Веселова Мария Сергеевна
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы по познавательно-исследовательской деятельности Волшебные свойства
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы
по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства соли»
Цель: Формирование представления о соли и её свойствах
Задачи: развивать познавательный интерес, способность устанавливать причинно – следственные связи на основе элементарного эксперимента, делать выводы; развивать речь, как средство общения, воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Оборудование: соль, тарелочки с солью, лупы, стаканы с водой, ложечки, яйцо куриное. пластмассовые стаканчики
Методы и приемы:
практические: опыты с солью;
наглядные: наблюдение;
словесные: беседы, рассказы воспитателя, рассказ детей, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Словарная работа: йодированная, поваренная
Мотивация детей на поисковую деятельность:
Звонит телефон воспитателя.
Воспитатель включает громкую связь, а там повар детского сада сообщает, что вся соль пропала и если дети не помогут разобраться в волшебстве соли и ее пользе, то суп на обед сегодня будет без соли.
Воспитатель предлагает детям помочь нашему повару и узнать волшебные свойства соли.
В лабораторию заглянем – свойства соли там узнаем. ,
И чудо-опыт проведем с одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нем».
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
Организационно-поисковый:
Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
Ребята, а что вы знаете про соль?
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета (показ иллюстрации). Производится соль в разных видах: поваренная, йодированная, морская (показать виды соли). Соль бывает разная: мелкая и крупная. Она белого цвета. Имеет соленый вкус. Не имеет запаха.
Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему? .
Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные уходили «не солоно хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
А сейчас я предлагаю вам на некоторое время превратиться в волшебников.
Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в волшебной лаборатории очутись!
Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
Предлагаю вам занять свои места.
Здесь находится очень много различного оборудования.
Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
Давайте вспомним правила безопасности
При работе с солью надо соблюдать:
1- не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
Итак внимание!
Опыт № 1: .«Волшебные мешочки».
Предлагаю детям четыре мешочка: с солью, камушками, ватой, гречкой.
Дети на ощупь находят мешочек с солью.
Пальчиковая игра
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)
Опыт №2 «Из чего состоит соль».
Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите?
Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких крупинок- кристаллов.)
А теперь продолжим изучать свойства соли.
Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 3: :«Соль растворяется в воде».
У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
Что произошло с солью?
Значит, какой можно сделать вывод?
Молодцы. -соль растворяется в воде.
Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.
Опыт №4.»Не имеет запаха»
Дать понюхать обычную соль, а потом йодированную, объяснив, что если добавить вещество с запахом, то соль впитывает этот запах
Опыт № 5: .«Плавающее яйцо».
Нам понадобится яйцо, вода и стакан. Сначала яйцо опускаем в обычную воду, а потом добавим соли и видим яйцо плавает. Почему?
Именно соль поднимает яйцо на поверхность. А если добавлять в уже имеющуюся соленую воду пресную, то яйцо будет постепенно опускаться на дно.
Физкультминутка
Мы сидели, мы устали
Дружно все мы узнавали
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам детвора
Встали дружно, потянулись
Хлопнули в ладоши
И друг к другу повернулись
Всем гостям мы улыбнулись
Ребята вот мы с вами провели несколько опытов с солью
Дети, что мы можем сказать нашему повару о волшебных свойствах соли/
Давайте вспомним, что мы узнали.
Ребята, можно ли сказать про соль: что она- волшебная?
Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
Давайте произнесем волшебные слова:
Хлоп-хлоп
Топ-топ, повернись,
И в ребяток превратись!
Рефлексивно-корректирующий:
Итог совместной деятельности:
А в кого превращались (Мы превращались в волшебников)
Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов.
И в подарок я хочу подарить вам вот такие медальки «Лучший исследователь»
Под веселую музыку детям вручаю медальки.
А теперь давайте позвоним нашему повару. Ведь ей нужно сварить суп с солью, чтобы он был вкусный.