АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект статьи «Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников» .
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
Публикация «Использование сказочной метафоры в гендерном воспитании дошкольников» размещена в разделах
К сожалению, на фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
В ДОУ необходимо создавать условия для гендерного воспитания, гендерной социализации дошкольников.
Необходимо ввести ряд понятий, которые мы будем использовать в дальнейшем : пол, гендер, гендерная социализация, гендерные роли.
Понятие «пол» многоуровневое, оно включает как биологические, так и социальные характеристики. Биологический пол дается индивиду от рождения, в то время как социальный пол формируется прижизненно под влиянием социальных факторов.
Понятие «гендер» отражает социально обусловленную природу мужского и женского, т. е. гендер это специфический набор культурных и поведенческих характеристик, определяющих социальное поведение мужчин и женщин.
Гендерное воспитание – это воспитание в соответствии с гендерной ролью. Цель гендерного воспитания понимается в настоящее время как подготовка к выполнению будущей социальной роли мужчины и женщины.
Важно отметить, у детей гендерные роли существуют не в готовом, как у взрослых виде, а формируются в ходе социализации.
Гендерная (полоролевая) социализация – это процесс, в ходе которого ребенок идентифицирует себя с представителями соответствующего пола и научается тому, что в данной культуре является социально приемлемым для мужчины и женщины.
В процессе гендерной социализации происходит освоение ребенком соответствующей половой (гендерной) роли. Под гендерной ролью понимается набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.
Психологический пол выражается в том, насколько индивид соответствует стереотипу мужественного (маскулинного) или женственного (феминного) поведения. Психологический пол находит отражение в соответствующих представлениях ребенка-дошкольника : кем он будет, когда вырастет; в ценностных ориентациях мальчиков и девочек ; предпочтении видов деятельности, характерных для пола; в мечтах о будущем; а также в своеобразном сплочении со сверстниками своего пола в группе детского сада.
Большую роль в полоролевом воспитании имеет знакомство ребенка со сказками. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок с раннего детства познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения.
Сказка вводит ребенка в мир социальных взаимоотношений, знакомит с образцами мужского и женского поведения, социально ценными мужскими и женскими качествами.
Волшебные сказки позволяют формировать у детей представления о качествах мужественности, женственности. Герои сказок обладают лучшими мужскими и женскими качествами. В русских народных сказках в художественных образах «доброго молодца» и «красной девицы» отражены представления народа об идеальных мужских и женских образах. «Добрый молодец» – сильный, смелый, отважный защитник родины и народа, храбрый воин, борец со злом. Образы богатырей, добрых молодцев представлены в русских народных сказках «Иван – крестьянский сын», «Чудо-Юдо», «Никита-Кожемяка».
Настоящими мужскими качествами обладают былинные герои-богатыри Илья Муромец, Алеша Попович.
«Красна девица» – красавица, обладающая лучшими женскими качествами: добротой, терпимостью, отзывчивостью, миролюбием, сердечностью («Крошечка-Хаврошечка», «Морозко»).
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания имеют все сказки и народные, и авторские. По выражению известного психолога и сказкотерапевта Т. Зинкевич-Евстигнеевой - девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские»- отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»- есть два главных героя обоих полов, в них повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, часто завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
Сказки хранят множество секретов, а сила их воздействия не перестает удивлять. По выражению Вачкова, специалистов привлекает потенциал сказки, как средства оказания психологической помощи, они открывают новые ресурсы сказочных метафор и разрабатывают новые психологические техники для их использования.
Важно отметить, что метод работы со сказкой хорош тем, что он может быть использован и в индивидуальной и в групповой работе с детьми и со взрослыми.
Главным средством психологического воздействия в работе со сказкой является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми и взрослыми.
По выражению Миллис и Кроули, метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в обучении.
Силу воздействия метафоры чувствуют и взрослые и дети.
Метафора помогает строить «мосты взаимопонимания» между взрослыми и ребёнком, психологом и клиентом.
Сказочные метафоры обладают высокой эффективностью, т. к. они легко проходят сквозь систему психологической защиты и воздействуют на бессознательное клиента. Уже в самой структуре метафоры заложено обращение к личностным ресурсам человека.
Особенно восприимчивы к сказочным метафорам дети.
