Зоя Еловикова
Конспект совместной деятельности «Мальчики и девочки: разные или похожие?»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения: игра – тренинг
Место проведения: групповая комната
Тип занятия: комбинированное
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: создание условий для формирования у детей позитивной поролевой идентичности через разные виды детской деятельности (игровую, познавательную, конструктивную)
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект совместной деятельности „Мальчики и девочки: разные или похожие?“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Закрепить и упорядочить понятие детей о себе, как представителе определенного пола, о некоторых психологических характеристиках мальчиков и девочек.
Создание целостного позитивного «образа Я» мальчика/ девочки.
Развивающие
Стимулировать детей на проявление инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками.
Развивать умение налаживать партнерские отношения в процессе совместной деятельности.
Развивать творческую активность, целеустремленность в достижении цели.
Речевые
1. Продолжать расширять и активизировать словарь детей.
2. Развивать связную, диалогическую и монологическую речь.
3. Развивать инициативную речь во взаимодействии со взрослыми и детьми.
Воспитательные
Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе; способствовать формированию познавательного интереса к себе и своим друзьям.
Оборудование: микрофон; стульчики, украшенные бантами (по количеству детей); предметные картинки для дидактической игры «Кому что нужно»; конструктор (по количеству детей); игра: «Интервью», «Комплимент»; дидактическая игра: «Найди свою пару», игра – танец: «Не скучай, попляши».
Предварительная работа: цикл игровых занятий – тренингов по теме: «Развитие поролевой идентичности»; дидактические игры: «Чем мы похожи?», «Кто я?», «Мое имя», «Я, молодец!», «Превращалки», «Найди свою пару», «Кому что нужно»; сюжетно – ролевые игры; рисование; чтение детской художественной литературы; заучивание стихотворений; беседы о профессиях; обсуждение проблемных ситуаций; выставки рисунков детей и родителей: «Родословное древо семьи», «Герб семьи».
Результат мотивационного этапа:
- психологическая готовность;
- внутренняя мотивация на предстоящую совместную деятельность (познавательную, коммуникативную, игровую, речевую, конструктивную);
- привлечение произвольного внимания;
- проявление стойкого интереса к предстоящей совместной деятельности.
Результат основной части занятия:
- усвоение программного содержания НОД;
- присутствие познавательно – игровой активности, любознательности;
- присутствие навыков общения и взаимодействия с воспитателем и друг другом;
- присутствие интереса к познанию нового материала;
- сформированы устойчивые представления о своей половой принадлежности;
- присутствие речевой активности;
- присутствие позитивного эмоционального состояния в течение игрового материала.
Заключительный этап:
- осознание себя как участника совместной деятельности детей и взрослого;
- присутствие чувства ситуации успеха;
- эмоционально – положительный отклик;
- сформированность эмоционально – позитивного отношения к себе и своему полу.
Х о д з а н я т и я
Этапы, последо-вательность Содержание совместной деятельности Деятельность детей Деятельность педагога
Вводная часть (2 минуты) Организационный момент - Ребята, я очень рада вас видеть. Вы такие нарядные, красивые и конечно же, веселые и сообразительные. Дети стоят вокруг воспитателя в центре группы. Слушают воспитателя. Создаю позитивное настроение в группе.
Мотивация
Основная часть (20 минут)
Диалог: вопросы – ответы - Сегодня мы с вами будем очень много играть, общаться, а самое главное, узнаем много нового о себе… - И постараемся ответить на вопрос: Мальчики и девочки : разные или похожие? - Ребята, как вы думаете? - А вы знаете, кто вы? - Скажите, пожалуйста, на какие две группы можно разделить всех детей? Заинтересовываются. Отвечают на вопросы, рассуждают. Входят в тему занятия. Мотивирую на поиск ответов на вопрос.
Вступают в диалог: отвечают на вопросы. Проявляют инициативу: высказывают свое мнение; выражают собственные мысли. Обеспечиваю вхождение в тему вступительной беседой – диалогом. Заинтересовываю детей темой.
