Мария Николаевна Фадеева
Конспект тематического занятия «День словарей и энциклопедий»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки, веселиться и играть. Любите? Тогда послушайте и отгадайте, мою загадку:
Есть листок, есть корешок
А не куст и не цветок.
Нет лап, нет рук.
А приходит в дом как друг.
На колени к маме ляжет,
Обо всём тебе расскажет.
(Книга)
Правильно, ребята, это книга.
А вы любите книги? Какие? (дети называют любимые книги). А кто вам чаще всего читает книги?
А нужно ли беречь книги? Почему? (дети отвечают)
Ребята, скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с книгами, чтобы они всегда нас радовали?
Публикация «Конспект тематического занятия „День словарей и энциклопедий“» размещена в разделах
(Дети по желанию выходят и на мольберте схематично рисуют правила обращения с книгами и рассказывают о них).
Воспитатель еще раз напоминает детям о бережном обращении с книгами.
Воспитатель: А теперь я хочу узнать, знаете ли вы пословицы о книгах?
Игра «Продолжи пословицу»
Кто много читает, тот много знает.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
С книгой жить – век не тужить.
Хорошая книга – лучший друг.
Будешь книги читать — будешь все знать.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Молодцы ребята, знаете вы пословицы!
Воспитатель: ребята, у меня есть еще загадка для вас:
По улице не ходит,
В окно не глядит,
Никого не спрашивает,
Но все знает.
Кто его открывает,
Тот все понимает.
Ответ: Словарь
Воспитатель: Что такое словарь? Какие вы знаете словари?
Дети отвечают : Словарь-собрание слов в алфавитном порядке.
Словари бывают большие и маленькие, толстые и тонкие, для взрослых и детей, по математики, истории, медицины и техники. В словарях слова расположены в алфавитном порядке.
Ведущий: дорогие ребята! Мы неслучайно завели сегодня свой разговор о словарях.
Хочу вам сказать, что22 ноября праздник – День словарей и энциклопедий.
Он отмечается в нашей стране в день рождения Владимира Ивановича Даля, именно он впервые стал собирать слова и создавать словарь.
22 ноября во всех библиотеках, музеях, книжных магазинах проводится «День словарей и энциклопедий».
Физминутка
Потрудились – отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать
Руки вниз и верх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Четвертый лишний»
Игра «Четвертый лишний»
Ведущий выкладывает перед игроками четыре предмета.
Три из предложенных предметов относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишний предмет, объясняя свой выбор.
Например: яблоко, груши, апельсин -это фрукты, а лук - это овощ. Поэтому лук лишний.)
Овощи- фрукты.
Ананас, груша, яблоко, кабачок
Учебные вещи – игрушки.
Портфель, пенал, тетрадь, кукла
Головные уборы – обувь
Сандалии, тапки, кроссовки, шляпа
После того как дети исключают лишнее слово, предложить объяснить его значение.
Ребята, а как называется словарь, в котором описывается значение (толкование) слов?
Дети отвечают: Толковый словарь
Ведущий: ребята, хотите еще поиграть? Дети отвечают. Тогда предлагаю поиграть в игру: «Скажи наоборот»
Игра «Скажи наоборот»
Ну-ка, дети, не зевайте!
Слово быстро изменяйте!
Слон большой, а комар…
Камень тяжёлый, а пушинка…
Золушка добрая, а мачеха…
Днём светло, а ночью…
Друзья иногда ссорятся, но легко
Сначала гостей встречают, а потом…
Ведущий: Ребята, а как можно одним словом назвать слова с противоположным значением? Дети отвечают (антонимы). А вы помните как называется словарь, который содержит слова антонимы (Словарь антонимов).
Молодцы ребята, правильно.
Кто из вас помнит какие еще словари бывают? ( дети называют: словарь синонимов, иностранных слов, толковый словарь. орфографический).
Воспитатель: ребята, отгадайте еще одну загадку:
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться.
(энциклопедия)
Если дети затрудняются найти ответ, ведущий задает наводящие вопросы:
Ребята, скажите, где можно найти ответна вопрос:
-Почему море синее?
-Как работает фотоаппарат?
-Почему образуется молния?
Для этого понадобятся энциклопедии они ответят на любые вопросы, расскажут много полезного. Людям очень интересно их читать.
Ведущий: ребята, мы приготовили для вас игру с мячом:
Игра: Узнай, что (кто) это?»
Догадайся по описаниям, о каких предметах идет речь.
1. Голубое, ясное, чистое, безоблачное … (небо)
2. Ветвистая, колючая, зеленая, пушистая (ель)
3. Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)
4. Молочные, больные, коренные … (зубы)
5. Бурый, белый, косолапый … (медведь)
6. Злая, сторожевая, дворовая … (собака)
7. Теплые, шерстяные, вязаные … (варежки)
8. Яркие, разноцветные, акварельные … (краски)
9. Рыжая, хитрая, пушистая … (лиса)
10. Легкий, воздушный, круглый … (шар)
Воспитатель: молодцы, ребята, все слова угадали.
Ребята, давайте вернемся к книгам, вы помните из чего состоит книга?
Дети перечисляют (обложка, страницы, переплет, иллюстрации) .А что вам больше всего нравится в книгах? (иллюстрации).Кто рисует иллюстрации для книг? Дети отвечают: иллюстратор. Правильно, ребята, напоминаю иллюстратор - это художник, выполняющий иллюстрации к книгам, журналам, мультфильмам.
Давайте сейчас представим, что вы художники-иллюстраторы и вам необходимо нарисовать иллюстрацию к вашей любимой книге (сказке).
Занимайте свои рабочие места и приступайте к делу. А мы вам обязательно поможем!
После того, как дети нарисовали иллюстрации к своим любимым книгам, вместе рассматривают их и вспоминают название сказок, которые пытались изобразить ребята.