Крикунова
Конспект урока музыки «Классика в нашей жизни» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока музыки в 8 классе
Тема «Почему не стареет классика»
Подготовительный этап: ДЗ – просмотр урока №1 на образовательной платформе РЭШ. Скачать на смартфон мобильное приложение https://www.shazam.com/ru
Цель урока : Способствовать приобщению учащихся к классическому музыкальному наследию посредством современных обработок классических произведений.
• Дети узнают:
Публикация «Конспект урока музыки „Классика в нашей жизни“ в 8 классе» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
современные способы обработки классической музыки;
можно ли музыку эпохи «барокко» исполнять на современных электроинструментах;
• Научатся:
понимать относительность стилевых границ в искусстве;
слышать классические музыкальные цитаты в современных композициях
• Смогут:
сопоставлять различные интерпретации и аранжировки одной и той же мелодии;
понять взаимосвязь классических традиций и современных музыкальных тенденций.
Ход урока:
Приветствие.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем рассуждать на тему «Почему не стареет классика». Но сначала давайте ответим на вопрос: «Что такое «классика» и «классическая музыка?»
(Рассуждения детей. Учитель подводит дискуссию к выводу, что классика – это произведения искусств, которые считаются образцовыми первоклассными) (Здесь можно заострить внимание детей на части слова в слове «классика» - «класс»-значит «классный» или «отличный»-«хороший»)
Итак, подведем итог наших рассуждений, то есть «классическая музыка» является первоклассной, образцовой.
Предлагаю вашему вниманию музыкальный фрагмент, определите – это произведение относится к классической музыке или нет?
Слушание: последняя часть Сюиты №2 «Шутка» И. С. Баха в исполнении вокального ансамбля «Swingl Singers»
У: Знакома ли вам эта музыка? (ответы детей)
Дети: Да, очень знакомая мелодия, но название и автора не знаем
У: А как вы считаете, эта музыка классическая или нет? (ответы детей)
У: Давайте узнаем, как называется это произведение и кто его автор?
Дети с помощью мобильного приложения https://www.shazam.com/ru определяют название и автора произведения.
Учитель: Да, действительно, автор этого знаменитого произведения немецкий композитор, яркий представитель эпохи «барокко» - 17-18 века Иоганн Себастьян Бах. Композитор жил больше 200 лет назад. И музыка того времени отличалась от современной! Хотите услышать? (ответы детей)
Слушание оригинала «Шутка» И. С. Бах
У: Музыка Баха относится к классической музыке?
Дети: Да.
У: Почему?
Дети: Потому что эта музыка была написана очень давно, а исполняют ее современный вокальный ансамбль, значит, она нравится людям, ей не перестают восхищаться.
У: Совершенно верно, это музыка проверена временем.
У: Чем отличается первое исполнение этого произведения от второго?
Дети: составом исполнителей. (вокальное исполнение в первом случае и инструментальное - во втором)
У: совершенно верно. Бах написал эту часть сюиты для флейты с оркестром. В музыке такое способ обработки музыкального произведения называется как?
(вспоминаем домашнее задание)
У: Совершенно верно. Аранжировка
Аранжировка – это переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей. (запись в тетрадь)
Итак, мы познакомились с одним из способов современной обработки классических произведений.
У: А сейчас я вам предлагаю послушать одного из самых популярных исполнителей российской эстрады Диму Билана.
Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» М. И. Глинка, исполняет Дима Билан (видео)
У: Наверное, вы все узнали строки прекрасного стихотворение великого русского поэта А. С. Пушкина, которые легли в основу романса замечательного русского композитора. Вопрос: кто написал романс «Я помню чудное мгновенье?» (работа со смартфонами)
Дети: Михаил Иванович Глинка.
У: Совершенно верно. М. И. Глинка является ярким представителем русской классической школы, жил М. И. Глинка в первой половине 19 века. Своим творчеством оказал влияние на многих других русский композиторов того времени: А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского.
У: А сейчас я предлагаю мысленно перенестись лет на 100 назад и послушать, как звучал этот романс в исполнении советского оперного певца Сергей Лемешева.
Слушание романса «Я помню чудное мгновенье» Сергей Лемешев.
У: Ответьте мне на такой же вопрос, относится ли романс М. И. Глинки к классической музыке?
Дети: Да. Потому что она тоже востребована сегодня и ее исполняют современные певцы, у этого музыкального произведения много поклонников.
У: Что общего в исполнении этого романса и в чем отличие? (ответы детей)
Дети: в первом и во втором случае романс исполнялся вокалистами, именно так, как он звучит в оригинале (голос в сопровождении фортепиано).
