Светлана Вильцер
Конспект сюжетно-ролевой игры по ПДД «Путешествие на автобусе» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра по ПДД «Путешествие на автобусе»
Цель: формирование способности организовывать сюжетно-ролевую игру по правилам безопасного поведения на улицах города.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о правилах дорожного движения, практические навыки поведения на улице.
- Закрепить знания о понятии «Светофор» и его назначении.
Развивающие:
- Развивать внимание и наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.
Темочки:
- Автобус. Сюжетно-ролевые игры в пассажиров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОБЖ. Безопасность жизнедеятельности
- Общественный транспорт
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения
- ПДД. Сюжетно-ролевые игры
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Оборудование: знаки дорожного движения: «Пешеходный переход», «Место автобусной остановки», «Техническое обслуживание автомобилей», «Автозаправочная станция»; стулья; руль; костюм сотрудника ГИБДД; жезл; сумочка с билетами, бумажные купюры; кукла Буратино; светофор на стойке с мигающими сигналами; игрушечные машинки.
Подготовка к игре
- Беседа по «Правилам поведения в транспорте»
- Разучивание стихов с детьми (Картотека стихов по ПДД)
- Знакомство с дорожными знаками и их изготовление
- Рассматривание иллюстраций, связанных с движением транспорта (Правила дорожного движения – уроки для самых маленьких)
- Просмотр мультфильма «Уроки тётушки Совы «Безопасность в транспорте»
- Дидактические игры «Дорожные знаки», «Светофор»
- Наблюдения на прогулке за передвижением транспорта
Ход игры
Воспитатель - Ребята, вы слышите, кто-то стучится к нам в дверь? Сейчас я пойду и посмотрю!
Воспитатель заходит со сказочным персонажем Буратино.
Воспитатель - Ребята, кто это?
Воспитанники - Это Буратино.
Воспитатель – Верно, ребята. Это Буратино, он прилетел к нам из другой страны, ему очень понравилось в нашем городе, и он хочет узнать его получше. Но вот беда, у Буратино совсем мало времени, а город у нас большой. Поможем Буратино, ребята?
Воспитанники – Конечно!
Воспитатель – Мы сегодня отправимся в путешествие по улочкам нашего родного города. А кто мне скажет, как называется наш город?
Воспитанники – Новокузнецк!
Воспитатель – Верно. А на каком транспорте мы поедем, вы знаете отгадав загадку.
Что за чудо этот дом?
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
Воспитанники – Автобус!
Воспитатель – Правильно, ребята! Мы поедем на автобусе! А прежде чем мы отправимся в путешествие, нам нужно выбрать кого?
Воспитанники - водителя.
Воспитатель – Верно, а также кондуктора, который нам продаст билеты и сотрудника ГИБДД. А выберем мы их считалочкой!
Стоп машина, стоп мотор!
Тормози скорей шофер!
Красный глаз глядит в упор
Это строгий светофор!
Воспитатель выбирает водителя, кондуктора и сотрудника ГИБДД. Воспитанники берут атрибуты и одевают их.
Воспитатель – А пока ребята берут необходимые атрибуты, давайте построим автобус из стульев!
Воспитанники строят автобус из стульев.
Воспитатель – Итак, у нас есть водитель, кондуктор, сотрудник ГИБДД и автобус. Теперь можем ехать. (Все проходят на свои места)
Воспитатель – Давайте мы присядем на свои места в наш автобус.
Дети садятся на стульчики, и воспитатель раздает им бумажные купюры для оплаты проезда.
Воспитатель – Мы сейчас с вами находимся в автобусе, как нас можно назвать?
В – Пассажиры.
Воспитатель – Верно! Давайте напомним нашему гостю Буратино, какие правила должны соблюдать пассажиры в автобусе.
Воспитанники - Не прыгать, не бегать, не вставать пока движется автобус, не высовывать в открытые форточки, не мусорить.
(Если дети затрудняются, то при помощи вопросов воспитатель помогает им)
Воспитатель – В автобусе при перевозке детей, обязательно должны быть ремни. Давайте обязательно пристегнемся. (Делаем воображаемое движение)
Воспитатель – Готовы пассажиры? Готов водитель?
