Ольга Валерьевна Шабашная
Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии «Поляна дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование коммуникативной компетентности, чувства причастности к коллективу, групповой сплоченности, доброжелательных взаимоотношений.
Задачи:
• познакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности;
• развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;
• выработать навыки эффективного взаимодействия с участниками образовательного процесса.
Материал: листы бумаги на каждого участника, фломастеры, цветные карандаши, мелки.
Ход тренинга:
Публикация «Тренинг для педагогов с использованием метода арт-терапии „Поляна дружбы“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Дружба. Учимся дружить
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! У нас в детском саду проходит «Неделя психологии» на тему: «Дружба наша начинается с улыбки» Предлагаю начать нашу встречу с приветствия-комплимента. Педагог говорит комплимент рядом сидящему человеку, который отвечает «Да, это так. А еще я…» и заканчивает фразу, говоря о себе какой-либо известный или не известный факт. Все присутствующие таким образом обмениваются комплиментами.
Вопросы для обсуждения: сложно ли было подобрать комплимент? Что приятнее – получать или говорить комплимент? Легко ли было говорить о себе?
Упражнение «Найди свою пару».
Участникам раздаются карточки с названиями животных (каждое название встречается на 2-х карточках). Необходимо прочитать то, что написано, и не говорить остальным. Задача каждого участника – найти свою пару. При этом нельзя говорить и издавать характерные звуки животного, можно пользоваться невербальными выразительными средствами. Молчание сохраняется до конца игры. Когда все пары образованы – проверяется, что получилось.
Вопросы для обсуждения (каждой паре):
- «Кто вы?»
- «Поделитесь впечатлениями, как вы находили пару?»
- «Испытывали ли вы трудности в общении (невербальном?»
Игра связи «Договорись о встрече»
Участникам предлагается написать цифры, означающие время 13, 14, 15,16,17, 18, 19 и договориться о встречах на это время. Главное условие – нельзя устраивать встречу с одним человеком более одного раза.
После того, как все встречи назначены, психолог предлагает встретиться тем, у кого встреча на 13 часов и обсудить любимое блюдо, 14 – домашнее животное, 15 – любимая музыка, 16 – какой фильм посмотреть, 17 – планы на отпуск, 18 – мои интересы, 19 – свободная тема.
Вопросы для обсуждения:
- «Легко ли было распределить время?»
- «Сложно ли было найти свободного собеседника на указанное время?»
- «Была ли стратегия по поиску людей для встреч?»
-«Узнали ли вы что-то новое о своих собеседниках?»
Арт-терапевтическое упражнение "Дерево".
Цель: диагностирует место каждого в данной группе и является показателем групповой сплоченности.
Задача: развитие групповой сплоченности, закрепление коллективных взаимоотношений в группе, развитие рефлексии, творческого мышления, эмпатии.
Педагогам предлагается нарисовать общее дерево, которое будет символизировать наш коллектив.
Для этого выкладывается прямоугольник из стандартных листов А-4 по числу участников группы. Педагогам предлагается подумать и обсудить, как можно из отдельных листов создать общее дерево группы (каждый лист нумеруется по количеству участников). Затем всем членам группы дается время на обсуждение - какое дерево группа будет рисовать - и предлагается выбор того участка дерева, которое каждый участник будет рисовать отдельно от остальных.
Педагоги разбирают свои листы и расходятся по рабочим местам, не общаясь друг с другом. Когда рисунок готов, они пробуют сложить листы так, чтобы образовалось одно общее дерево. Группа внимательно рассматривает и оценивает свою коллективную работу.
Вопросы для обсуждения (в кругу):
Были споры или конфликты, когда вы выбирали себе место на общем рисунке?
Можно ли сказать, что «групповое дерево» получилось?
Что необходимо было для сотрудничества?
Вы довольны общим результатом?
Психолог: "Итак, мы видим, насколько хорошо мы смогли почувствовать друг друга в группе, насколько мы были внимательны, учитывали интересы друг друга и умели прислушиваться к мнению большинства. Именно такие качества педагоги могут проявлять в общении со своими коллегами и родителями воспитанников, чтобы было больше взаимопонимания".
– А теперь мы с вами попробуем узнать, что скрывает наше подсознание и выполним тест «Мой внутренний мир».
Проективная методика «Мой внутренний мир».
Рисунок 1. Психологический тест «Мой внутренний мир»
– Суть проста: дорисовываем 6 предложенных фигур таким образом, чтобы в итоге получились какие-нибудь завершенные, цельные предметы, образы – на ваш выбор. Далее пишем одно прилагательное на каждый получившийся предмет/объект/образ.
– Смотрим результаты:
№1 – это вы, человек. Таким вы видите себя.
№2 – окружение. То, что вы видите вокруг себя.
№3 – ваша жизнь в целом.
№4 – дух, интерпретация вашей жизни в духовном плане.
№5 – отношение к семье.
№6 – отношение к любви.
Обратите внимание на те категории, где упомянуты не очень приятные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт.
Психолог: Каждый из вас уже получил письмо от тайного друга. Поделитесь своими чувствами, мыслями по поводу этого мероприятия. Было ли вам приятно получить письмо? Переживали ли вы, что можете его не получить? Что вы чувствовали, когда сами писали письмо? Было ли сложно сделать выбор?
Педагоги: Педагоги делятся своими чувствами.
Психолог: То, что все вы получили письма и никто не остался без письма говорит о том, что у нас дружный коллектив.
Рефлексия
Каждый участник тренинга высказывается о мероприятии, педагоги говорят свои пожелания.