Альбина Чурсова
Конспект занятия «Тюбетейка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организации интегрированной непосредственно-образовательной деятельности
(Основная область «Познание») в старшей группе
«Тюбетейка»
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.
Темочки:
Программные задачи
Образовательные: Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами. Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента. Учить самостоятельно создавать узор.
Развивающие: Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. Умение обобщать и делать выводы. Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.
Воспитательные: Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.
Словарная работа: ярмарка, тюбетейка, орнамент, узор, камзул, фартук.
Форма проведения: ситуация-упражнение
Материалы и оборудование: татарская национальная одежда, тюбетейка, камзул, фартук; образец, глина, пластилин, паетки; силуэты тюбетеек, салфетки.
Предварительная работа с детьми:
Коммуникация: беседа о праздниках.
Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей татарского народа.
Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.
Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.
Труд: изготовление материалов к национальным играм.
Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Татарские сапожки».
Физическое развитие: физкультминутка «А теперь, ребята, встать. Руки медленно поднять…», малоподвижная игра «Тюбетейка»
Создание условий для самостоятельной деятельности: центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».
Взаимодействие с семьей: шитье тюбетеек, обеспечение национальной одеждой.
Ход:
(Дети сидят полукругом на стульях)
Ведущий. У каждого человека есть земля, на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужны хлеб, одежда, дом. Без всего этого ему жить просто невозможно.
Но среди самого необходимого есть у человека Родина. Как называется наша Родина, ребята? (ответы)
Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.
В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.
Среди наших гостей есть тоже представители разных народов, давайте поприветствуем их (дети приветствуют гостей на трёх языках)
Ведущий: Сегодня мы с вами погрузимся в татарскую национальную культуру. Вы согласны, дети?
Дети: Да!
Исполняется татарский танец «Дружба»
Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна!
Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России. Много народов в России живет, К новым вершинам Отчизну ведет. В единстве народов сила страны. Дети России дружбой сильны!
Язык порой разный и разная вера. Мы стали для всех образцом и примером. Дети России дружны с детских лет, В этом, пожалуй, наш главный секрет.
Общие игры у нас и забавы, Общая школа и общее право. Общее солнце, земля, где живем, Учимся вместе и вместе растем!
Ведущая: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. А вы знаете чем отличаются люди друг от друга?
Ответ детей: У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному.
Ведущий: А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть! У каждого народа своя культура: свои национальные костюмы, свой язык и традиции, свои национальные блюда, народные сказки, игры и обычаи. Все мы разные, но все мы вместе!
(Слышится стук в дверь, заходит девушка в татарской национальной одежде, в руках коробка)
Айсылу: - Здравствуйте, ребята. Я возвращаюсь с ярмарки и купила там разной красивой одежды татарского народа. А вы хотите посмотреть на них?
(Она достает из коробки одежду и показывает детям, обращает внимание на орнамент, узоры.)
- А что это такое, ребята?
Дети: - платье, камзул, шаровары, тюбетейка.
Айсылу: - Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?
Дети: - Нет, только по праздникам, на концертах. И можно увидеть на выставках и музеях.
Айсылу: - Да, ребята, вы говорите правильно. А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?
Дети: - По узорам, по пошиву.
Айсылу: - Правильно, молодцы. Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка тюбетеек. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?
Дети: - Хотим.
Айсылу: - Тогда, ребята, вам нужно будет вылепить тюбетейки и отправить свои работы на выставку. А я оставлю вам тюбетейки, а самой пора попрощаться. До свидания, ребята.
Дети: - Спасибо вам, до свидания.
Воспитатель: - Ребята, Айсылу ушла и оставила нам свои тюбетейки. А давайте рассмотрим их по лучше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисованы? Где находятся эти узоры?
Дети: - Цветы, листочки, волнистые линии. Они находятся по краям тюбетейки и в центре.
Воспитатель: - А вы хотите лепить такие красивые тюбетейки и участвовать на этой выставке?
Воспитатель: - Ребята, а сейчас смотрите и слушайте меня внимательно, я вам покажу и объясню как надо лепить. Тюбетейку можно слепить из целого куска или из двух кусков пластилина или глины. (идёт показ)
После того как слепили тюбетейку нам нужно её украсить. (показ)
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с пластилином и глиной.
(Дети рассказывают правила)
Воспитатель: - А сейчас давайте встанем и отдохнем.
Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь снова за дело.
Воспитатель: - Теперь прошу вас пройти к столам и приступить к работе.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на эти тюбетейки. А кто хочет рассказать о своей работе?
(Выслушиваю 2-3 ребенка.)
Воспитатель: - Да, ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная работа. А как вы думаете, можно ли наши работы отправить на выставку тюбетеек?
Дети: - Да, можно.
Воспитатель: - Я с вами полностью согласна! А хотите ли вы поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».
Дети: Да!
(Татарская национальная игра «Тюбетейка.)
Татарская народная игра «Тюбетейка» Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.
Задания для играющих:
1. Выбрать напарника и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники»).
2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).
Ведущий: Девочки и мальчики, вам понравилась игра?
- А кто к нам сегодня в гости приходил? А что мы с вами сегодня делали? А куда мы отправим наши тюбетейки?
- Посмотреть на наши работы к нам в детский сад заглянул артист, который ехал с ярмарки.
Входит артист. Приветствует всех.
Ведущий: Мы очень рады вас видеть у нас в гостях! Посмотрите, какие красивые тюбетейки приготовили наши дети на выставку.
Артист: Хвалит.
Артист: Я хочу подарить песню. (Поёт) А у меня для вас детки, есть еще один сюрприз. Угощает детей. Прощается, уходит.
Ведущий: Ребята, вам понравилось наше занятие? Будем в дальнейшем знакомиться с культурой и традициями разных народов?
Спасибо за внимание!