Анна Жилинская
Конспект тематической недели «Весна. Первоцветы Хакасии» в старшей группе комбинированной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством реализации краткосрочного проекта «Весна. Первоцветы Хакасии»
Задачи:
-создать условия для закрепления представлений о сезонных изменениях в природе.
-создать условия для формирования представления о красоте и многообразии природы Хакасии.
-создать условия для закрепления знаний о названиях, внешнем виде, месте обитания первоцветов в Хакасии.
Публикация «Конспект тематической недели „Весна, Первоцветы Хакасии“ в старшей группе комбинированной направленности» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Первоцветы. Проекты
- Республика Хакасия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
-создать условия для развития познавательной и речевой активности;
-обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, свободного выбора партнера, материалов;
-способствовать развитию навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
-воспитывать патриотические чувства к своей малой родине, любовь к природе.
Актуальность: Актуальность темы заключается в создании условий для формирования у детей познавательной активности (обогащение знаниями о природе родного края, готовности самостоятельно познавать окружающий мир, взаимодействовать с окружающей средой.
Ожидаемые результаты:
-развитие познавательной активности;
-развитие речевой активности (устной и связной речи,
-развитие коммуникативных и социальных навыков, умений работать в команде, в паре, умений работать с социумом;
- закрепление знаний о названиях, внешнем виде, месте обитания первоцветов в Хакасии.
-развитие творческих способностей.
Продукт:
-выставка творческих работ «Первоцветы в природе»
-конкурс чтецов «
-выпуск листовок «Не рвите, первоцветы!»
-оформление фотоальбома совместно с родителями «Первоцветы Хакасии»
Время в режиме дня Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми
Групповая,
подгрупповая
(«проработка» темы недели в различных видах деятельности) Индивидуальная Образов. деятельность в режимных моментах
Утро: В центре активности «Выставка книг» дети знакомятся с произведениями хакасских писателей (хакасские народные сказки, стихотворения)
Раскраски, цветные карандаши.
Самостоятельная деятельность в центрах развития. Введение в тему через рассматривание «Красная Книга Хакасии»
Проблема: Как вы думаете, почему в Красной Книге Хакасии так много цветущих растений? Как мы можем помочь сохранить их для других людей.
Решение: составление плана действий: узнаем новое, почитаем книги, посмотрим презентации, сходим на экскурсию в краеведческий музей, организуем выставку работ, выпустим листовки «Охраняем первоцветы Хакасии» Д\и «Один-много» Цель: Создание условий для развития навыка употреблять имена существительные в ед-мн. числе. Разучивание тематической утренней гимнастики «Прогулка по лесу»
Знакомство родителей с темой проекта. Подбор художественной литературы для чтения дома и оформления книжной выставки.
НОД Познавательное развитие. Знакомство с миром природы.
Тема : «Первоцветы Хакасии»
Цель: Создание условий для формирования представления о названиях, внешнем виде, отличительных признаках первоцветов.
Проблема: «Хорошо ли мы знаем цветы, которые первыми распускаются весной в нашей республике?»
Решение:Просмотр презентации «Первоцветы Хакасии», обсуждение отличительных признаков первоцветов, пантомима «Почувствуй себя….(название цветка)
Художественно-эстетическое развитие. Музыка.
Тема : «Весна идет-весне дорогу»
Цель:Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей через музыкальную деятельность.
Проблема: «Как можно музыкой показать пробуждение природы, цветов»
Решение: Рассматривание сюжетных картинок, прослушивание музыкальных произведений С. Соснина, Вивальди,
Чайковского.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Тема : «Первоцветы в природе»
Цель: Создание условий для развития творческих способностей ребёнка, умений работать в паре, в коллективе.
Проблема: «Как показать красоту первоцветов»
Решение:Дети рассуждают, при помощи каких материалов можно изобразить первоцветы : красками, карандашами, мелками, пластилином
День: Рассматривание дидактических альбомов по теме «Растения и цветы Хакасии»
Д\и «Назови новые слова»
Цель: создание условий для речевой активности детей (дети называют, какие новые слова они услышали за день» Напоминание: убираем за собой рабочее место.