Игра «Интервью»
- Тогда мы с вами сейчас проведем интервью. Хотите? Вы будете по очереди брать микрофон и давать интервью, то есть рассказывать о себе: как вас зовут и кто вы – мальчик или девочка.?
Игра «Интервью» Слушают воспитателя. Заинтересовываются содержанием игры; внимательно слушают правила игры; вместе с воспитателем играют в игру: каждый ребенок группы (девочка и мальчик) представляют себя. Участвуют в игровых действиях, выражают эмоции посредством слов, мимики. Вовлекаю в совместную игру. Малоинициативных детей эмоционально поддерживаю. Создаю ситуацию успеха.
Диалог: вопросы – ответы
- А сейчас Настя посчитает, сколько мальчиков в нашей группе? - Дима скажет нам, сколько у нас в группе девочек? - Да, дети, в нашей группе 6 мальчиков и 8 девочек. - Мальчики, что вы можете сказать о наших девочках? Какие они? Девочки, теперь вы скажите, какие наши мальчики? - Вот оказывается какие замечательные в нашей группе девочки и мальчики. Слушают вопросы воспитателя. Вступают в беседу - диалог. Мальчики отвечают на вопрос : выражают свое мнение по вопросу, выстраивают полный ответ, предложения. Девочки слушают мальчиков. Мальчики выслушивают высказывания девочек. Стимулирую детей к высказываниям, активизации словаря прилагательными. Стимулирую интерес к познавательно – речевой деятельности. Поощряю высказывания детей. Обобщаю ответы детей.
Диалог: вопросы – ответы
- Мальчики, возьмите за руки девочек и проводите их к стульчикам. - Ребята, а вы обратили внимание, что стульчики у нас сегодня какие – то особенные! - Как вы думаете, почему я украсила стульчики бантиками разного цвета? - Я с вами соглашусь. Девочкам я украсила стульчики бантиками красного цвета, а мальчикам – синего цвета. Слушают вопросы воспитателя. Отвечают на вопросы, рассуждают.
Мальчики приглашают девочек сесть на стульчики. Создаю познавательный интерес ребенка к себе и другим детям. Мотивирую на поиск ответов на вопрос.
Составление описательных рассказов внешности девочек и мальчиков - Сейчас девочки расскажут нам о внешности мальчиков. - А сейчас мальчики постараются описать внешность девочек. Девочки описывают внешность мальчиков, мальчики слушают девочек. Мальчики описывают внешность девочек. Девочки слушают. Стимулирую детей к описанию внешности девочек и мальчиков, поощрение.
Игра «Кому что нужно»
Игра «Кому что нужно» Слушают воспитателя. Заинтересовываются содержанием игры; внимательно слушают правила игры; вместе с воспитателем играют в игру. Добиваются решения игровой цели (устанавливают соответствие между атрибутом одежды и полом ребенка); выполнение правил игры всеми детьми. Вовлекаю в совместную игру. Знакомлю с правилами игры. Поощряю инициативу детей. Малоинициативных детей эмоционально поддерживаю. Создаю ситуацию успеха.
Динамическая пауза «Найди свою пару»
Динамическая пауза:
дидактическая игра: «Найди свою пару»,
игра – танец: «Не скучай, попляши» Дети выбирают себе пару по желанию и вместе танцуют танец. Создаю положительно – эмоциональный, позитивный настрой детей друг к другу; предупреждаю утомляемость.
Самостоятельная конструктивно – творческая деятельность детей - А сейчас необычное задание: мальчики должны выполнить задание для девочек, а девочки для мальчиков. - Мальчикам из деталей конструктора надо будет собрать фигуру девочек, а девочкам – собрать фигуру мальчиков. Слушают содержание творческой работы. Дети делятся на подгруппы (мальчики - девочки).
Создаю эмоциональный настрой на дальнейшую совместную деятельность.
Самостоятельная конструктивно – творческая деятельность детей Мальчики и девочки занимаются самостоятельной конструктивно – творческой деятельностью. Создаю атмосферу заинтересованности в получении результата. Делаю обобщение.
