Илия Камалева
Конспект тренинговых занятий с педагогами по развитию компетентности в общении
▼ Скачать + Заказать документы
с педагогами по развитию компетентности в общении
Тема: «Восприятие человека человеком»
Составил:
педагог-психолог
Камалева И. И.
Участники: педагоги
Ведущий: педагог-психолог
Цель: осознать себя как ты воспринимаешь человека.
Задачи:
1. Осознание «барьеров» в общении (стереотипизация, эффекты, атрибуция)
Публикация «Конспект тренинговых занятий с педагогами по развитию компетентности в общении» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
2. Развитие наблюдательности к внешности, состоянию другого человека.
3. Апробировать техники установления контакта.
Использование технологий:
здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления психологического здоровья - игры и упражнения на саморегуляцию, разрядку негативных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения;сохранения физиологического здоровья и профилактики утомляемости).
Оборудование : ноутбук и интерактивная доска; слайдылисты формата А-4 и цветные карандаши на каждого участника ; ноутбук с музыкальным сопровождением
Все участники тренинга сидят в кругу. Педагог-психолог рассказывает притчу о человеке, который всю жизнь хотел изменить мир к лучшему и только к концу жизни пришёл к выводу, что надо всегда начинать с себя. Что и предлагает педагог-психолог сделать на трёх встречах. Она объясняет правила взаимодействия в группе. Все участники принимают.
Для снятия некоторого напряжения в начале педагог-психолог предлагает несколько (игровые технологии) интерактивных игр: «Постройтесь в шеренгу с закрытыми глазами по росту», «Постройтесь в шеренгу по цвету глаз», «Угадай, сколько ладоней на твоей спине».
1. Упражнение «стереотипы в общении»
Форма проведения: в малых подгруппах.
Описание: каждой подгруппе предлагается фотография одного и того же человека, но с разной установкой: одной – это учёный, другой – преступник. Задача участников найти во внешности этого человека соответствующие черты его рода деятельности.
По окончанию выполнения задания педагог-психолог в процессе обсуждения помогает осознать влияние установки на восприятие другого человека, и следовательно отношения к нему, что и является «барьером» на пути установления контактов.
Педагог-психолог просит участников поделиться аналогичными примерами из свого опыта. Несколько человек рассказывают. После этого педагог-психолог кратко рассказывает об эффектах восприятия, атрибуции, стереотипизации.
2. Упражнение «Общение в парах».
Форма проведения: в парах.
Описание: участники садятся спинами и по очереди описывают внешность партнёра. Затем поворачиваются друг к другу и анализируют ошибки при описании.
После выполнения обсуждение по кругу. Отмечается, что чаще всего было неправильно описано?
3. Упражнение «Вступи в контакт»
Форма проведения: всей группой.
Описание: Один из участников выходит за дверь. Когда он вернётся, ему надо будет определить, кто из участников будет готов вступить с ним в контакт. Один из группы будет демонстрировать желание общаться, а остальные – нежелание. При участники будут использовать только жесты, мимику. Задача ведущего: определить, кто готов с ним общаться.
После выполнения обсуждение по кругу.
- Как ты определила, что она хочет с тобой общаться? По каким признакам?
- По каким признакам ты поняла, что с тобой не хотят общаться?
- Что ты чувствовала при нежелании?
4. Упражнение «Почувствуй состояние соседа».
Форма проведения: индивидуально.
Описание: Педагог-психолог предлагает в тишине на несколько минут прочувствовать состояние своего соседа слева. После сказать ему, что вы почувствовали. Сосед даёт обратную связь.
- На какие признаки вы ориентировались, определяя состояние своего соседа?
5. Знакомство с техникой установления контакта – присоединение и поупражняться в ней.
Рефлексия парами:
- Удалось ли установить контакт?
- Что чувствовал каждый из вас в паре?
Итоговая рефлексия после первого дня тренинга :
- С чем уходите: с какими чувствами, с какими мыслями?
- Какие открытия сделали о себе?
Рефлексия по тренингу
Конспект тренингового занятия
с педагогами по развитию компетентности в общении
Тема: «Общаться с другим человеком. Как?»
Цель: Освоить техники общения, почувствовать где барьер и в чем.