Прогулка:
Наблюдение Наблюдение за солнцем: Цель: Создание условий для закрепления знаний о сезонных изменениях в природе (солнце чаще светит, ярче, жарче)
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) П/и «Пастух и волки», «Хозан-орых»-заячья тропа (народные игры)
Упражнения на развитие физических качеств Бросок мяча в корзину
Организация развивающей среды (оборудование, предоставляемое детям) Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
работа п/ д сн Чтение и обсуждение художественной литературы: И. Токмакова «Усни -трава»
Вечер: Куклы, кубики, машинки, конструктор «Лего»,мозаика,лото, паззлы, домино
Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. Бумага, восковые мелки
С/р игры. Книги на «Книжной выставке» Штриховка по образцу. Прослушивание хакасских композиторов (
Г. Челбораков) Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам ( Цель: профилактика плоскостопия) Приглашение родителей на прогулку-экскурсию в Хакасский национальный краеведческий музей
Прогулка: Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом
День недели Время в режиме дня Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми
Групповая,
подгрупповая
(«проработка» темы недели в различных видах деятельности) Индивидуальная Образов. деятельность в режимных моментах
В
Т
О
Р
Н
И
К Утро: Раскраски,карандаши, машинки,настольные игры, мозаика,пазлы.
Рассматривание иллюстраций к книге «Легенды и мифы Хакасии»
Дидактический альбом «Природа Хакасии»
Знакомство с легендой об происхождении названия первоцвета Хакасии –адонис весенний (горицвет)
Подготовка к прогулке-экскурсии в Республиканский национальный краеведческий музей им. Л. Кызласова
Проблема: Где можно узнать новое о природе, о заповедниках Хакасии.
Решение: посещение музея.
Д/и «Скажи, какой?» Цель: создание условий для формирования навыка употреблять в речи слова-признаки. Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу» Организация прогулки- экскурсии в Республиканский национальный краеведческий музей им. Л. Кызласова на выставку «Мгновения из жизни заповедника»
НОД Речевое развитие. Развитие речи.
Тема : Составление описательного рассказа на предметной картинке «Мой первоцвет»
Цель: Создание условий для закрепления навыка описывать растение, его отличительные признаки.
Проблема:Турист не знает, какие первоцветы зацвели весной в Хакасии.
Решение: путешествие по карте заповедников Хакасии, просмотр презентации с первоцветами, рассматривание предметных картинок, описание первоцветов, оформление видеописьма туристу.
Физическое развитие. Физическая культура.
Тема : «В заповеднике весной»
Цель: Создание условий формирования представления о правилах поведения в заповеднике, для развития физических качеств: выносливости, быстроты.
Проблема: Как нам попасть в заповедник и посмотреть первоцветы.
Решение : путешествие по карте заповедников Хакасии, прохождение трассы по заповеднику, релаксация под национальную музыку «Цветы спят-просыпаются»
День: Беседа: правила поведения в общественном месте.
Привитие сан-гигиен. навыков
Прогулка-экскурсия:
Посещение выставки «Мгновения из жизни заповедника»Д\и «Клуб вопросов»(задай вопрос гиду)
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) П/и «Желтый, красный, зеленый»(ПДД, «Соберись по звонку»
Упражнения на развитие физических качеств Построение в 2 колонны
работа п/ д сном Чтение и обсуждение художественной литературы:С. Я. Маршак «Чернеет лес теплом разбуженный, весенней сыростью объят»
Вечер: Рассматривание иллюстраций в книгах, энциклопедиях, журналах.
Мозаика,пазлы,конструктор,кубики,куклы, машинки, посудка, лего.
Трафареты, штриховки, карандаши,бумага
С/р игры Д\и «Назови приметы весны»
Цель:закрепление знаний о сезонных изменениях в природе. Напоминание:Аккуратно обращаемся с книгами! Гимнастика после сна.
Напоминание:убираем на места свои игрушки. Пополнение предметными картинками дидактических альбомов «Первоцветы Хакасии»
Прогулка: Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
День недели Время в режиме дня Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми
Групповая,
подгрупповая
(«проработка» темы недели в различных видах деятельности) Индивидуальная Образов. деятельность в режимных моментах
С
Р
Е
Д
А Утро: Рассматривание репродукций из «Красной Книги Хакасии», гербариев.
Блоки Дьенеша, паззлы, машинки, куклы, кубики, лото, конструктор.
С\р игры.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. Прослушивание аудиозаписей Вивальди «Времена года»
Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки.» Д\и «Загадай загадку»
Ц: Создание условий для закрепления навыков сочинять загадку о растении, опираясь на характерные признаки. Утренняя гимнастика.
