Ирина Шикина
Система коррекционно-развивающей работы с детьми «группы риска» в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая работа в дошкольной образовательной организации - это комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся «группы риска», включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, мониторинг динамики развития воспитанников.
В соответствии с ФОП ДО в образовательной практике выявляются обучающиеся «группы риска» для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения. Это дети, проявляющие комплекс выраженных факторов риска негативных проявлений (дети, имеющие проблемы с психологическим здоровьем; дети, имеющие эмоциональные проблемы (повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий); дети, имеющие поведенческие проблемы; дети, имеющие проблемы общения (стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, выраженная нереализованная потребность в лидерстве); дети, имеющие проблемы регуляторного характера (двигательная расторможенность, снижение произвольности внимания).
Коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» осуществляется на основании заключения психолого-педагогического консилиума дошкольной организации по результатам психологической и педагогической диагностики ребенка или по обоснованному запросу педагога, родителей (законных представителей).
Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» осуществляется педагогами, педагогом-психологом и включает диагностическую, коррекционно-развивающую, консультативную и информационно-просветительскую работу.
Диагностическая работа педагога-психолога направлена на определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося «группы риска», выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка.
На следующем этапе работы с воспитанниками «группы риска» реализуется коррекционно-развивающая программа «Калейдоскоп эмоций». Она направлена на повышение у детей дошкольного возраста эмоциональной устойчивости, гармонизацию эмоционального состояния, совершенствование навыков позитивной детской коммуникации, развитие творческих способностей посредством использования метода рисования песком. Программа состоит из 24 занятий, имеющих определенную структуру:
1. Ритуал приветствия, способствует групповому сплочению, создаёт атмосферу доверия и принятия.
2. Рефлексия своего самочувствия (рефлексия прошлого занятия: какие вопросы, мысли появились, что пригодилось в жизни из информации и опыта, полученного на прошлом занятии).
3. Сообщение цели и задач занятия.
4. Упражнения-разминки, позволяющие настроиться на основную работу. Включаются упражнения на снятие речевых и мышечных зажимов, что дает возможность освободиться от напряжения, способствует раскрепощению детей, помогает им вербально выразить эмоции.
5. Основная часть занятия проводится с использованием песочных планшетов и включает игры и упражнения на развитие навыков межличностного общения, знакомство с конструктивными способами решения конфликтов, их усвоение для дальнейшего использования в поведении, сплочение детского коллектива, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе. Включаются упражнения на осознание «языка» собственного тела, проработку невербальных средств общения, игры на снятие эмоциональной напряженности, изобразительная деятельность (осознание собственного эмоционального состояния, умение передать его через художественный образ).
6. Рефлексия занятия. Обсуждение: мысли, чувства по поводу происходившего здесь (что понравилось, что вызвало затруднения). Подведение итогов.
7. Ритуал окончания занятия.
Следующий важный этап работы с детьми «группы риска» - это консультативная работа, которая направлена на обучение педагогов и родителей (законных представителей) эффективным приёмам взаимодействия с детьми в трудных воспитательных ситуациях. Определена тематика консультаций в аспекте проблемы: «Как помочь ребенку выражать «запретные» чувства?», «Как поддерживать инициативу ребенка, в том числе, в установлении дружеских отношений со сверстниками своего и противоположного пола?»; «Что делать, если ребенок не умеет проигрывать?»; «Когда в семье растет маленький «спорщик» и др.
Информационно-просветительская работа предполагает разъяснение педагогам и родителям (законным представителям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска», их индивидуально-типологических особенностей (беседы «В чем проявляется индивидуальность ребенка?»; «Почему в поведении ребенка появляются нерешительность и беспомощность?» «Как поддержать в ребенке чувство собственного достоинства?»; информационный материал «О праве ребенка быть самим собой», «Легко ли ребенку быть «хозяином» своих чувств?», «Роль семьи в сохранении психологического здоровья ребенка»; заседание Родительского клуба «Родительские установки. Их влияние на эмоциональное благополучие дошкольников» «Как выдерживать накал эмоций своего ребенка?» и др.).
Актуальность предлагаемой программы определяется требованиями ФГОС ДО, который рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Реализация своевременной коррекционно-развивающей работы дает возможность каждому ребенку продуктивно реализовать свой индивидуальный путь развития и быть успешным на следующей ступени образования.
Список литературы
1. Епанчинцева, О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста / О. Ю. Епанчинцева. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 80 с.
2. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – М., 1997. – 154 с.
3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования, -М. :ЦЕНТРМАГ- 2023.- 240 с.
4. Хухлаева, О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников [Текст] / О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина. – М. : Генезис, 2010. – 215с.