Воспитанники – Да, готовы!
Воспитатель – Ребята, а что еще необходимо сделать, чтобы поехать?
Воспитанники – Нужно купить билеты!
Кондуктор – Пожалуйста, приготовьте деньги за билеты.
Кондуктор раздает билеты.
Воспитатель – Ну а я сегодня буду вашим экскурсоводом. Поехали! А чтобы нам не было скучно в дороге, давайте споем веселую песню «Мы едем, едем, едем».
Водитель вращает руль.
Водитель – Остановка «Администрация города"
Воспитатель – Ребята, давайте отстегнем ремни и выйдем. Только осторожно, не толкаемся.
Ребята, водитель остановился на остановке. Посмотрите дорожный знак «Место остановки автобуса». Послушайте загадку про этот знак.
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
Воспитатель – Сейчас мы вышли из транспортного средства, мы уже как называемся?
Воспитанники – Пешеходы.
Воспитатель – Верно, а где должны ходить пешеходы?
Воспитанники – По тротуару.
Воспитатель – А машины где ездят?
Воспитанники – По дороге, по проезжей части.
Воспитатель – А что помогает соблюдать порядок пешеходам и водителям?
Воспитанники – Дорожные знаки.
Воспитатель – Верно. Ребята, посмотрите сколько на этой улице много дорожных знаков. Вот знак «Дети», как думаете, что он означает?
Воспитанники отвечают.
Воспитатель – Правильно, это предупреждающий знак, он предупреждает о возможном появлении детей. Устанавливается он вблизи, например, школы, детского сада или игровой площадки.
Подходим к светофору на стойке.
У любого перекрестка
Вас встречает светофор,
И заводит очень просто
С пешеходом разговор:
Свет зеленый -
Проходи!
Желтый-
Лучше подожди.
Если свет зажегся красный —
Значит, двигаться опасно!
Стой! Стой спокойно!
Не шали!
Наберись терпения.
И всегда ты уважай
Правила движенья!
Игра «Светофор» (на внимание).
Участники игры должны быть очень внимательными. Когда «Светофор» зажигает зеленый свет, ребята все топают ногами как- будто бы идут, когда горит желтый свет хлопают в ладоши, а при красном свете на перекрестке тишина.
Выигрывают самые внимательные.
Воспитатель - Молодцы, ребята, хорошо запомнили все сигналы светофора. А сейчас поедем дальше, занимайте свои места. Пристегнули свои ремни! (воображаемое движение). Светофор показывает зеленый сигнал, значит путь открыт!
Поехали! И мы с вами опять кем стали?
Воспитанники - Пассажирами.
Воспитатель - Давайте еще раз споем нашу веселую песенку!
(Все вместе поют песню «Мы едем, едем, едем).
Водитель – Остановка «Цирк»
Воспитатель - Ребята, и вновь остановка. Отстегнули свои ремни. Выходите аккуратно, не толкайтесь!
А сейчас мы кем стали, когда вышли из автобуса?
Воспитанники - Пешеходами.
Воспитатель - Когда мы идем по тротуару, то должны держаться правой стороны, это такие правила, чтобы не столкнуться с пешеходами, идущими нам на встречу.
(Попробовать разыграть эту ситуацию. Моделируем опасную ситуацию: идти навстречу друг другу. Что получиться? (столкновение пешеходов). Как нам ее разрешить? (разойтись, всем идти с правой стороны).
Воспитатель - Молодцы, справились с заданием! А сейчас давайте подойдем к пешеходному пешеходу.
Послушайте загадку про этот дорожный знак
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход. (пешеходный переход).
- Значит, для кого нужен пешеходный переход?
Воспитанники - Для пешехода.
Воспитатель - Ребята, а где находится пешеходный переход?
Воспитанники - На улице.
Воспитатель: Пешеходный переход расположен на проезжей части улицы. Значит, по проезжей части ездят машины (транспортные средства) и ходят пешеходы (по пешеходному переходу). Давайте сейчас разыграем такую ситуацию «Как правильно перейти улицу и не попасть под машину».
