Екатерина Журавлева
Конспект совместной деятельности по теме «Насекомые» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности
«Насекомые»
Цель: Знакомство детей разнообразным миром насекомых.
Задачи:
Расширять знания детей о жизни насекомых.
Учить выделять отличительные и общие признаки насекомых.
Публикация «Конспект совместной деятельности по теме „Насекомые“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять представления о том,что в природе нет»ненужных созданий»,в ней все целесообразно,все находится в равновесии и взаимозависимости.
Совершенствовать навыки работы с научной литературой.
Развивать умение работать в микрогруппах, умение сотрудничать.
Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Вводная часть
Педагог: - ребята, скажите, вы смотрите познавательные передачи по телевидению?
-Какие (выслушиваются ответы детей)
-Для чего вы их смотрите?
- Чем познавательные передачи отличаются, например от спортивных?После ответов детей педагог обобщает, называя яркие отличия познавательных передач.
Педагог: - вы наверно знаете, что познавательные передачи бывают разные: это викторины, клубы,фильмы.
- А в нашем детском саду есть познавательный клуб?
-Хотите, чтобы мы организовали его?
-Как мы можем его назвать (принимаются предложения детей)
-Какое название выбираем (демонстрируется слайд с названием клуба возможно 1,2,3)
-Про что и про кого вы хотели бы узнать в нашем клубе?
- Хотите узнать какую тему задумала я?
-Тогда отгадайте загадки:
~ На цветке сидит цветок, пьёт цветочный сладкий мёд (после отгадки выходит картинка слайд 4)
~На цветок она садится,
Не устав суток трудится
Людям воск и мёд дала, беспокойная (картинка слайда 4)
~Торопиться он не хочет
Листья ест, деревья точит
Слышен нам жужжащий звук
То летит обедать (картинка слайда 4)
~Сама мала, незаметно хожу, но больше себя ношу (картинка слайда 4)
- кто догадался, какую тему я задумала (ответ детей- насекомые)
Педагог: -Я ещё со школы помню, что насекомые самые древние и самые многочисленные обитатели нашей планеты. Они появились давно и приспособились к жизни на Земле.
-Как вы думаете, почему их так называют- насекомые (предложения детей)
Педагог: -Их так называют потому, что у многих из них глубокими насечками тело разделено на несколько частей (слайд5)
Педагог:- Что имеют все насекомые?
Педагог:-Совершенно верно, все насекомые имеют 6 ног, а многие имеют крылья.
Педагог:-Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать (слайд6).
Насекомые питаются зелёными и опавшими листьями, стеблями, созревшими плодами, древесиной, хвоей, корой деревьев, лакомятся нектаром и пыльцой цветов.
Есть насекомые- хищники, они питаются, охотясь на других насекомых (слайд 7)
У насекомых развиты самые разнообразные приспособления для питания. Они могут жевать, грызть, колоть, сосать.
Природа одарила их защитной окраской, чтобы уберечь их от птиц и других любителей полакомиться насекомыми (слайд 8)
Иногда насекомые имеют отпугивающую окраску, это яркие пятна, пестрые узоры (слайд 9). Некоторые насекомые имеют острое жало.
Педагог:- Назовите этих насекомых. Многие насекомые приносят большую пользу и лесам, и человеку. Но среди насекомых немало таких, которые наносят вред.
Педагог: - А вы что- то знаете о насекомых? Хотите узнать самостоятельно?
-Как вы думаете легче работать одному или в группе?Предлагаю организовать в нашем познавательном клубе 3 студии.
Педагог предлагает выбрать фрагмент разрезных картинок. Определить свою группу, собрав каждую картинку в одно целое (на картинках изображены бабочка,жук, пчела)
Основная часть- самостоятельная работа детей.
Педагог: - Предлагаю для вас план работы (слайд10)
-У кого есть вопросы по плану или предложения?
Обсуждение и комментирование плана:1- придумать загадку- движение, 2 рассказать о строении насекомого, где обитает, его питание, любая дополнительная информация (использование детьми предложенной литературы, иллюстраций,схем,3- беседа о взаимосвязи живых организмов в природе, рассматривание,обсуждение пищевой цепочки. Самостоятельное составление пищевой цепочки для жука. 4-интересные факты из жизни насекомых (подготовленные рассказы детей)
Педагог: - Вы можете работать все вместе, а можете разделить работу. Обязательно договоритесь и определите выступающих.
После отведённого времени на самостоятельную работу педагог делает установку на смену деятельности.
Педагог:-Внимание познавательный клуб (название)начинает свою работу.
- Слушатели будьте внимательны, может, вы что-то захотите добавить. Все что вы узнаете, поможет вам разгадать кроссворд.
Дети представляют информацию в виде рассказов, схем, рисунков, загадок- движений( 1 и 2 пункт плана, используй слайды 11,12,13)
Педагог:-В природе все взаимосвязано. Рассмотрите пищевую цепочку (слайд14)
- Кто желает ее прокомментировать (педагог помогает, делает выводы)
-Подумайте, что будет и к чему может привести исчезновения одного звена пищевой цепочки, например лягушки (высказывания предположений детей, выводы)
Педагог:-Попробуйте составить пищевую цепочку для жука. Вы можете ее зарисовать или выбрать и наклеить предложенные картинки. Затем мы их рассмотрим (каждая студия составляет цепочки и представляет слушателям)
Далее выступают дети с подготовленной информацией»Интересные факты из жизни насекомых».
В заключении педагог предлагает разгадать кроссворд (слайд 15)
Анализ
Педагог: Работа нашего познавательного клуба подошла к концу.
-Вам понравилось?
-А что вам больше всего понравилось в работе нашего клуба?
- Вам было интересно?
-Что нового вы узнали о насекомых и их жизни?
-Если рассматривать насекомых как звено пищевой цепочки, можно утверждать,что есть вредные насекомые? Почему?
- Каких насекомых специально разводит человек?
Педагог:-А я знаю ещё несколько насекомых, которых разводят специально.
-Хотите о них узнать?
-Я обязательно вас с ними познакомлю. Вы тоже постарайтесь, что- то узнать про них.
Вопросы к кроссворду:
1. Класс к которому относятся бабочки,жуки,муравьи?
2. Орган передвижения насекомых?
3. Ротовой аппарат бабочки?
4. Что защащает насекомых от птиц и других животных?
5. Орган движения у насекомых?
6. Часть тела насекомого?
7. Стадия развития бабочки?