Ольга Пьянзева
Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию «Волшебница» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пьянзева О. В.
"Волшебница"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи:
- продолжать учить решать противоречия;
- самостоятельно находить признаки осени;
- учить устанавливать связи между явлениями природы;
- развитие связной речи у детей;
- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей;
- развивать социальные навыки умения работать в группе;
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию „Волшебница“ в старшей группе» размещена в разделах
- развивать мышление, внимание, память, воображение, умение находить решение и делать выводы;
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Материал: план путешествия, осенние листья, ветка рябины, деревянные листочки, веточки, краски, кисточки.
Ход занятия: Звучит музыка П. Чайковского «Времена года».
Воспитатель: «Дети, что вы можете сказать о музыке? (веселая, грустная, печальная или торжественная). Почему музыка грустная? (ответы детей).
- Потому что уходит лето; становится прохладно; цветы увяли; с деревьев опадают листья, улетают птицы, небо становится темным, часто идут дожди, иногда снег.
- Значит какое время года? (ответы детей).
Сегодня мы совершим экскурсию в природу.
1. Под листьями находится план – карта. Чтобы отправиться в путь назовите осенние месяцы (ответы детей).
Первая остановка «Солнечная».
- Какое солнце сейчас?
- Какое оно было летом?
-Почему оно стало хуже греть?
- Почему оно меньше светит?
- Какое солнце будет зимой?
- Что бы было, если бы солнце светило всегда?
(Солнце сейчас не яркое. Летом оно грело, а сейчас не греет. Солнце меньше находится на небе, чем летом, и поэтому стало меньше греть. Меньше оно светит, потому что дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой солнце будет светить и греть еще меньше. Если бы солнце светило всегда одинаково, то не было бы осени, зимы и весны.
Воспитатель: «Я предлагаю вам придумать определения к слову «солнце».
- Солнце – яркое, теплое, искристое, ласковое, жгучее, южное, северное, красное.
Игра «Здравствуй, Осень».
2. Вторая остановка «Дождливая».
- Какой бывает дождь?
- На что похож дождь?
- Какой дождь бывает летом?
- Какой дождь бывает осенью?
- Какой дождь бывает зимой?
(Ответы детей).
Воспитатель: «Конечно, дождь бывает разный. Летом идут веселые, грибные, слепые дожди. Осенью дождь моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег. Но и летний дождь, и осенний дождь нужен. Послушайте стихотворение про дождь и определите, какой это дождь – осенний или летний.
Шустрый дождь на длинных ножках
Пробежался по дорожке.
Он ладони вымыл листьям,
Птицам перышки почистил,
И с травою еле слышно
Пошептался, погрустил,
А потом ударил в крышу
И в испуге отскочил.
Физкультминутка «Дождик».
Вдруг закрыли небо тучи.
Начал капать дождь колючий,
Долго дождик будет плакать,
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.
3. Третья остановка «Лиственная».
Воспитатель: «Посмотрите, как много листьев я принесла сегодня».
- Почему листья желтеют?
- Почему листья облетают?
- Что будет, если листья не пожелтеют и не опадут с деревьев на зиму?
- Как называется явление, когда падают листья?
(Ответы детей).
Игра «Угадай с какого дерева лист?».
- Придумайте рассказ о рябиновом листочке:
«Стояла рябинка на поляне среди других деревьев. Смотрит вокруг и видит: все деревья стоят золотые, а она по-прежнему стоит зеленая. Шепчут ей соседи – деревья: «Пора готовиться к зиме. Надо сбрасывать листья, а то замерзнешь зимой». Стало рябинке стыдно и она покраснела. И стала еще наряднее, так что все залюбовались ею.»
Рассказы 2 – 3 детей.
4. Четвертая остановка «Осенняя».
Воспитатель: «На этой остановке мы постараемся понять, что происходит с природой, когда приходит осень.
- С чего начинается осень?
- Как изменяется долгота дня?
- Что происходит с деревьями?
- Что происходит, когда исчезают насекомые?
- Что происходит с животными?
Игра «Хорошо – плохо».
«Хорошо» - поспевают овощи и фрукты; желтеют листья, все становится золотым; можно бегать по опавшим листьям, они весело шуршат под ногами; дети идут в школу и встречаются со своими друзьями и т. д.
«Плохо» - идет холодный дождик; мама не пускает гулять; на улице грязь и т. д.
5. «Укрась дерево листочками» - красками раскрасить листочки и украсить ими дерево (коллективная работа).
Воспитатель: «Понравилось вам путешествие по волшебнице – осени? Кому понравилось похлопайте в ладоши».