Нам нужны водители на несколько машин (игрушечные машины, на которых можно ездить, передвигая ногами) и пешеходы (пешеходы могут взять коляски с куклами, а также инспектор ГИБДД. И так, как же нам правильно перейти улицу, если все время ездят машины? Что нам поможет в этом?
Воспитанники - Светофор.
Воспитатель - Верно, ребята. Ну что ж, давайте попробуем перейти улицу! И пешеходы, и водители, будьте очень внимательными!
Светофор показывает зеленый сигнал светофора для машин, а для пешеходов горит красный. (Дети самостоятельно разыгрывают ситуацию). Затем сигнал светофора меняется: для пешеходов загорается красный сигнал светофора, а для машин красный. (Дети самостоятельно обыгрывают ситуацию.)
Дети меняются ролями и играют несколько раз.
Воспитатель - Ребята, водитель обнаружил, что одно колесо спущено. Что же ему делать?
Воспитанники - Поменять колесо.
Воспитатель - А где можно поменять колесо?
Воспитанники - В мастерской.
Воспитатель - Да, ребята, помощь нашему автобусу окажут на станции технического обслуживания. (Показываю дорожный знак – Техническое обслуживание автомобилей). Тогда нам нужны работники автомастерской, которые заменят нам колесо и проведут технический осмотра автобуса. (Выбираются несколько работников мастерской. Они меняют колесо).
Воспитатель - Ребята, оказывается в автобусе заканчивается бензин, его необходимо заправить. Где это сделать?
Воспитанники - На автозаправочной станции.
Воспитатель показывает детям дорожный знак – Автозаправочная станция.
Воспитатель - Для работы на заправке нам нужны работники: Оператор АЗС (продает бензин, автозаправщик (заправляет бензином машину). Проигрываем ситуацию «На заправочной станции».
Дети играют самостоятельно.
Воспитатель - (через некоторое время) Ребята, Буратино уже пора возвращаться к себе домой, да и нам пора возвращаться в детский сад! Давайте уберем на место все атрибуты, которыми мы играли, наведем порядок и отправимся в дорогу! Автобус нас уже ждет чистенький, с новым колесом, с полным баком бензина.
Воспитанники занимают в автобусе свои места.
Воспитатель - Пристегнулись ремнями безопасности и поехали! А пока мы возвращаемся назад в детский сад, то давайте вспомним, что по улицам нашего города движется много легковых и грузовых машин, едут автобусы, и никто, и никому не мешает. А все это потому, что есть строгие правила как для водителей машин, так и для пешеходов. Правила дорожного движения важны и нужны! И сейчас мы с вами проведем небольшую викторину и узнаем, какие вы запомнили правила дорожной безопасности.
Вопросы к воспитанникам:
- Какие сигналы светофора вы знаете? (Красный, желтый, зеленый).
- Где должны ходить пешеходы? (По тротуару).
- А если нет тротуара, то где должен идти пешеход? (По обочине дороги слева, навстречу движущемуся транспорту).
- Где должны ездить автомобили? (по мостовой, по проезжей части дороги)
- Где и как нужно переходить улицу? (по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора)
- Как регулируется движение на улице? (с помощью светофора и дорожных знаков)
- Как надо вести себя в автобусе? (не кричать, не бегать, не вставать со своих мест, пока движется автобус, не высовывать в открытые форточки руки и голову, не забираться с ногами на сиденья, не мусорить и т. д.)
- Можно ли играть на проезжей части дороги? (нет, надо играть только во дворе и не выбегать на проезжую часть дороги).
Воспитатель - Вы большие молодцы, ребята! Вы уже усвоили много правил безопасного поведения на улице и в транспорте, и очень надеюсь, что вы их будете применять в реальной ситуации. А впереди нам еще многое предстоит узнать и запомнить!
Ну вот и закончилось наше путешествие. Хорошо ехать по улице рядом с друзьями, радоваться и смотреть на свой родной город.
Давайте вместе с Буратино закончим наше путешествие песней о дружбе:
Если с другом вышел путь,
Если с другом вышел в путь,
Веселей дорога!
Без друзей меня – чуть-чуть,
Без друзей меня – чуть-чуть,
А с друзьями много!
Пр. : Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!