Яшина Екатерина Андреевна
Конспект театрализованного логоритмического занятия для старших дошкольников с дизартрией «Путешествие в подводное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в подводное царство».
Тема: «Автоматизация звука [Л]».
Цель: преодоление речевых нарушений, путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
- обогащать и расширять словарь по теме: «Животный мир морей и океанов»;
- автоматизировать правильное произношение звука [л].
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект театрализованного логоритмического занятия для старших дошкольников с дизартрией „Путешествие в подводное царство“» размещена в разделах
- Дизартрия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Море, морские обитатели. Сценарии развлечений
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2022
- развивать связную речь, общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, звучность и подвижность голоса, правильное звукопроизношение, четкость дикции, интонационную выразительность в пении и речи);
- развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, чувство ритма, плавность движений.
Коррекционно-воспитывающие:
- формировать навыки коммуникативной компетенции: сотрудничество в игре, активность, инициативность, самостоятельность;
- воспитывать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация с картинками, плейлист к занятию на флеш-накопителе, маски (краб, бычок, осетр, скат, декорации к сказке «Как крабик дом искал» (имитация пальмы и игрушечный краб, ширма, игрушечный бинокль, стулья по количеству детей, тактильные диски, ребристые доски, гимнастическая скамейка, массажный коврик).
Предварительная работа: чтение с детьми-актерами сказки С. Сахарнова «Крабишкин дом», разучивание текста ролей из сказки, загадок, разучивание логопедической распевки «Лодка», игры «Чудо-кит».
Ход занятия:
1. Организационный этап (3 минуты)
Дети заходят в зал и встают в круг.
Коммуникативная игра «Здравствуй!»
Дети берутся за руки и пропевают слово «Здравствуйте!» : первый раз низко, одновременно опустив руки вниз, а второй высоко – поднимая руки вверх.
2. Основной этап (19 минут)
Логопед : «Скажите, ребята, кто-то из вас был на море? Что такое море? (ответы детей)
Сегодня мы хотим пригласить вас в необычное подводное путешествие. На чем можно отправиться к морю? Мы поедем на автобусе (на экране изображение автобуса) слайд 1
Дети садятся на стульчики.
Логоритмическое упражнение «Автобус» (песенка «Автобус» из сборника «Веселая логоритмика». Е. и С. Железновы)
Дети выполняют движения соответственно тексту песни, подходят к стульям.
Логопед : «Мы приехали к морю. Слышите? Это голос моря. (звучит фонограмма «Море» из аудиопособия «Театральные шумы»). Давайте подышим прохладным морским воздухом. (изображение моря) слайд 2
Дыхательное упражнение «Морской воздух»
Логопед : «Поднимите плечи, руки разведите в стороны – вдох, опустите вниз – выдох».
Логопед : «У самого берега я вижу лодку. Давайте погудим как лодка» (длительно произносят звук [Л])
Песня «Лодка» («Логопедические распевки» Л. Б. Гавришевой, Н. В. Нищевой)
(на слайде 3 лодка)
На якоре лодка стоит у причала,
Волна, набегая, ту лодку качала.
А Еж - капитан по причалу ходил,
Насвистывал песню и трубку курил.
Логопед : «На чем можно опуститься под воду? (ответы детей) Я предлагаю отправиться в подводное путешествие на батискафе. (слайд 4 батискаф)
Приглашаю вас занять места. Батискаф готов к погружению. Морские волны качают его (наклоны в стороны). На счёт «три» погружаемся (дети считают до трёх). Мы погрузились не глубоко и находимся на самом верхнем этаже подводного мира. Здесь светло и тепло, так как этот этаж освещает и согревает солнце. Смотрите, справа по борту кто-то плывет. Ребенок загадывает загадку:
Рассекает океан,
Из спины живой фонтан!
Страшен и огромен он,
Но ест крошечный планктон. (Кит)
Свободный танец под видео с песней про кита
Логопед : «Слева по борту тоже кто-то плывет»
Ребенок загадывает загадку.
Безобидны, словно дети.
Мы за них, друзья, в ответе.
Вглубь ныряют, вверх взлетают.
Добрым нравом обладают.
Тело гладкое имеют,
«Разговаривать» умеют.
Их язык понять стремимся.
Дружбой с ними мы гордимся.
Подставляют в море спины
Людям, тонущим … (Дельфин) слайд 5 - дельфин
Логопед : «Киты и дельфины – это млекопитающие животные. Почему животные, а не рыбы? (у них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком, а их хвосты и плавники – это приспособление к жизни в воде). Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо выплывать, чтобы глотнуть воздух. Вот как выныривают дельфины и киты.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика (детская песня «Дельфины») :
«Кит выныривает». Широко открыть рот, максимально выдвигать узкий язык вперёд (удерживать 5 сек.) и убирать вглубь рта.
«Дельфин плещется». Чередование «чашечки» и распластанного языка (дельфины то поднимают, то опускают хвосты).
«Дельфины и киты». Дети замыкают кисти рук в замок, опускают вниз и делают дыхательное упражнение: вдох носом, пауза (под счёт «раз», «два», «три») и выдох ртом.