Беседа: «Моем руки перед едой!» Подбор стихотворения для заучивания про первоцвет.
НОД Познавательное развитие. ФЭМП
Тема : «Геометрические фигуры»
Цель:Создание условий для закрепления знаний по теме «Геометрические фигуры», устный счет от 1-10.
Проблема: При помощи каких геометрических фигур мы можем изобразить цветок: ветреница, медуница и т. д.
Решение: Повторение признаков геометрических фигур, устный счет, выкладывание на столе моделей цветка из плоскостных геометрических фигур разного цвета и размера.
Художественно-эстетическое развитие. Музыка
Тема : «Герб Абакана»
Цель: создание условий для знакомства с государственными символами города Абакана, знакомство с названием «ветреница», «жарки»
Проблема: Как вы думаете, почему на гербе города Абакана расположен цветок? Как вы думаете, что это за цветок?
Решение: вспомнить, узнать у взрослых о названии цветка, рассмотреть герб Абакана, найти ответ, почему он находится на гербе? прослушать аудиозаписи хакасских композиторов о тайге, о степи, о городе Абакан.
День: Раскраски, карандаши. Зрительная гимнастика «Где растет цветок?»
Ситуативный разговор «Не рвите цветы!»
Прогулка:
Наблюдение Наблюдение за ветвями деревьев и кустарников. Рассматривание почек на ветвях. Что изменилось?
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) П/и «Подбрось и поймай», «Коршун и птички»
Упражнения на развитие физических качеств Ходьба с высоким подниманием бедра.
Организация развивающей среды (оборудование, предоставляемое детям для самостоятельной трудовой, игровой и др. деят) Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
работа п/ д сн Чтение и обсуждение художественной литературы: В. Майнашев «Жарки»
Вечер: С/р игры. Шашки, шахматы, лото,домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера.
Куклы,пазлы,машинки, посудка,лото,мозаика.
Пластилин,доски,стеки; Художественная литература, дидактические альбомы.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития.
Знакомство с растительным орнаментом: русский и хакасский орнамент.
Проблема: на какие растении я похож орнамент? Д\и «Назови, где живёт?» Цель: создание условий для закрепления знаний о месте произрастания и проживания растений и животных Хакасии. Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам.
Беседа:Осторожно! Ядовитые растения! Сбор фотографий для оформления альбома «Берегите первоцветы!»
Прогулка: Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
День недели Время в режиме дня Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми
Групповая,
подгрупповая
(«проработка» темы недели в различных видах деятельности) Индивидуальная Образов. деятельность в режимных моментах
Ч
Е
Т
В
Е
Р
Г Утро: Кубики, машинки, куклы, лего, паззлы, мозаика, посудка. Конструктор, домино, лото, предметные картинки и сюжетные картинки, дидактические альбомы.
С-р игры, энциклопедии, произведения художественной литературы. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития Знакомство с растением – медуница.
(рассматривание растения, обсуждение: почему так называется, чтение стихотворения «Медуница»Г. Ладонщиков,Е. Кожевников. Д\и «Посчитай цветы на поляне»
(Камила, Саша) Цель: создание условий для закрепления навыков устного счета. Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу»
Дежурство по столовой. Сбор фотографий для оформления альбома «Берегите первоцветы!»
НОД Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская деятельность
Тема : «Проращивание семени»
Цель:Создание условий для расширения представления о строении растения, о частях и их значении в жизни растения.
Проблема: Как появляются растения?
Решение: рассматривание комнатных растений, укорененных побегов, опыты с укоренением побега,опыты с проращиванием растения из семени.
Худ-эстетическое развитие. Лепка/Аппликация
Тема : «Правила поведения в заповеднике»
Цель:Создание условий для развития творческих способностей детей, умений создавать единую композицию.
Проблема: Где растут охраняемые Красной Книгой растения? Как объяснить Вите, который не был в заповеднике, как вести себя в этом месте?
Решение: Выбрать материалы и создать знаки о правилах поведения в заповеднике.
Физическое развитие. Физическая культура.
Тема : «В лесу»
Цель: создание условий для закрепления представления о многообразии животного и растительного мира Хакасии.
Проблема: Как объяснить туристу, какие разные животные и растения живут в Хакасии?
