Цыдина Татьяна
Конспект старшей группы «Старинные народные обычаи — взаимопомощь и гостеприимство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: рассказать детям о старинных народных обычаях - взаимопомощь и гостеприимство.
Задачи:
Обучающие: Объяснить, откуда произошли русские обычаи – гостеприимство и взаимопомощь.
Воспитательная: Воспитывать у детей такие качества, как сострадание, доброжелательность.
Развивающая: развивать навыки творческого рассказывания по данной теме, умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.
Публикация «Конспект старшей группы „Старинные народные обычаи — взаимопомощь и гостеприимство“» размещена в разделах
Обогащение словаря: гостеприимство, хлебосольство, радушие, сострадание, помочь (помощь) – устаревшее.
Материалы: д/и комплект «Бабушкины сказки» - русская народная сказка «Заюшкина избушка», картины русских художников.
Организация образовательной деятельности: рассматривание картин русских художников:
Венецианов Алексей Гаврилович (художник) «Гумно», «Жнецы», «На пашне»;
Тропинин Василий Андреевич (живописец) «Кружевница»;
Суриков Василий Иванович (живописец) «Сибирская красавица»;
Соломаткин Леонид Иванович (художник) «Пожар в деревне»;
Пимоненко Николай Корнильевич (живописец) «Сенокос», «Жатва»;
Маковский Владимир Егорович (художник) «Пастушки», «Рыбачки», «Крестьянский обед в поле»;
Максимов Василий Максимович (художник) «Бедный ужин», «Бабушкины сказки».
Воспитатель: Ребята, посмотрите что у нас изображено на картинах? (ответы детей)
В них художники изобразили жизнь русских людей в старину.
Воспитатель рассказывает кто написал картину и её название.
На телевизоре появляется картинка Домовёнка Кузи. Воспитатель читает письмо: «Я домовёнок Кузя, раньше жил в русской избе, а сейчас живу в детском садике.
С давних пор у народа существовал мудрый обычай помощи друг другу в различных работах: при строительстве дома, жатве (уборка хлебных злаков, срезали их стебли под корень, покосе (уборка сена, обработке льна (травяное растение, прядении шерсти (шерсть разводили пальцами, очищали от колючек, затем её чесали на специальных прямоугольных дощечках с деревянной рукоятью) и т. д. А так же, соседи договаривались по очереди помогать друг другу в разных видах работы, например, рубить капусту. А капусту в деревнях квасили в больших количествах, потому что семьи были многолюдными. И по очереди вывозили на поля навоз, который накапливался на дворах за холодное время года. Заняты были все: мужчины грузили навоз вилами на телеги, ребятишки становились возницами, женщины и молодежь скидывали навоз с телег и разбрасывали по полю. Хотя работа была не очень приятной и достаточно тяжелой, проходила она дружно и весело: лошадей украшали бубенчиками, лентами, много шуток сопровождало последний воз, участники пели песни и частушки.
Помощь, как правило, устраивалась в воскресные и праздничные дни. Помогавшие приходили со своими орудиями труда, инструментами. Какие орудия труда были раньше? Найдите такие картинки».
Дети находят картинки с изображением старинных орудийных предметов (вилы, серп, тесло, соха, плуг, скобень, самопрялка, мялка, гребень для обработки волокна).
Воспитатель: После работы хозяева угощали тех, кто помогал. Перед застольем все переодевались в нарядные одежды, которые специально брали с собой.
Интересно, что в некоторых деревнях обед или ужин, завершавший помощь, должен был состоять из 12 блюд. Это делалось для того, чтобы каждый месяц «получил» свою порцию, означало, что весь год был «накормлен», задобрен. После ужина затевались игры, пляски, молодежь каталась по деревне на лошадях, распевала песни и частушки.
Ребята, а мы поиграем в сказку, игра-забава «Репка» :
Все играющие встают друг за другом, обхватив предыдущего вокруг пояса. Первый игрок обхватывает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» начинает тянуть последнего играющего, стараясь оторвать его от остальных.
Воспитатель: В каждом доме были рады любому гостю (обычай гостеприимство).
Посмотрите на экран телевизора.
Показ слайдов «Гостеприимство»
Гостей встречали низким поклоном, окружали заботой, а на стол ставили самые лучшие угощения. Если о приходе гостей знали заранее, то приготовления начинались за несколько дней. Гостей встречали на пороге дома хлебом и солью. Каравай выпекала хозяйка и выносила его к порогу на вышитом полотенце. Хлеб и соль считались символами изобилия и благополучия, а соль выступала в роли оберега.
Встречать путников хлебом-солью означало даровать им мир и добро. Гости, в свою очередь, тоже могли прийти с подобными дарами, таким образом, выражая свое уважение и желая достатка хозяину.
После радушной встречи гостей приглашали в дом и усаживали на самом почетном месте – в красном углу. Такое название имел левый угол от печи – это было самое светлое и красиво убранное место в доме, где стояли иконы. В обычные дни в красном углу за столом сидел хозяин дома. Если же в доме ждали гостей, то почетное место в красном углу оставляли за ними.
По традиции угощение гостей начиналось с того, что глава семьи раздавал всем присутствующим за столом ломти хлеба с солью. Если гости были особо желанными, хозяин сам накладывал им кушанье из особой тарелки, которую всегда ставили во главе стола. Так он показывал своё уважение и внимание гостю.
Сначала угощали пирогами, потом гостям выносили мясные и рыбные блюда, а супы подавали в конце застолья, перед сладкими угощениями.
Есть такая русская народная игра «Пирог», кто будет пирогом выберем по считалочки.
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог». Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высокинький» поднимают руки вверх,
«широкинький» - разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от
каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а
неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше
«пирогов».
Дети присели на стульчики.
Воспитатель: Чтобы разместить на ночь прибывших издалека гостей, хозяева отдавали им лучшие места в доме – это были широкие неподвижные лавки, покрытые специальной тканью. Эти лавки располагались вдоль стен и были предназначены не только для сна, но для сидения. Самых дорогих гостей могли уложить спать на печной лежанке. Это специальное место на печи, которое было самым теплым и уютным местом для отдыха в доме. В обычные дни на лежанке спали старики и дети.
Перед уходом принято было посидеть на дорожку. Провожая гостей, хозяева давали им с собой в дорогу какие-либо угощения и желали доброго пути. В старой Руси по дорогам ездить было настоящим мучением. Поэтому в след уезжающим гостям говорили : «скатертью дорога», что означало пожелание легкого и гладкого, как скатерть, пути.
Ребята, давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка», есть ли в этой сказки гостеприимство и взаимопомощь?.
Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке. Дети анализируют сказку.