Светлана Гришаева
Конспект тематического СОД «В гостях у матушки Рябины»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили и провели: музыкальный руководитель - Кочегарова Л. В., воспитатель по изодеятельности - Гришаева С. А.
Цель:
• учить воспринимать образ осени в литературных, музыкальных, художественных произведениях;
• выражать свои впечатления и чувства;
• развивать интерес к музыке и художественному творчеству при помощи икт;
• знакомить детей с народными приметами, традициями;
• воспитывать у детей эстетическое восприятие и эмоционально-чувственное отношение к природе;
• обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой;
Атрибуты и оборудование:
• фортепиано, музыкальный центр (диск с музыкой П. И. Чайковского,
Публикация «Конспект тематического СОД „В гостях у матушки Рябины“» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• детские столы, красная гуашь, салфетки, ёмкости с водой, рисунки (ветки рябины без ягод,
• мультимедийный проектор.
Ход образовательной деятельности.
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Дети в костюмах рябинок заходят в музыкальный зал, рассматривают осенние украшения, затем исполняют песню: «Осенняя песенка» муз. и слова Е. Шаламоновой.
На столе около центральной стены стоит стол, на нем стоят вазы с рябиновыми букетами.
Муз. рук. : Ребята, обратите внимание на эти удивительные букеты. Из веточек какого растения он составлен? (Из веточек рябины)
Муз. рук. : В инее ложбина, в огоньках рябина.
Дятел клювом бьет- зиму в гости ждет.
-Этот прощальный букет подарила нам матушка Рябина. На Руси она считалась деревом - оберегом. Поэтому ее сажали возле дома. Наши предки верили, что таким образом дерево защитит дом и живущих в нем от бед, несчастий, недобрых людей. Ребята, смотрите, да к нам в гости сама Матушка Рябина пожаловала, встречайте!
Заходит руководитель изостудии в костюме матушки Рябины.
Ребенок исполняет стихотворение В. Широкова «Рябиновая Русь»:
Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане,
И в темноте дрожащий свет не перестанет
Струиться от ее плодов, мерцать тревожно…
О! Как хотелось и для слов того же!
Пусть слово излучает свет, во тьму не канет,
Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
Рук. изо: Здравствуйте, детишки – девчонки и мальчишки. Много вы обо мне тёплых слов сказ0али. Но и я в долгу не останусь. Приглашаю вас в картинную галерею. Знаете, что это такое? Это место, где собраны замечательные картины разных художников. А что будет изображено на картинах, попробуйте угадать.
Загадка:
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы.
Что за дерево?
Дети: Рябина.
Рук. изо: Вы правы, приглашаю вас полюбоваться на красавицу рябину.
Тихо звучит музыка П. И Чайковского из цикла «Времена года» руководитель изо студии демонстрирует репродукции картин, на которых изображена рябина (дерево).
Рук. изо: Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей).
Демонстрируются картины с изображением ветки рябины.
Рук. изо: Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит — так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись, тесно друг к дружке».
Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.
А зачем так много ягод созревает на рябине? Кого она зимой кормит? (Ответы детей).
Конечно, зимой птицам тяжело приходится, но рябина поддерживает их силы, помогает пережить долгую, суровую зиму. А за это, птицы помогают людям справляться с насекомыми – вредителями. Поэтому, на рославльской земле хорошие урожаи, красивые парки и скверы – птички помогают.
Ребенок: Отговорила роща золотая березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком….
Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.
Муз. рук. : С древних времен на Руси к рябине относились с особым уважением,
и почтением, слагали о ней стихи и песни. Осеннюю пору в народе называли временем «рябиновых костров», а светлые ночи в период цветения дерева - «рябиновыми ночами».
И я вам предлагаю послушать русскую народную песню «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина».
После этого дети делятся своими впечатлениями о песне, говорят о ее характере и о музыкальных средствах, характеризующих музыкальное произведение.
Ребенок: Красною кистью рябина зажглась.
Падали листья, я родилась….
Мне и доныне хочется грызть
Жаркой рябины горькую кисть. (М. Цветаева «Рябина»)
Дети заводят хоровод вокруг матушки Рябины и исполняют танец «Вокруг рябинушки» музыка и слова Л. Веселовой.
Руководитель изо студии показывает детям рисунок, на котором изображен рябиновый букет, но ягоды не раскрашены.
Рук. изо: Я вам хочу подарить свой прощальный букет, но мне кажется, что рисунок не закончен. Почему? (Потому что не изображены плоды рябины, варианты)
- Давайте завершим с вами работу, что для этого нужно сделать? (Надо взять красную краску, кисточку и раскрасить ягоды, варианты)
-Но у вас нет кисточек, как же нам быть? (Раскрасить ягоды пальчиками, варианты)
- Тогда я вам предлагаю пройти в художественную мастерскую и закончить рисунки.
Звучит песня «Алая рябина» муз. Т. Попатенко, слова Е. Авдиенко, дети раскрашивают ягоды рябины, по завершению работы педагог предлагает придумать им название («Рябиновый букет», «Рябиновая осень», «Подарок матушки Рябины», варианты)
Рук. изо: Мне очень понравились ваши рисунки, вы красиво поете, здорово рассказываете стихи. Теперь хочу испытать вас на ловкость. Предлагаю игру «Кто быстрее соберет рябиновые ягоды».
Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла Времена года»
Муз. руковод. : Не обгорят рябиновые кисти, от желтизны не опадет трава.
Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова.
Рук. изо: И если время, ветром заметая, сгребет их всех в ненужный ком…
Скажите так, что роща золотая отговорила милым языком.
Педагоги прощаются с детьми, матушка Рябина провожает их в групповые комнаты.