Решение: Просмотр презентации, обзор видов животных с помощью спортивных упражнений, растений с помощью пантомимы.
День: Знакомство с хакасскими загадками.
Напоминание: Убираем свое рабочее место.
Прогулка:
Наблюдение Наблюдение за травой Д/и «Скажи,какое?» Ц:Создание условия для закрепления умений употреблять в речи слова-признаки.
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) П\и «Хитрая лиса», «Волк и зайцы»
Упражнения на развитие физических качеств Прыжки в длину
Организация развивающей среды Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом. Трудовые поручения: сбор камешков.
работа п. сном Чтение и обсуждение худ. литературы:Л. Искакова «Сон-трава».Знакомство с растением прострел, рассказывание легенды о сон-траве.
Вечер: С /р игры. Шашки, шахматы, лото,домино, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера. Куклы,пазлы,машинки, посудка,лото,мозаика.
Пластилин,доски,стеки; Художественная литература, дидактические альбомы.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития. Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки» Нарисуй по образцу (Даша, Лера) Аккуратно складываем книги на книжной вставке.
Прогулка: Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
День недели Время в режиме дня Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Взаимодействие с родителя-ми/ социальными партнера-ми
Групповая,
подгрупповая
(«проработка» темы недели в различных видах деятельности) Индивидуальная Образов. деятельность в режимных моментах
П
Я
Т
Н
И
Ц
А Утро: Уход и полив комнатных растений.
Куклы, кроватки, посудка кубики, лего, машинки, конструкторы, лото, домино, паззлы. Произведения художественной литературы и иллюстрации к ним.
Штриховки, карандаши, раскраски.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах активности. Рассматривание фотографий по теме «Первоцветы», «Красная Книга Хакасии»
Проблема: как нам собрать весь материал и фотографии родителей в единую композицию
Решение:Оформление фотоальбома «Первоцветы Хакасии» из фотографий, которые дети сделали совместно с родителями. Д/и «Кто-что» Ц: Создание условий для формирования умений определять живые и неживые предметы. Утренняя гимнастика «Прогулка по лесу»
Дежурство по столовой. Помощь в распространении листовок «Не рвите, первоцветы!»
НОД Познавательное развитие. Конструктивно-модельная деятельность.
Тема : «Не рвите первоцветы!»
Цель: Создание условия для формирования умений конструировать из подручных материалов листовки.
Проблема: Как нам рассказать жителям нашего микрорайона, чтобы они не рвали цветы.
Решение: выпуск листовок «Не рвите первоцветы!» и распространение их около подъездов жилых домов, родителям на место их работы.
Речевое развитие. Развитие речи.
Тема : Конкурс чтецов «О первых цветах»
Цель: Создание условий для развития навыков выразительно рассказывать стихотворение наизусть.
Проблема:Как можно познакомить своих друзей со стихотворением про первоцвет, который дети выучили дома с родителями?
Решение: устроить Конкурс чтецов (стихотворения были выучены дома)
Физическое развитие. Физическая культура. Прогулка.
День:
Гимнастика для глаз «Где растет деревце?» Ситуативный разговор: на улице грязно- не мараем одежду!
Прогулка:
Наблюдение Наблюдение за деревьями. Цель: Создание условий для формирования знаний о сезонных изменениях в природе (какая на ощупь? По цвету? Чем различается кора разных деревьев)
Подвижная игра (совместно либо под руководством воспитателя) П/и «Кот и мыши», «Попади в цель»
Упражнения на развитие физических качеств Прыжки в длину.
Организация развивающей среды (оборудовании) Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом.
работа п/д сн. Беседа о пользе сна.
Вечер: С\р игры. Мозаика, паззлы, куклы, машинки, конструктор, лото, мозаика, домино.
Раскраски, кисти, краски. Книги и книжные иллюстрации в книжном центре. Самостоятельная игровая деятельность в центрах развития. Д\и «Шкатулка со сказками» Цель: создание условий для закрепления знаний о главных героях русских и хакасских сказок Гимнастика после сна. Хождение по массажным дорожкам Помощь детям в распространении листовок
Прогулка: Самостоятельная игровая деятельность с выносным материалом
Список литературы:
1. Национально-региональный компонент в детском саду. Методическое пособие- Абакан: методический кабинет ГУО,2007.
2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания. П\р Н. Е Вераксы. М. Мозаика-Синтез,2013