Саргылана Борисова
Конспект тренинга для педагогов по телесно-ориентированной терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга : Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Научить педагогов применять элементы телесно-ориентированной терапии.
Задачи тренинга :
- показать педагогам примеры упражнений и техник телесно-ориентированной терапии, которые они могут использовать в работе.
- снятие психического напряжения и эмоциональной усталости у педагогов;
- профилактика синдрома эмоционального выгорания;
Публикация «Конспект тренинга для педагогов по телесно-ориентированной терапии» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
- формирование хорошего психологического климата, навыка эффективной коммуникации и взаимодействия с помощью внутреннего сотрудничества и взаимопомощи внутри коллектива.
Целевая аудитория: воспитатели, специалисты.
Количество участников: 15- 20 человек.
Время проведения: 1 час.
Материалы: шишки для игрового массажа, цветные карандаши, листы А4, музыкальное сопровождение.
Ход тренинга:
Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча посвящена телесно-ориентированной терапии- одному из самых современных и продуктивных направлений в психологической практике. Именно эта терапия помогает снять накопленное напряжение, а также научиться лучше понимать и контролировать свое тело и эмоции.
Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.
Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье. Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца, целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.
В связи с актуальностью темы сохранения психологического здоровья педагогов ДОУ я предлагаю вам провести тренинг по телесно-ориентированной терапии.
Телесно – ориентированная терапия – психотерапевтические методы, позволяющие решать психологические проблемы, устранять неврозы посредством телесного контакта. Основатель Вильгельм Райх, австрийский психолог.
Телесная терапия отличается от других методов тем, что общение осуществляется не на языке слов, а на языке тела (жесты, поза тела, кожные ощущения).
Телесно-ориентированная терапия помогает повысить сенсорную чувствительность, снять психомоторное напряжение, обучить их основам саморегуляции.
Она развивает координацию, мелкую моторику, зрительный анализатор, эмоциональную сферу, навыки общения. Вы познакомитесь с ее элементами.
Давайте начнем наш тренинг с ритуала приветствия.
Ритуал «Желаем добра»
Участники делятся на 2 группы. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Внутренний круг пусть остается на месте. Внешний круг передвигается вокруг них по часовой стрелке. Нужно произносить приветствие и выполнять действия, которые я вам подскажу.
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают друг друга по плечу.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
Упражнение «Аплодисменты»
Цель: повысить настроение и самооценку, активизировать участников группы.
Сейчас предлагаю вам отдохнуть. Снять усталость и расслабиться нам помогут упражнения телесно-ориентированной терапии. Эти же упражнения вы можете использовать в работе с детьми. Итак, поднимите правую руку, кто любит посещать театр и кино. (Участники, которые не подняли руку, аплодируют. Так же они должны поступать при каждом следующем задании, которое дает педагог-психолог).
Поднимите левую руку, кто любит копаться в огороде.
Разведите руки в стороны, у кого дома есть домашнее животное.
Закиньте руки за голову, кто по утрам любит поспать.
Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
Закройте руками глаза, кому не хочется брать работу домой.
Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
Опустите голову вниз, кто любит конфеты.
Похлопайте в ладоши, у кого хорошее настроение.
«Посудомоечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Последняя пара – «сушилка». Один из участников проходит между шеренгами, все его моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «чашка».
Игровой массаж шишками «Маляр»
Цели: снять напряжение, развить коммуникативные навыки, умения согласовывать свои действия с действиями других.
Участники делятся на пары. Педагог-психолог становится позади одного из участников и объясняет правила, массируя шишками спину тому, кто стоит впереди. Затем участники тренируются друг на друге.
Маляр заборы красит, Ритмично водить шишками по
спине
не любит отдыхать, вверх-вниз.
Мы тоже взяли кисти
И будем помогать.
Метлой наш дворник машет, На слова «метлой», «любит»,
«метлу»,
не любит отдыхать, «будем»- «метем» спину сверху
вниз.
Метлу берем, ребята,
и будем помогать.
Портной все шьет иголкой, Слегка ударяем по спине шишками.
не любит отдыхать,
Скорей возьмем иголки
и будем помогать.
Вот повар суп мешает Круговые движения по спине.
не любит отдыхать,
Мы тоже взяли ложки
и будем суп мешать.
Вот плотник пилит доски, Ритмично водить шишками
не любит отдыхать,
по спине вверх-вниз.
Пилу берем, ребята,
и будем помогать.
Косарь косою косит, Водить шишками по спине слева-
не любит отдыхать,
направо.
Мы тоже взяли косы
и будем помогать.
А пианист играет, Слегка ударяем по спине
не любит отдыхать,
шишками.
И мы на пианино
решили поиграть.
Игра «Солнышко»
Раздать листы А4. Попросить участников нарисовать солнце, у которого лучей на один меньше, чем участников в группе. В центре солнца каждый пишет свое имя. Предложите передавать листы по кругу. Педагоги над лучами вписывают пожелания и комплименты автору. Завершите упражнение, когда листы вернутся к хозяевам.
«Дождик»
Педагоги стоят в кругу близко друг к другу, выполняют массаж спины
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом (похлопали ладошками по спине)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом (постучали пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом (кулачками постучать)
Никуда не выходите – бом, бом, бом (погладить спину)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом (потереть ребром ладони)
А уйду, тогда гуляйте – бом, бом, бом (шагаем по спине пальчиками)
Уважаемые коллеги, я надеюсь, что сегодня вы получили положительные эмоции.
Использованная литература :
1. Справочник Педагога-психолога ДОУ №4 апрель 2018г.
2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб. : Питер, 2005.
3. Психогимнастика в тренинге. Серия: психологический тренинг. Под редакцией Хрящевой Н. Ю. – СПб. : Издат-во Институт Тренинга, РЕЧЬ, 2001.
4. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ : семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт. сост. А. В. Ненашева, Г. Н. Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143с.