Елизавета Рябова
Конспект занятия с использованием детских музыкальных инструментов для детей 6–7 лет «Постучалась в двери Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
«Постучалась в двери Осень».
Тематическое занятие с использованием детских музыкальных инструментов в подготовительной к школе группе.
Елизавета Станиславовна Рябова, музыкальный руководитель, МБДОУ Детский сад №2, город Меленки Владимирская область
Публикация «Конспект занятия с использованием детских музыкальных инструментов для детей 6–7 лет „Постучалась в двери Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал. Детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, портреты композиторов. Осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, и ламинированы, по количеству детей.
Цель. Ввести детей в осенние образы, показать красоту осенней природы.
Образовательные задачи:
1. Учить различать характер музыки, выразительные интонации мелодии, средства музыкальной выразительности.
2. Продолжать учить петь по нотам до – мажорный звукоряд в восходящем движении, в целях подготовки голосового аппарата к пению.
3. Учить детей петь легко, с удовольствием, выразительно, передавая характер песни.
4. Учить танцевать легко и непринуждённо.
Развивающие задачи:
1. Упражнять детей в различении ритмических рисунков соотносить звуки по высоте.
2. Закреплять навыки игры на металлофоне, слушать друг друга, выдерживать общий ансамбль и строй.
3. Совершенствовать умение выразительно двигаться в соответствии с характером музыки.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.
Звучит в записи «Осенний вальс» Р. Паулс – дети заходят в зал и встают в круг.
Музыкальный руководитель : (поёт) Здравствуйте, ребята!
Дети: (поют) Здравствуйте!
Музыкальный руководитель : Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в гости к Осени. Давайте представим, что мы – осенние листочки.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Музыкальный руководитель просит детей изобразить «осенний ветерок». Исполняется упражнение для рук «Ветер и ветерок. Лендлер» музыка Л. Бетховена. // Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет) /Авторы – составители: С. И. Бекина. Т. П. Ломова. Е. Н. Соковнина. Москва «Просвещение» 1984.
По окончании упражнения дети проходят к стульчикам и рассаживаются.
Музыкальный руководитель : Ребята, отгадайте загадку.
Кто всю ночь по крыше бьёт, да постукивает,
Тихо песенку поёт, убаюкивает? (Дети отвечают, что это дождь.)
М. Р. Ещё недавно солнышко было таким тёплым, и мы радовались лету, цветам, ягодам. Загорали и купались в реке. Но вот подул ветер, закружил опавшую листву, небо затянуло тучами, начались дожди, незаметно подкралась осень.
Дети исполняют речевое упражнение «Мелкий дождик моросит», сопровождаемое музыкальными инструментами и жестами. Это речевое упражнение дети выполняют, разделившись на две подгруппы. Первая группа детей проходят к столам, соответствующим росту детей, на которых расположены металлофоны и ксилофоны. На слова кап, кап, кап, кап, дети на инструментах исполняют ритмический рисунок на четвертных нотах на звуке «соль». Вторая группа сопровождает упражнение жестами, произнося текст.
Музыкально – речевое упражнение «Мелкий дождик моросит»
М. Р. (слова кап, кап, кап, произносятся вместе с детьми)
Мелкий дождик моросит: кап, кап, кап, кап.
В листьях сада шелестит: кап, кап, кап, кап.
Мокнет мяч у ворот: кап, кап, кап, кап.
Мокнет поле, огород: кап, кап, кап, кап.
Дети (по очереди)
Что – то шепчут листья, подойдём и спросим.
Листья отвечают: осень, осень, осень! (Одновременно шуршат ладонями)
И сползают тучи, птиц куда – то прячут.
Всё сильнее ветки, плачут, плачут, плачут! (Дети выполняют руками волнообразные движения)
М. Р. Моросил мелкий дождь тихо, а потом стал накрапывать всё быстрее и быстрее. (Первая группа детей исполняет на металлофонах, ритмический рисунок на восьмых нотах, сопровождая словами кап, кап.)
М. Р. А сейчас предлагаю вместе спеть и сыграть осеннюю гамму. Поём все дружно, протяжно, а музыканты, вместе со мной, будут играть её на музыкальных инструментах. (Музыкальный руководитель аккомпанирует на фортепиано, дети проигрывают на металлофонах звуки гаммы)
Музыкально – речевое упражнение «Осенняя гамма»
М. Р. (все вместе проговаривают слова и поют звуки гаммы)
Пусто ласточек гнездо. До, до, до.
Осень плачет во дворе. Ре, ре, ре.
Плачет ветер за дверьми. Ми, ми, ми.
Дождики тиха строфа. Фа, фа, фа.
У него своя есть роль. Соль, соль, соль.
Затихает вся земля. Ля, ля, ля.
Дождик скуку унеси. Си, си, си.
Пусто ласточек гнездо. До, до, до.