Читая, слушая, проигрывая сказку, они тем самым перенимают жизненный опыт поколений и формируют новое отношение к переживаемым конфликтам, усваивают способы решения проблем, используемые героями сказок в трудной ситуации. Сказочные метафоры используются как в психопрофилактических, развивающих целях, так и в качестве лечебно-коррекционного средства воздействия на ребёнка. С помощью сказки ребёнок мягко усваивает жизненные ценности и эталоны поведения.
Терапия с помощью сказки способствует формированию позитивного образа своего «Я», гармонизирует отношения ребёнка с социумом, развивает креативное мышление.
Как отмечает Ю. Алимова, сказочная метафора может быть эффективна при решении самых разнообразных проблем детей дошкольного возраста таких как : ночные страхи; высокий уровень тревоги; низкая самооценка; неуверенность в себе; отставание в речевом развитии, проблемы в обучении и др.
В коррекционной работе с детьми возможны различные способы использования сказочных метафор.
Представляется интересным использование психокоррекционной сказки для решения поведенческих проблем ребёнка.
Алгоритм создания психокоррекционной сказки следующий (Т. Зинкевич-Евстигнеева) :
1. Подбирают героя, близкого ребёнку по полу, возрасту и характеру.
2. Описывают жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребёнок нашёл сходство со своей ситуацией.
3. Героя помещают в проблемную ситуацию, аналогичную реальной ситуации ребёнка, ему приписывают все переживания ребёнка.
4. Герой ищет выход из создавшейся ситуации - он может встретить персонажей, оказавшихся в такой же ситуации, мудрого наставника или волшебника, который показывает ему альтернативные формы поведения. Ребёнок должен посмотреть на ситуацию с другой стороны, увидеть позитивное в происходящем.
5. Герой осознаёт свои ошибки и становится на путь изменений.
Подобный опыт создания психокоррекционной сказки был предпринят для воспитанницы старшей группы нашего сада. Девочка крупного телосложения, активная, обладающая лидерскими качествами, играла только с мальчиками и часто дралась с ними. В ходе диагностики у девочки было выявлено нарушение полоролевой социализации и полоролевого поведения. Для девочки психологом была придумана психокоррекционная сказка. Эта сказка была прочитана маме ребёнка. Маме было дано задание рассказать сказку дочери, обсудить её, проиграть и совместно прорисовать эту сказку.
Через некоторое время в поведении девочки появились перемены: девочка стала носить платья, её товарищами по играм стали не только мальчики, но и девочки. На сегодняшний день работа с данной воспитанницей и её мамой продолжается.
В нашем саду с родителями дошкольников средних и старших групп проводился семинар-практикум на тему: «Использование сказки в гендерном воспитании дошкольников». Целью семинара было повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей. На семинаре было показано как для решения этой задачи может быть использована сказка и сказочная метафора.
Родители сначала были ознакомлены с теорией по гендерному воспитанию и основам сказкотерапии.
В ходе практической части семинара родители делились на две группы- сыновей и дочек; составляли портрет идеальной девочки (мальчика, обозначая те черты характера, которые они хотели видеть в своих детях;
анализировали русские народные сказки : «Сказка об Иван-Царевиче, Жар-Птице и Сером Волке»- родители мальчиков, «Белая уточка» - родители девочек. После этого родителям было дано задание сочинить сказку для своего сына или дочки, с учётом тех качеств, которые они хотят видеть в своих детях. После этого в группе происходило обсуждение сочинённой сказки. Родителям давалось задание на дом прочитать получившуюся сказку сыну (дочери, обсудить сказку со своим ребёнком, предложить ребёнку самому придумать продолжение и окончание сказки. После чего родитель и ребёнок совместно прорисовывали сказку.
В заключении хочется сказать, что такая работа по гендерному воспитаниию проводимая с дошкольниками через их родителей помогает формированию нравственных ценностей у детей и является профилактикой нарушений в детско-родительских отношениях.
Литература.
1. Алимова Ю. А. Сказочные метафоры в работе детского психолога. СПб. ,2012.
2. Вачков И. В. Сказочная метафора как средство взаимопонимания // Социальная психология и общество. 2011. №1.
3. Градусова Л. В. Гендерная педагогика. М., 2011.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тайный шифр женских сказок. СПб., 2015
6. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребёнка»/ Пер. с англ. Т. К. Кругловой. М., 2000.
7. Русские сказки : из сборника А. Н. Афанасьева. М., 1987.