Светлана Александровна Мажова
Конспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с историей возникновения русской азбуки и Дня славянской письменности и культуры.
Задачи:
- прививать и воспитывать любовь к книгам, письму, истории и традициям русского народа;
- формировать первоначальные знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности;
- учить прилежности и аккуратности при работе в тетрадях по письму.
Публикация «Конспект тематического занятия „День славянской письменности и культуры“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Ход НОД:
Воспитатель:
По широкой Руси - нашей матушке -
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Буква к букве - будет слово,
Слово к слову - речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
- Сегодня, 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры. И я решила вам сделать небольшой сюрприз. (Воспитатель показывает книги азбуку и букварь).
- Скажите, ребята, вы знаете, что это за книги?
Ответы детей: Это книги из школы: азбука и букварь.
Воспитатель: Правильно, ребята, а для чего они нужны?
Ответы детей: Дети учат по ним буквы и слоги, а потом в школе учатся читать.
Воспитатель: Дети, а кто мне скажет, как называются все буквы одним словом?
Ответы детей: алфавит.
Воспитатель:
Алфавит – наш лучший друг, знают все на свете!
Букв есть множество вокруг, учат их все дети.
Книжки чтобы прочитать, азбуку должны все знать!
- Но письменность была далеко не всегда. Давным – давно, древние люди передавали друг другу информацию, рисуя животных, сцен охоты на скалах и камнях. И это были первые шаги человека к созданию письменности. Позже люди стали заменять рисунки символами. Что бы информация сохранилась дольше, первобытные люди выбивали выбивать силуэты животных и символы на скалах острым камнем. Делать это весьма тяжело и неудобно. Люди искали выход. Они стали писать заострёнными палочками, которые назвали писало. Вместо бумаги использовали восковые дощечки и кору берёз – бересту. Шло время. На смену им пришла гусиные перья и бумага. Изобрели шариковые и гелевые ручки. Но я хочу рассказать вам "Как появилась азбука".
Рассказ воспитателя "Как появилась азбука"
Данным - давно наши предки обрабатывали землю, вели хозяйство, строили дома, ткали холсты, вышивали, а книг читать и письма писать не умели. В те времена жили два брата проповедника. Кирилл и Мефодий. Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В их азбуке было 44 буквы. Кирилл и Мефодий постарались и сделали буквы азбуки красивыми, чтобы руке нетрудно было их писать. Этими буквами были написаны слова многих мудрых книг. Как создателя письменности, святого Кирилла обычно изображают со свитком азбуки в руках В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечается ежегодно. Первыми славянскими азбуками стали Глаголица и Кириллица. Название азбуки «Глаголица» происходит от слова глагол, что обозначает «речь». А «Кириллица» названа в честь её создателя - Кирилла. Позже эта азбука стала основой для русского алфавита.
Книги на Руси делали из пергамента: специально обработанной кожи овцы. На одну книгу иногда уходило до 30 шкур животных - целое стадо! Вот почему книги стоили дорого и покупали их только очень богатые люди.
Обычные письма писали на более дешевом материале бересте. Знаки наносились костяным стерженьком. Берестяные новгородские грамоты подтвердили предположение, что уже в Древней Руси было немало умевших писать и читать.
Каждая буква в старорусском алфавите имеет свое имя: аз, буки, веди, земля. Названия букв напоминали людям о таких словах, как: «добро», «земля», «люди», «покой». Первый букварь был написан и напечатан в 1574 году. Он был без картинок и совсем не был похож на букварь, по которому учат алфавит сейчас в школе. Шло время и из алфавита трудные буквы исключили, а другие и вовсе заменили.
Воспитатель: Сейчас мы даже не можем себе представить, как бы мы с вами обходились без книг. Из книг мы познаём много нового и интересного, книга нас многому учит. Скоро вы пойдёте в школу и книга станет вашим лучшим другом и учителем.
Итог занятия:
Дети, предлагаю вам повторить названия букв и заняться работой в наших тетрадочках по письму.