Семенихина Ольга Николаевна
Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми старшей группы «Геометрические фигуры»
. Цель: обобщить, уточнить знания о геометрических фигурах.
Задачи:
образовательные :
- уточнить и обобщить знания детей о геометрических фигурах, продолжать учить видеть геометрические фигуры в форме окружающих предметов.
- формировать умение составлять описательный рассказ, опираясь на схему;
развивающие:
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по ФЭМП с детьми старшей группы „Геометрические фигуры“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- расширять и активизировать словарь за счет слов-названий геометрических фигур, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения,
- развивать зрительное и слуховое восприятие, образное и логическое мышление;
- совершенствовать навыки связной речи;
- развивать мелкую моторику;
воспитательные:
- развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать культуру поведения в общественных местах, умение работать и играть в коллективе.
Раздаточный, «билеты» с изображением геометрических фигур для обозначения мест в автобусе, модели геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, мячи, листы бумаги А5,медали в виде геометрических фигур.
Словарная работа:
Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
Предварительная работа:
- беседа о правилах поведения в автобусе
- сюжетно-ролевая игра «Автобус»
- дидактические игры «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме»
- описание геометрических фигур по схеме.
Методы и приемы:
Наглядные: использование моделей геометрических фигур, картинок с изображением предметов разных геометрических форм.
Словесные: Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
вопросы к детям, отгадывание загадок, описание геометрических фигур.
Игровые: дидактические игры, специально организованная проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Ход занятия:
Организационно-мотивационный момент
Воспитатель: В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!
( Дети: встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения)
Ребята, сегодня не обычный день, мы отправимся в путешествие в страну геометрических фигур. А на чё м мы отправимся узнаете из загадки:
Что за чудо — жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: (Автобус)
Воспитатель: Совершенно верно мы поедем на автобусе. Для этого надо купить билеты. Билет получит тот, кто правильно ответит на вопрос.
- Сколько у тебя рук?
- Две.
- Сколько у тебя глаз?
- Два.
- Сколько пальцев у тебя на одной руке?
- Пять.
- Сколько у тебя волос?
- Много.
- Сколько у тебя крыльев?
- Ни одного.
Воспитатель: Теперь посмотрите на свои билеты внимательно. На каждом билете есть геометрическая фигура. Эти стулья-места в автобусе. Каждый из вас сядет на тот стул, на котором такая же геометрическая фигура, как на билете.
Все нашли свои места? Все готовы отправиться в путешествие? Ну, тогда поехали. (звучит музыка мы едем, едем, едем в далёкие края)
2. Воспитатель: Мы, вот приехали. Мы превратимся в вами в геометрические фигуры. Но для этого нам надо отгадать загадки о геометрической фигуре.
1) Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …
Круг
2) Злая рыба хвост-лопата
Откусила полквадрата –
Целый угол, верь не верь!
Кто ж он, бедненький, теперь?
Треугольник
3) Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.
4) Обведи кирпич мелком
На асфальте целиком,
И получится фигура –
Ты, конечно, с ней знаком.
Прямоугольник
5) Треугольник с полукругом
Круг дразнили «толстым другом».
Круг, расстроившись до слез,
Уже стал и вверх подрос.
Кто же угадает тут,
Как теперь его зовут.
Овал
(когда ребенок отгадывает загадку, воспитатель даёт медаль в виде геометрической фигуры)
Воспитатель: Теперь вы - геометрические фигуры. И мы с вами проверим, кто сообразительнее и внимательнее.
3. Игра «Угадай, о чем говорю»
Вот вам задание. Поднимет свою фигуру вверх тот, у кого:
-фигура синего цвета с четырьмя углами (прямоугольник);
-фигура зеленого цвета с четырьмя сторонами (квадрат);
-фигура оранжевого цвета с тремя углами (треугольник);
-фигура красного цвета без углов (овал);
-фигура желтого цвета без углов (круг).
Воспитатель: Какие вы молодцы, вы действительно внимательные и сообразительные.
4. Пальчиковая гимнастика «игрушки»
Воспитатель:
На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики.
И веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.
Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки
Мы игрушки собирать. и стучат кулачками
5. Игра «Подбери по форме и цвету»
Воспитатель: Ребята, теперь давайте поиграем.
(на магнитной доске расположены изображения предметов различной формы и цвета).
Эй, фигуры - хитрецы,
Вы, конечно, молодцы!
Спрятались от нас в предметах,
Ищем вас и так и этак.
Здесь много предметов. Каждый из вас возьмет только те, которые похожи по форме и цвету на его геометрическую фигуру. Потом посмотрим, правильно ли вы выбрали. (дети выбирают)
Воспитатель: Молодцы, все справились!
6. Физкультминутка
«Мячик»
Возьмите мячик в правую руку. (Воспитатель стоит лицом к детям и показывает все движения в зеркальном отображении)
Переложите мячик в левую руку.
Поднимите мячик над головой.
Спрячьте за спину.
Держите мячик перед собой.
Прыжки на месте с мячиком в руках под стихотворение:
Девочки и мальчики запрыгали, как мячики.
Попрыгали, устали, на носочки привстали,
Потихоньку закружились и на коврик опустились.
Воспитатель: Отдохнули? Давайте выполним следующее задание. Готовы?
7. Упражнение «Расставь геометрические фигуры на листе»
Взять лист бумаги и приготовить для работы картонные геометрические фигуры.
Поставь квадрат в правый верхний угол.
Поставь круг в середину листа.
Поставьте треугольник в левый нижний угол.
Поставьте овал в левый верхний угол.
Поставьте треугольник в правый нижний угол.
8. Итог.
Воспитатель:
- Вот мы и побывали в стране геометрических фигур.
Но нам пора возвращаться в обратно детский сад. Занимайте места автобус.
(звучит музыка мы едем, едем, едем в далёкие края)
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня превращались в геометрические фигуры, узнали, чем они отличаются и чем похожи; выбирать из трех фигур одну лишнюю.
Все старались, молодцы!