Затем дети поют и играют на металлофонах и ксилофонах «до» мажорный звукоряд, в восходящем движении, по окончании проходят на свои стульчики
М. Р. Ответьте мне на вопрос. Что же произошло с природой, и почему она так изменилась? (Ответы детей) Правильно, наступила осень. Осень грустная, но очень красивая поры. Чем же, так красива осень? (Ответы детей) Предлагаю девочкам взять в руки осенние листья и исполнить танец – фантазию под чудесную музыку композитора Андрея Петрова. (Девочки исполняют танец с осенними листьями под «Ритм – вальс» А. Петрова)
М. Р. Какая красота! И в тоже время осенью мы почему – то грустим. Как вы, думаете, почему? (Ответы детей) Осенью, природа, словно отдавая, нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном. Композиторы любили это прекрасное время года, многие посвящали ему свои произведения. Мы продолжаем знакомиться с творчеством композитора П. И. Чайковского. Пётр Ильич Чайковский любил осень. Он целые дни проводил на воздухе: наблюдал, как меняются краски природы, дышал запахами влажной земли, грибов, гулял, даже в дождливую погоду, потому, что от дождя осенние краски становились ещё ярче, осенние запахи – ещё острее. А теперь послушайте фрагмент из произведения Чайковского «Осенняя песнь».
Звучит в грамзаписи пьеса «Октябрь. Осенняя песнь» П. Чайковского из фортепьянного цикла «Времена года».
М. Р. Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку? (Ответы детей). В каком ладу написано это произведение? (В минорном). А какой характер у этого произведения? (Грустный, печальный, тоскливый). Что вы представляли, когда слушали музыку? (Осенью природа прощается с цветами, листочками; природа грустит, засыпает до весны; солнышко греет слабо). Осенью мы иначе, чем весной или летом, воспринимаем окружающий мир. Мы грустим, но тем сильнее возникает желание остановить уходящее время.
Что ж ты рано, осень, в гости к нам пришла?
Ещё сердце просит света и тепла.
М. Р. Ребята, а что происходит с птицами осенью? (Ответы) С ними мы тоже прощаемся до будущей весны. Нам жалко провожать их в дальние края, правда? Я вам спою песню «Скворушка прощается», а вы послушайте её.
Исполняется песня «Скворушка прощается» музыка Т. Попатенко, слова М. Ивенсен//Учите детей петь (песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет) Составители: Т. М. Орлова, С. И. Бекина - Москва «Просвещение» 1988.
М. Р. О чём поётся в этой песне? Какое настроение передаёт нам эта песня? Какого она характера, жанра? (Ответы детей) Почему в этой песне осень называют «непогодушкой»? (Ответы детей) В песне встречается выражение «Где ты солнце вешнее, ясный небосвод?» Объясните это выражение? (Ответы детей)
Песня прослушивается ещё раз. Дети подпевают припев песни.
М. Р. Я вам говорила, что осень бывает разная : унылая, когда листья потемнеют и опадут. Всё чаще и чаще льют дожди. И, золотая осень, которая наденет на себя яркий, пёстрый сарафан. И мы споём песню, которая так и называется «Сарафан надела осень», написал её композитор Т. Попатенко.
Исполняется песня «Сарафан надела осень» музыка Т. Попатенко, слова И. Черницкой//Праздники в детском саду. Составитель А. С. Белицкая – Москва «Музыка» 1987
М. Р. Приготовьте ладошки, мы похлопаем ритм и правильно произнесём слова в этой песне «пёстрый, расписной». Дважды проговариваем и хлопаем ритм. Давайте правильно произнесём слова «жёлтый, алый, золотой», сначала вслух, затем шёпотом. (Дети прохлопывают ритм и учатся правильно проговаривать слова). Слушаем вступление. Поем повторно песню. Поём дружно, не забывая, что у нас и губы, и зубы и язычок поёт.
Песня исполняется ещё раз.
М. Р. Я играю вступление, а вы отгадайте, какую песню мы будем сейчас петь?
Звучит вступление к песни «Листья в саду», музыка и слова Е. Д. Гольцовой// «Колокольчик», 2005г. №34 – учебно – методический и литературно – музыкальный журнал для педагогов, воспитателей и родителей. Учредитель – редактор Смирнова Ирина Геннадьевна. Санкт – Петербург.
Дети узнают по вступлению песню «Листья в саду», затем исполняют её.
М. Р. Поём протяжно, напевно, в куплете повторные слова поём чуть тише.
Песня исполняется повторно.
М. Р. Сейчас я предлагаю встать в круг и исполнить танцевальную композицию с осенними листьями под прекрасную музыку
М. р: Теперь послушаем красивую музыку, которая рисует картину осени, и потанцуем под неё.
Двигательная импровизация Вальс «Осенний сон» Джойса
Дети под грамзапись «Старинный вальс. Осенний сон» исполняют танцевальную импровизацию. (Движения по усмотрению педагога).