Ольга Цыбульник
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства сахара и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила и провела:
Цыбульник Ольга Николаевна,
воспитатель МБДОУ «Стригуновский
детский сад общеразвивающего вида»,
1 квалификационная категория
2015 г.
Пояснительная записка
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Учитывая особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности педагог ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности „Свойства сахара и соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности становятся игры-экспериментирования. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.
Ход организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
«Свойства сахара и соли»
из цикла «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ»
Цель: знакомство детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами.
Образовательные задачи:
1. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами сахара и соли (запах, вкус, цвет, форма кристаллов, растворимость).
2. Стимулировать к сравнению сахара с солью.
3. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.
Развивающие задачи:
1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать интерес и способность работать в группах, коллективе.
4. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Словарная работа: кристаллы, стебли, сахарный тростник, корнеплод (вершки, корешки, частицы.
Предварительная работа:
1. Чтение стихотворения А. Ивич «Про сахар»
2. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
3. Дидактическая игра «Свойства предметов»
4. Беседы о том, как люди используют качества и свойства материалов при изготовлении разных предметов.
5. Беседы по технике безопасности.
6. Проведение исследований, опытов.
Методы и приемы:
1. Наглядные: презентация, схемы.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
3. Положительная мотивация.
4. Художественное слово.
5. Практические действия: проведение опытов.
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Оборудование: Черный картон, лупы, по 2 стаканчика с водой, мерные ложечки, трубочки – все по количеству детей. Емкости под сахар и соль. Соль, сахар.
Ход образовательной деятельности:
- Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы зашли в группу:
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, умеете выслушивать ответы – пожмите друг другу руки.
- А сейчас, послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, что мы сегодня будем исследовать.
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
Всем хозяйкам угождает (сахар).
- Как вы думаете, о чем эта загадка? (дети отвечают)
- Как вы об этом догадались? (дети отвечают)
- А кто из вас знает, в каких продуктах есть сахар?
Дети: во фруктах, овощах, кондитерских изделиях и т. д.
- Из чего изготавливают сахар? (дети отвечают)
- Молодцы! Хотите узнать историю о том, как научились изготавливать сахар, откуда он появился в нашей стране?
(воспитатель предлагает детям обратить внимание на экран монитора)
Показ презентации.
Откуда пришел сахар? Тот самый, который мы каждый день привычно кладем в чашку с чаем? Его родина – жаркие тропические страны. В тех местах на земле, где не бывает холодных зим, растет высокая трава со сладковатыми стеблями – сахарный тростник. 2000 лет назад в Индии из сахарного тростника отжимали сок, варили сладкий сироп до образования кристаллов. В результате получался коричневый сахар.
Путешественники, приезжавшие в Индию, увозили с собой сахарный тростник. Так постепенно тростник переселился в другие теплые страны. Долгое время сахар получали только из этого южного растения. Поэтому он был очень дорогим, особенно в северных странах, где сахарный тростник никак не хотел расти, как ни старались. Решили найти замену капризному чужестранцу. Пробовали получить сахар из сладких растений, из тыквы, из слив. Но победу одержала белая свекла. Из белых свекольных корней сахар получался ничуть не хуже заморского – тростникового.
Свеклу выращивают и на полях Белгородской области. С приходом осени люди собирают урожай при помощи машин.
- Как вы думаете, какая часть свеклы используется для изготовления сахара? (дети отвечают)
Комбайн отделяет вершки от корешков и корнеплоды везут на сахарный завод. Там свеклу моют и нарезают стружкой. Затем ее помещают в котлы с водой и варят. Вода становится сладким сиропом. Затем ее очищают и процеживают. Полученный сироп варят до получения кристаллов. Это и есть сахар!
- Послушайте еще одну загадку.
В воде она родится,
Но странная судьба:
Воды она боится
И гибнет в ней всегда.
Воспитатель: О чем эта загадка? (про соль)
Показ презентации про соль.
- Вся соль на нашей планете тем или иным образом происходит из мирового океана, пересохших морей и соленых озер. Ведь в океанах, морях вода соленая.