Логопед : «Приборы показывают, что мы проплываем рядом с островом. Давайте здесь сделаем остановку. Батискаф всплывает на поверхность воды. Выходим на берег острова. Что вы заметили интересного на этом острове?» (дети отвечают, что увидели пальму и краба под ней). (слайд 6 – пальма и краб)
Логоритмическое упражнение «Пальма» (из сборника «Веселая логоритмика». Е. и С. Железновы).
Театрализация сказки «Как крабик дом искал?»
Логопед : «Жил был в море краб не краб, так себе – крабик маленький. Сам с пятачок, ноги как спички, клешни, как щипчики.
Из-за ширмы выходит ребенок в маске с изображением краба.
Логопед : «Пока крабик был маленьким - жил, где придется, а подрос - стал себе дом искать. Вылез крабик на мелководье, видит - камень, в камне - щель. Залез в щель, ерзает, ерзает, никак не устроится.
Ребенок-«крабик» залезает между двумя стульчиками, покрытыми темной тканью.
Логопед : «Плывет мимо бычок»
Бычок: «Я — бычок-старичок,
Голова с кулачок.
Славный у тебя дом, крабик! Будто для тебя построен.
Крабик: «Много ты понимаешь! Плохой дом - жесткий, темный, тесный»
Бычок: «А тебе какой нужен?»
Крабик: «Нужен светлый, просторный и мягкий»
Бычок: «Глупый! Дом должен быть безопасным»
Крабик: «Хватит меня учить! Плыви отсюда, пока никто не съел»
Бычок убегает за ширму.
Крабик: «Поищу-ка я себе дом там, где глубже. Вот здесь, в рассыпчатом песке, и мягко, и светло. Тут я и буду жить»
Ложится на поролоновый мат.
Осетр: «Осетром меня зовут,
Ждет меня добыча тут
Славная добыча, молодой и глупый краб. Сейчас я пообедаю им.
Крабик: «Надо уносить ноги!»
Крабик убегает за ширму, осетр - за ним.
Крабик вновь появляется из-за ширмы и залезает под стол.
Крабик: «Какая просторная и светлая пещерка, спрячусь-ка я здесь»
Скат: «Не зря меня зовут морской лисицей,
Никто не сможет от меня укрыться.
Кажется, в пещере кто-то спрятался, сейчас я его вытащу»
Скат пытается вытащить крабика, крабик убегает, скат - за ним. Крабик вновь появляется из-за ширмы.
Крабик: «Не найти мне лучше жилища, чем в камне на мелководье. Вот где хорошо! И жестко! И темно! И тесно! Как будто для меня, крабика, дом построен»
Бычок: «Ну, что, прав я был?»
Крабик: «Прав, дедушка. Дом должен быть безопасным»
Бычок: «То-то же, слушайся старших!»
Логопед : «Так закончилась эта сказка, которую крабик рассказал нашей знакомой девочке».
Беседа по сказке
Логопед : «Какой дом крабик себе нашёл?
Почему дом должен быть безопасным?»
Логопед : «Что-то задержались мы на острове. Мы опускаемся поглубже. Здесь уже темнее и вода стала прохладнее. Как вы думаете, почему? (солнечные лучи сюда пробираются с трудом). Ой, кто же это плывёт?» Ребенок загадывает загадку.
В бинокль злую рыбку разгляжу
Всех на корабле предупрежу.
Знайте дети все прекрасно —
С хищницей играть опасно:
Зубищи острые, как нож,
Лучше ты ее не трожь! (Акула) (слайд 7 – акула)
- Чем питается акула? Акула может напасть на человека?
Кинезиологические упражнения «Кулак-ребро-ладонь», «Колечко» со стихотворным сопровождением «Купание»
Зря пловчиха здесь нырнула,
В море плавает акула,
И на пруд я не пойду –
Щука плавает в пруду,
Есть медуза в океане…
Буду я купаться в ванне!
Логопед. Погружаемся дальше, на самое дно. Угадайте, кто обитает на самом дне? (морской конек, морская звезда) слайд 8
Игровое упражнение «Корабль плывет вперед» (песенка «Кораблик» из сборника «Веселая логоритмика». Е. и С. Железновы»)
- ходьба по тактильным дискам,
- по ребристым доскам,
- по гимнастической скамейке: ходьба и спрыгивание со скамейки.
- по массажным коврикам.
3. Заключительный этап (3 минуты)
Логопед : «Нам пора на берег. Закрываем глаза. На счет «три» открываем – мы на берегу моря» (слайд 8 – море)
Релаксация «Сон на берегу моря»
Дети ложатся на спину, закрывают глаза. Логопед под звучание спокойной музыки (аудиопособие «Колыбельные») негромким голосом рассказывает о том, что всем снится один и тот же сон. Они видят море с прозрачной водой и подводное царство, в котором живут необыкновенной красоты водоросли, диковинные рыбы и разные животные. Пауза.
Логопед : «Будем глазки открывать, просыпаться и вставать. Что нового вы узнали из нашего путешествия? Что было особенно интересно?» (ответы детей)
Под музыку дети выходят из зала.