Юлия Бененко
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему : «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»
Цель: совершенствование культуры поведения детей за столом.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение детей сервировать стол к чаепитию;
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы „Воспитание культуры поведения за столом, Чайная церемония“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Культура поведения для детей
- Старшая группа
- Столовой этикет. Правила поведения за столом для детей
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чашки
- Темочки
- упражнять в образовании существительных суффиксальным способом;
- систематизировать и актуализировать представления детей о правилах этикета (поведения за столом).
Развивающие:
- развивать познавательные способности детей, любознательность, желание узнать новое.
Воспитательные :
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение трудиться сообща.
Словарная работа: учить образовывать существительные суффиксальным способом (сухарница, конфетница, салфетница).
Материал и оборудование: чайный сервиз, предметы для сервировки стола к чаепитию, мяч, мультимедия для просмотра презентации.
Предварительная работа: чтение сказки К. И. Чуковского «Федорино горе»; знакомство с видами посуды (кухонная, столовая); рассматривание альбомов «Посуда»; составление описательных рассказов по серии картинок «Идем в гости», «Накрываем на стол»; настольные игры «Лото», «Домино».
Ход НОД
Воспитатель вносит в группу коробку с чайным сервизом, предлагает детям рассмотреть коробку, высказать предположения о том, что находится в коробке.
- Ребята, посмотрите, какая красивая коробка! Как вы думаете, что там лежит? (Выслушивает и обобщает ответы детей.)
- Да, в этой коробке могут быть игрушки, подарки, а чтобы узнать, что в ней, давайте мы ее откроем и посмотрим, что внутри! (Открывает коробку, демонстрирует содержимое.)
- Ребята, что это? (Ответы детей.) Да, в этой коробке находятся чашки и блюдца, а всё вместе называется «чайный сервиз».
- Вы любите пить чай?
- А хотите научиться красиво и правильно сервировать стол к чаепитию? (Ответы детей.)
- Как вы думаете, что значит «сервировать стол»? (Выслушивает ответы детей, обобщает их.)
- Правильно, «сервировать стол» значит – подготовить его для приема пищи.
Воспитатель приглашает детей подойти к столам. На одном столе лежат предметы для сервировки стола, второй стол приготовлен для сервирования.
- Посмотрите, на этом столе лежат предметы, которые нам понадобятся для сервировки, а вот на этом столе мы будем располагать предметы, необходимые для чаепития.
- А как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем начать сервировать стол? (Ответы детей.)
- Конечно, вымыть руки с мылом. Это самое важное правило!
- Ребята, что нам понадобится в первую очередь? (Ответы детей.)
- Совершенно верно, сначала мы накроем стол вот такой нарядной скатертью (Демонстрирует детям скатерть.)
- …. и, помогите мне, пожалуйста, постелить скатерть на стол.
- Молодцы, спасибо за помощь!
- Что мы положим или поставим на стол теперь? (Выслушивает ответы детей, обобщает их.)
- Конечно, ребята, теперь нужно разложить полотняные салфетки для каждого гостя. … и …., помогите мне, пожалуйста! (Дети раскладывают салфетки.)
- Спасибо. Посмотрите, чего еще не хватает на столе?
- Правильно, салфетницы с бумажными салфетками, чтобы наши гости могли ими… (Даёт детям продолжить фразу – вытереть руки или губы в процессе еды. Предлагает детям расставить салфетницы.)
- А теперь самое интересное – нам с вами нужно правильно расставить посуду. Что мы будем ставить посередине, как вы думаете? Какой предмет понадобится нам для чаепития?
- Конечно, чай не вкусен без сахара. А как называется эта емкость, в которую накладывают сахар? (Демонстрирует сахарницу, выслушивает ответы детей.)
- Даша, поставь, пожалуйста, сахарницу на стол. Ребята, как называется этот предмет? Давайте вместе его назовем «сахарница».
- Спасибо, Даша. Ребята, а с чем еще мы будем пить чай? (С конфетами, печеньем)
- Молодцы! А вот у нас посуда для конфет (Демонстрирует конфетницу.) Кто подскажет мне, как она называется? (Выслушивает ответы детей, обобщает их)
- Совершенно верно, ребята! Если для сахара мы используем сахарницу, то для конфет – конфетницу. …., поставь, пожалуйста, конфетницу на стол.
- Еще мы подадим к чаю печенье. В чем оно у нас лежит (сухарница) А как вы думаете, почему ее так назвали?
- Да, ребята, вот такая красивая корзиночка называется «сухарница». (Демонстрирует сухарницу, спрашивает индивидуально у нескольких детей название предмета.) …., поставь её на стол, пожалуйста.
- Как красиво мы накрыли стол к чаепитию! А что еще мы с вами забыли поставить на стол? ( Выслушивает ответы: чайник, чашки, блюдца; обобщает их.)
- Да, совершенно верно, мы не поставили блюдца и чашки – наш замечательный чайный сервиз!
- Давайте расставим блюдца и чашки на салфетки, справа от блюдца положим чайную ложку, и, конечно же, поставим заварочный чайник. Ребята, а почему чайник называется так? (Выслушивает ответы детей.)
- Да, в этом чайнике заваривают чай.
- Какой замечательный стол мы накрыли к чайной церемонии! Молодцы, ребята!
- А теперь я предлагаю вам поиграть. (Воспитатель приглашает детей встать в круг, объясняет правила игры.)
- У меня в руках мяч, я буду кидать его вам и называть слово, а к кому попадет в руки мяч, тот должен назвать слово, образованное от этого, например, я называю слово «чай», а вы должны назвать предмет, в котором заваривают чай. Это… (чайник). И возвращаете мяч мне. Итак, начнем. (Воспитатель по-очереди бросает мяч детям, подавая исходное слово: чай- чайник, сахар - сахарница, конфета- конфетница, хлеб- хлебница, суп- супница, сухарь- сухарница, и т. д.)
Игра проводится один раз, каждому ребенку задается одно слово. (Слова могут повторяться.). Затем проводится динамическая пауза.
- Ребята, понравилась вам игра? А теперь давайте немного подвигаемся.
В гости мы идем, идем,
(дети маршируют на месте)
И подарки всем несем.
(останавливаются, поднимают руки вверх, потягиваются)
Дружно поздравляем,
(руки в стороны, повороты вправо, влево)
Весело играем!
(прыжки на месте)
Все движения повторяются 2-3 раза.
Во время проведения игры и динамической паузы на стол выкладывается конверт. Воспитатель обращает внимание на конверт.
- Ребята, ну вот, мы с вами и отдохнули перед нашей чайной церемонией и, вроде бы, готовы приступить к ней, но мне кажется, что мы с вами что-то забыли, а вам так не кжется?. (ответы детей)
Делаем вывод, что мы не повторили правила поведения за столом.
Просмотр презентации «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМ»
- Молодцы ребята! Вы воспитанные, культурные, знаете все правила поведения!
- А теперь мы готовы сесть за стол?
- Приятного аппетита!