- Соль – самая древняя приправа к еде, известная человеку. Без нее не обходится приготовление практически ни одного блюда. Но соль не только улучшает вкусовые качества еды, она просто жизненно необходима нам.
- Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете? (дети отвечают)
- Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
- Недосол на столе, пересол на спине.
- Щепотка соли делает сахар слаще.
- За хлебом-солью каждая шутка хороша.
- Без хлеба, без соли никто не обедает.
- Соли нету, так и слова нету.
- Без соли, без хлеба худо беседа.
- Ребята, как же можно различить сахар и соль? Предлагаю узнать. Я приглашаю вас в лабораторию интересных исследований. А кто знает, что такое лаборатория? (дети отвечают)
- Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты. Но прежде, чем мы начнем исследования, назовите правила поведения в лаборатории.
Дети: Нельзя шуметь и мешать друг другу. Терпеливо выслушивать мнения других и т. д.
- Молодцы! Проходите в нашу научную лабораторию.
Опыт 1.
Воспитатель: Обратите внимание на 2 емкости, в которые насыпаны соль и сахар. Предлагаю ложечкой пересыпать сначала одно вещество в стакан с водой, затем другое вещество. Что вы заметили, когда мы выполняли это действие? Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? (дети отвечают)
Вывод: сахар и соль – сыпучие вещества (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 2.
Воспитатель: Для следующего опыта я предлагаю ложечкой перемешать вещество в каждом стакане. Понаблюдайте, что происходит.
Дети. Вещества исчезли. Они растворились.
Воспитатель. Вода растворяет кристаллы соли и сахара. При этом цвет воды не меняется.
Вывод: сахар и соль – растворимые вещества (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 3.
Воспитатель. Что мы можем сказать о вкусе? Предлагаю попробовать воду, и определить вкус сахара и соли.
Дети. Соль – соленая, сахар – сладкий.
Вывод: сахар и соль разные по вкусу (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 4.
Воспитатель: пройдите к следующему столу нашей лаборатории. В стаканчиках насыпаны соль и сахар. Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ?
Дети: сахар с желтоватым оттенком, соль – белая.
Вывод: сахар и соль разные по цвету (воспитатель закрепляет на мольберте карту-схему).
Опыт 5.
Воспитатель: дети, как вы думаете, имеют ли сахар и соль запах? Попробуйте осторожно их понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества и, определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут?
Воспитатель: Чем пахнет вещество желтоватого цвета (сахар?
Дети. Карамелью, ванилью.
Воспитатель. Чем пахнет белое вещество (соль?
Дети. Ничем.
Воспитатель. Мы можем сказать, что эти вещества разные по запаху. Сахар пахнет карамелью и ванилью, а соль не имеет запаха.
Вывод: сахар и соль разные по запаху.
Опыт 6.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти к следующему столу нашей лаборатории. Соль и сахар – очень маленькие частицы, нам очень трудно их рассмотреть. Что нам поможет?
Дети: Лупа.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети. Лупа увеличивает предметы в несколько раз.
(Дети рассматривают частицы и высказывают свое мнение).
Воспитатель. Мы с вами можем сделать вывод, что сахар имеет форму кирпичиков, они одинаковые. Соль не имеет формы.
Вывод: сахар и соль разные по форме.
Воспитатель. Как вы думаете, можно ли употреблять соль и сахар в больших дозах? (дети отвечают)
Воспитатель. Избыток сахара приводит к кариесу, полноте, а соль – к болезни почек.
Воспитатель. Мне очень хочется узнать:
- Что мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (дети отвечают, используя карты-схемы)
- Что больше всего вам сегодня понравилось?
- Что было полезным для вас?
- Как вы думаете, что нашим гостям понравилось?
- Как вы думаете, мы все узнали про свойства сахара и соли?
Воспитатель. Нас ждут еще много интересных открытий. Мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. Я благодарю вас за проделанную работу (воспитатель всех благодарит и раздает значки «Юный исследователь»).