Дети: Разница заключается в стиле исполнения, в эмоциях исполнителя, тембре голоса, приеме исполнения) Каждый вокалист, исполняя этот романс, добавляет в него частичку «своей души», чувств, переживаний.
У: Совершенно верно. В музыке это называется (вспоминаем домашнее задание) – интерпретацией.
Интерпретация – это художественное истолкование музыкантом-исполнителем музыкального произведения в процессе исполнения. (запись в тетрадь)
У: А теперь задание для любителей рок-музыки. Предлагаю послушать следующий фрагмент музыкального произведения.
Слушание «К Элизе» В. Зинчук
У: Итак, ребята, узнали вы это произведение?
Дети: Да, очень знакомая мелодия!
У: Воспользуемся нашим приложением в смартфоне и определим, к какой эпохе принадлежит эта музыка и кто ее автор?
Дети: Людвиг Ван Бетховен.
У: Совершенно верно. «К Элизе» - это фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена. Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных шедевров мировой музыки.
Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - великий немецкий композитор и пианист, один из трех "венских классиков" (наряду с Гайдном и Моцартом). Ключевая фигура переходного периода от классицизма к романтической эпохе в европейской классической музыке, Бетховен по сей день остается одним из самых известных и исполняемых композиторов в мире.
У: Конечно, во времена Бетховена не было электронных музыкальных инструментов, тем более электрогитар. Бетховен сочинил эту для своего любимого инструмента – пианино. Давайте послушаем оригинал этой пьесы.
Слушание «К Элизе» Л. В. Бетховен (фортепиано)
У: Как вы уже поняли, что пьеса тоже является не просто классическим, а шедевром мировой музыки.
У: Очевидно, что эти два исполнения пьесы отличаются друг от друга. Чем?
Дети: Исполняется на разных музыкальных инструментах.
У: Да, верно. А еще?
Дети: в оригинале музыке звучит спокойно, равномерно, умиротворенно, ровно, даже можно сказать напевно, мелодично
У: Музыка передает атмосферу того времени. Так ведь? А в исполнении В. Зинчука пьеса приобретает более свободный характер, Исполнитель добавляет свою импровизацию.
У: И такой способ обработки в музыке называется? (домашнее задание)
Дети: Транскрипция.
Транскрипция – это свободная виртуозная обработка музыкального произведения. (запись в тетрадь)
У: Ребята, мы с вами на примере трех музыкальных классических произведений узнали три вида современной обработки, Но существует в музыке обратное явление, когда музыканты-исполнители ставят перед собой задачу максимально точно воссоздать звучание музыки прошлого, используя при этом старинные музыкальные инструменты.
Дети: Это называется Аутентичное исполнительство.
У: Молодцы! Хорошо подготовились к уроку!
Аутентичное исполнительство (от позднелат. authenticus — подлинный, достоверный) — движение в музыкальном исполнительстве, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, «историческим» представлениям.
У: Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомнили творчества трех композиторов-классиков. Предлагаю выполнить задание на оценку. На платформе https://resh.edu.ru/ сформировано задание в виде таблицы, ее нужно заполнить таблицу, сделать скан заполненной таблицы, прикрепить этот файл на платформе на проверку учителю.
У: Ребята, что необычного вы сегодня услышали или узнали на уроке?
Дети: Что современные музыканты-исполнители в своем творчестве используют музыку, которая была написана более 200 лет назад.
У: А как вы думаете, зачем они это делают?
Дети: Потому что это произведения классные, первоклассные, образцовые.
У: В стремительном потоке происходящих в жизни изменений неизменными остаются духовные ценности: любовь, дружба, сострадание, вера, надежда… Все эти ценности веками живут в искусстве: в музыке, литературе, изобразительном искусстве. «Человек, который миновал в своей жизни музыку классическую, все равно, что прожил без неба, без моря, без солнца. Музыкальное искусство – величайшая сила, оно из самых удивительных созданий человеческого духа», - пишет Р. Щедрин. Композитор считает, что «пути приобщения людей к серьезной музыке могут пролегать через аранжировки, транскрипции и интерпретации, созданные для вокально-инструментальных ансамблей, для симфоджаза высокими профессионалами.
У: На творчество современных музыкантов возложена ответственная миссия, сохранить великое музыкальное наследие для своих потомков!
Вот почему не стареет классика!
У: Всем спасибо за урок! Домашнее задание на платформе РЭШ Урок 2 (основная часть)