- Вам нравятся ваши девочки и мальчики? - Мальчики, вы довольны работой девочек? - А девочки, что нам скажут? - Да, мальчики тоже постарались. Рассматривают свои творческие работы. Проявляют эмоционально – оценочное отношение к выполненным работам. Создаю ситуацию успеха.
Составление рассказов по плану - Давайте проведем презентацию своих интересных работ. Кто из вас желает рассказать о своей собранной фигуре? Пожалуйста! Составление девочками и мальчиками рассказов по плану : - Кто у меня получился? - Как зовут ребенка? - Какая одежда на фигурке? - Какой мальчик или девочка? - Вот какие у нас с вами получились замечательные девочки и мальчики! Дети по желанию презентуют свою творческую работу по плану воспитателя: составляют рассказ о фигурах девочек и мальчиков по плану воспитателя. Восхищаются. Участвуют в диалоге с воспитателем.
Стимулирую детей к высказываниям; совместной речевой деятельности.
Диалог: вопросы – ответы - А как вы думаете, могут ли дружить девочки и мальчики? Слушают вопрос. Размышляют. Вступают в диалог. Стимулирую к размышлению. Принимаю ответы детей.
- Я с вами согласна! Ведь все девочки и мальчики нашей группы и детского сада дружат, но ответ на этот вопрос мы узнаем на следующей нашей встрече. Договорились? Слушают. Заинтересовываются предстоящей беседой следующего занятия. Создаю предпосылки к размышлению.
Диалог: вопросы – ответы - Как вы думаете, ответили мы с вами на наш вопрос: - «Разные или похожие, мы с вами - девочки и мальчики?» Рассуждают (ответы - рассуждения).
Возвращаюсь к вопросу занятия. Активизирую полученные знания детей. Мотивация детей.
Вывод воспитателя
- Теперь мы с вами все знаем, что каждая девочка и каждый мальчик имеют свою индивидуальную, неповторимую внешность. Внешне мы отличаемся друг от друга. По разному причесываемся, носим разную одежду. Мы разного роста. У нас непохожие лица. У каждой девочки и мальчика свое имя и внешность. Слушают воспитателя.
Обобщаю ответы детей.
Заключительная часть (3 минуты) - Ребята, когда рождается ребенок – девочка или мальчик – природа дарит им одни и те же качества: добро, внимание, аккуратность, нам всем нужны эти качества и поэтому давайте дарить эти чувства друг другу! Заинтересовываются в передаче добрых чувств, оказании внимания друг другу. Закрепляю позитивное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Игра «Комплимент» Игра «Комплимент» Встают в круг, чередуя девочка – мальчик и волшебной ладошкой переносят добрые чувства друг другу. Привлекаю внимание детей на создание хорошего настроения в группе и позитивного отношения друг к другу.
Рефлексия - Ребята, я думаю, что нам всем вместе было очень интересно играть и общаться друг с другом! - Всем спасибо! Слушают воспитателя, высказывают по желанию свое мнение. Обратная связь с воспитанниками.
Используемая литература:
1. Баранникова Н. А., О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, - М: ТЦ Сфера, 2012г. (Библиотека воспитателя)
2. Ветрова В. В., Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника, - М: ТЦ Сфера, 2011г. (Библиотека воспитателя)
3. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие, - М: ТЦ Сфера, 2012г. (Библиотека журнала «Упражнение ДОУ»)
4. Интернет ресурсы: Автор: Алефтина Щеглова Конспект занятия по гендерному воспитанию в старшей группе «Мальчики и девочки»
5. Пашкевич Т. Ю., Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет: совместная деятельность, развивающие занятия, - Волгоград: Учитель, 2012г.
6. Сушкова И. В., Социально – личностное развитие: анализ программ дошкольного образования. - М: ТЦ Сфера, 2008г. (Программа ДОУ; Приложение к журналу «Упражнение ДОУ»)
7. Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17. 10.13г. №1155 г. Москва
8. Щетинина А. М., Иванова О. И., Поролевое развитие детей 5-7 лет. Методическое пособие, - М: ТЦ Сфера, 2010г. (Библиотека воспитателя)