их возникновения ;
• раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;
• объяснить причины их возникновения.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 1 классе „Почему идёт дождь и дует ветер?“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Дождь, дождик, тучи
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Погода и природные явления
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Развивающие:
• развитие познавательного интереса к предмету;
• развитие мышления, умения выделять наиболее значимый материал;
• развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;
• показать последствия этих явлений;
• формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.
Воспитательные:
• воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;
• быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.
Форма проведения урока : решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.
Форма организации учащихся: индивидуальная, групповая и коллективная.
Тип урока : урок-исследование.
Оформление урока : УМК «Школа» России, учебник Плешакова А. А. Базовый учебник: «Окружающий мир» А. А. Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, «Рабочая тетрадь А. А. Плешаков для 1 класса начальной школы в 2-х частях, раздаточный материал,компьютер, проектор, экран.
Планируемый результат: дети должны научиться:
Объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек).
Должны получить возможность научиться: наблюдать за дождём и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний.
Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Основные понятия Дождь, ветер, осадки, явления природы.
Межпредметные связи Литературное чтение
Ресурсы:
- основные Компьютер, проектор, презентация, учебник.
- дополнительные: у учителя – блюдце с водой, вата, свеча, стакан с водой, приготовленный за несколько дней и стоящий в тёплом месте.
У учащихся – карточки с заданиями, учебник
Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.
ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.
Ход урока.
I Оргмомент.
- В нашем классе все друзья :
Я,ты,он,она
Улыбнитесь тем,кто справа,
Улыбнитесь тем,кто слева,
Улыбнитесь тем,кто сзади,
Все мы дружная семья
II Актуализация знаний
- Ну а дом всех нас и всего человечества это-…. (Земля)
-С егодня мы продолжим путешествовать. И, как легкие весенние, облачка полетим в прекрасный и загадочный мир природы.
-Работать будем в группах. Давайте сначала вспомним правила работы в группах и парах.
(Дети называют. Вывешивается таблица:
-У каждого руководителя группы есть белое облачко. А у каждого из вас есть капельки синего и серого цвета. Приклейте серые капельки те,кто считает,что уже все тайны природы вам известны, и вы все знаете.
Если же считаете,что знаете много, но еще многое предстоить открыть и узнать,приклейте капельку синего цвета.
Каждый приклеивает по 1 капельке к облаку своей группы.
(результаты вывешиваются на доске)
-Какой цвет преобладает? Мы многое уже знаем,но еще больше предстоит узнать.
-На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где?. (В космосе)
-Обратите внимание на опорные слова на доске:
Карточки: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ
-Прочитайте слова хором. Разделите их на 2 группы (2 реб. у доски. Карточки: Явления природы и небесные тела)
- С какими понятиями мы уже знакомы?
-На этот раз я предлагаю попробовать свои силы в парах.
-Не забывая правила, возьмите желтый конверт с заданием. Ваша задача наклеить в пустую клетку ту картинку, которая соответствует определению и вспомнить их названия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
Проверим правильность выполненного задания с помощью экрана.
-Эксперты сегодня будут… (С каждого ряда по 1 человеку. Они проверяют быстро проходя по рядам.)
-А кто такие эксперты? В словаре Ожегова,это специалист в какой-то области.
-Есть ли желающие сообщить что-то новое, о чем прочитали дополнительно? (маленькие сообщения2-3 предложения). Прикрепляю значок ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
-Я предлагаю всем вам сегодня на уроке стать исследователями.
III.Физминутка
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано.
Где окно,где ведро.
Оюведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
IV. Постановка проблемы и целеполагание
- Когда глазка исследовали кабинет, заметили ли вы что-нибудь на доске?
-У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР.
-Что вы о них знаете? (ответы детей)
-Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
-Сегодня на уроке мы постараемся разобраться : почему же идет дождь и дует ветер (Тема на доске)
-А для чего нам эти знания? Я начинаю, кто-то продолжает
УЗНАТЬ,что такое дождь и ветер
РАЗВИВАТЬ мышление,речь
УМЕТЬ объяснять эти явления природы
V. Совместное открытие нового
- Послушайте,какие строки написала Галина Новицкая
(3 ребенка рассказывают стихотворение)
Мокнет ёжик, мокнет птичка,
Мокнет в поле электричка,
Мокнут ветки и соседки:
Не успели до беседки.
Мокнут зонтики и шляпы,
Мокнут чьи-то мамы, папы,
Мокнут лавочки, ограды.
Лишь лягушки очень рады:
В лужах скачут, песни пляшут,
И зеленым флагом машут…
- Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)
- Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)
- А почему веселое? (ответы детей)
- Почему грустное (ответы детей)
- А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)
- Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь (ответы детей- нет)
- А как дождик попадает на небо в тучу (предложения детей)
-Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
-Помните, 3 дня назад мы с вами поставили стакан с водой на подоконник,т. к. там тепло. Что же произошло с водой? (Она испарилась)
-Что значит слова «испарилась»?Вставьте слово6 Испарение-это превращение ….(воды) в (пар)
Выбераем основные панятия ВОДА-ПАР. На воске прикрепляются картинки
-Что в природе нагревает воду? (Солнце)
-Кто самый внимательный: в классе мы каждый день наблюдаем за процессом испарения. Подскажу:это связано с доской
ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА ОДОСКЕ И ВЛАЖНОЙ ТРЯПКЕ
VI. Эксперимент
-А что происходит дальше мы с вами сформулируем,если проведем следующий эксперимент.
Работаем в группах. Вспоминаем правила,мы их уже повторяли.
- Возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце. А теперь пинцетом приподнимите за верхний ее край.
- Ребята что происходит с ватой?
- Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,
- Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь
- Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)
Вывешивается картинка ТУЧИ и КАПЛИ ДОЖДЯ
-А теперь я попрашу расставить стрелочки (1 ребенок у доски)
-У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе.
Давайте проверим. Внимание на экран.
Показ фрагмента сопровождается рассказом учителя - Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
- Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху
Лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.
Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.
Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.
Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
Это ребята круговорот воды в природе.
-Вот так появляется дождь.
- Как думаете, какие дожди бывают?Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)
Дождь бывает очень сильным он называется ливень.
Включить слайд (Ливень)
Ливень- это проливной дождь
Включить слайд (Дождь мелкий)
Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь
Включить слайд (Косой дождь)
Бывает Косой дождь или косохлёст
- А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево
VI I РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу»
В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.
(руки поднимают вверх)
Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.
(дети раскачивают руками в разные стороны)
Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.
-Кто почувствовал прилив сил может присесть.
-А из-за чего появляется косохлест? (из-за ветра)
-Что же такое ветер?
-Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (ветерок)
-А откуда он взялся? (заставили рукой двигаться воздух)
-Как еще мы может почувствовать ветер? (подуть друг на друга)
Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть.
Но этот опыт я проведу сама. Открою одновременно окно и дверь. Шарик взлетит.
Включить слайд (как возникает ветер)
Ветер- это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
Карточки в парах. Один у доски
- А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.
Слова: теплый, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий
А сейчас проверим как вы справились (1реб читает слова которые подчеркнул)
Включить слайд (теплый ветер)
Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.
Включить слайд (ураган)
А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений
Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.
– Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?
Вывод: ветер,как и дождь, может быть и другом и врагом.
VIII Итоги урока
- Вернемся к учебной задачи урока
- Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?
- Узнали что-то новое?
Рефлексия: Работа в группах
- У каждого на парте своя капелька серого и синего цвета. Если вы на этом уроке что-то открыли на уроке,приклейте синюю,если нет-то серую.
(тучки вывешиваются на доске)
- Спасибо за урок!