Задачи:
1. Осознание своей стратегии в процессе взаимодействия с другим человеком.
2. Апробирование эффективных техник общения.
В начале педагог-психолог предлагает несколько интерактивных игр: «Перемани мою пару», «Угадай эмоцию со спины», «Ситуация - эмоция».
1. Упражнение «Ассоциации».
Форма проведения: всей группой.
Описание: Посмотреть на участников, и сказать какие образы, ассоциации возникают в связи с этим человеком, можно пояснить.
2. Упражнение «Это ты, а это я».
Форма проведения: в парах.
Описание: участники садятся друг против друга, установив контакт глаз, обращаются друг к другу с жестами «Это ты, а это я». Затем смена партнёров.
- Расскажите о вашем опыте взаимодействия.
Педагог-психолог рассказывает о 4 позициях в общении в связи с этим упражнением.
3. Упражнение «Комплименты за дверью»
Форма проведения: всей группой.
Описание: Желающий выходит за дверь, остальные говорят ему комплименты и записывают на один листок. Участник возвращается и ему вручается листок. Он может сразу прочитать и дать обратную связь об этом.
4. Знакомство с техниками пассивного и активного слушания, «Я»- высказываний, «Ты» - высказываний.
Педагог-психолог предлагает проиграть ситуации из повседневного взаимодействия, используя техники.
Рефлексия:
- Изменилось ли твоё видение данной ситуации после того, как ты использовал техники?
- Что нового?
- Что ты чувствовала в процессе взаимодействия?
Итоговая рефлексия после второго дня тренинга :
- С чем уходите: с какими чувствами, с какими мыслями?
- Что нового узнали о себе?
Отобразите своё состояние любыми невербальными средствами.
Рефлексия по тренингу
Конспект тренингового занятия
с педагогами по развитию компетентности в общении
Тема: «Конфликт»
Цель: овладение техниками и способами выхода из конфликтных ситуаций.
Задачи:
1. Исследование собственных стратегий и сложностей в конфликтных ситуациях.
2. Поиск путей оптимального разрешения конфликта.
Педагог-психолог спрашивает участников об их состоянии после двух дней тренинга, просит поделиться в связи с этим своими чувствами, мыслями.
В начале предлагает несколько интерактивных игр:
«Спина к спине», «Угадай по ладоням» и другие.
1. Упражнение «Хлопок».
Форма проведения: в парах.
Описание: Участники стоят лицом друг к другу на расстоянии шага, руки вытянуты вперёд. Один участник резким движением рук пытается коснуться тыльной части кистей другого. Роли меняются.
По окончанию выполнения задания педагог-психолог просит участников поделиться опытом взаимодействия.
- Что вы чувствовали, когда выигрывали?
- Что вы чувствовали, когда проигрывали?
- А как в жизни?
- Насколько эти стратегии выигрыша и поражения вам соответствуют в жизненных ситуациях?
2. Упражнение «Пресс».
Форма проведения: в парах.
Описание: Один становится сзади другого, ладони на плечи, можно встать на стул и надавить. Важно второму участнику почувствовать: что ему хочется сделать: шаг в сторону? Назад? Присесть?
После выполнения обсуждение по кругу.
Вопросы к рефлексии:
- Что чувствовали под «грузом»?
- А в жизни как?
- Хочется что-то изменить в стратегиях своего поведения?
3. Упражнение «На ковре-самолёте»
Форма проведения: в парах.
Описание: Представьте, что вы летите на ковре-самолёте, за вами гонится стая хищников, впереди горы, вам их вдвоём не одолеть, один должен пожертвовать собой. Решайте, кто им будет».
После выполнения обсуждение по кругу.
- Кто взял инициативу при решении?
- Что чувствует жертва? победитель?
- А в жизни вы всегда жертвуете собой ради другого?
- Ничего не хочется изменить?
5. Пути оптимального разрешения конфликта?
Педагог-психолог предлагает конфликтные ситуации или участники тренинга предлагает свои, и проигрывая с использованием техник пассивного и активного слушания, «Я»-высказывания и «Ты»-высказывания решить их эффективно и конструктивно.
Итоговая рефлексия после всех дней тренинга :
- Что дал мне тренинг?
- С какими чувствами, с какими мыслями уходите?
Рефлексия по тренингу