Ольга Нескребина
Конспект совместной деятельности педагога с детьми в средней группе по познавательному развитию «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
«Конспект НОД в средней группе «Волшебница зима»»
Цель: уточнять знания воспитанников о зимних явлениях природы, расширять представления о них.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога с детьми в средней группе по познавательному развитию „Зима“» размещена в разделах
Познавательное развитие: расширять представления воспитанников о зимних явлениях природы, развивать сенсорные процессы (внимание, память, мышление и т. д.). Стимулировать интерес к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
Художественно-эстетическое развитие: развивать чувство прекрасного, воспитывать эстетический вкус.
Речевое развитие: активизировать словарь воспитанников, развивать речевой слух, умение отвечать грамматически правильно, полными предложениями.
Социально-коммуникативное развитие: формировать у воспитанников чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива, умение высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников (дыхательная гимнастика, передвижение по группе).
Предварительная работа: Наблюдения за изменениями в природе, рассматривание снежинок во время прогулки, разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок», разучивание стихов и песни о зиме, составление описательных рассказов (из личного опыта, по серии сюжетных картин, чтение художественной литературы советских и калмыцких писателей).
Оборудование и материалы: иллюстрации зимней природы, на тему «Зима» -презентация, стаканчики с водой, гуашь, кисточки, волшебный сундук с костюмом для зимы, аудиозаписи Петра Ильича Чайковского «Декабрь. «Декабрь» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди, скрип снега.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздоро-ваемся. -Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хо-рошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым мы встанем в круг.
Минутка вхождения в день
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
(Читаю стихотворение И. З. Сурикова “Белый снег пушистый… “)
Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И наутро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес – что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится о зиме. (Уювиль)
Сегодня, мои дорогие, мы совершим путешествие в волшебный мир зимы.
Воспитатель. Ребята, вы хотите побывать в царстве великой Царицы Зимы?
А чтобы нам пойти на прогулку, что мы должны сделать? (одеться)
– Мы наденем сапоги, шапки, шубки, застегнем их на все пуговички, завяжем шарфы и обязательно наденем рукавички. (Дети, подражая воспитателю, имитируют движения.)
– Теперь мы все одеты, и можно идти на улицу. Под скрип снега отправляемся в лес.
В: Беритесь ребята за руки и отправляемся в путь.
звучит запись «шум метели, скрип снега»
По тропинке мы идём
И к Зиме сейчас придём.
Встретит нас Царица там,
Будет радостно всем нам (Дети идут по дорожке,
Находим волшебный мешочек.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что это? (ответы). Какой красивый мешочек, наверно, он- волшебный. Хотите посмотреть, что в нем лежит? (ответы). Давайте попробуем его открыть (пробует открыть, не получается). Ничего не получается, а может быть вы знаете волшебные слова, которые помогут нам (ответы). Давайте попробуем вместе их произнести (после слов педагог вновь пробует развязать мешочек, он с легкостью открывается). Посмотрите, что в нем лежит (достаю, показываю, называет и надевает костюм).
Включается волшебная музыка.
Угадайте-ка кто я?
"Я — царица холодов.
Из моих, из рукавов,
Я снежинки выпускаю,
Землю снегом покрываю".
Дети отгадывают загадку (Зимушка-зима)
- Я зима красавица, вам наряд мой нравится?
Нахожу под елочкой лежит конверт с загадками.
Ребята тут задания для вас.
Первое задание. Зимние загадки.
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице. (мороз)
Был простой, обычный дом,
Что же изменилось в нём?
Появилось украшенье-
Людям всем на удивленье:
Хрупкая и странная
Бахрома стеклянная (сосулька)
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой. (лыжи)
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает. (снеговик)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим. (лед)
Он и добрый, он и строгий,
Бородой до глаз зарос,
Красноносый, краснощекий,
Наш любимый. (Дед Мороз)
С неба он летит зимой,
Не ходи теперь босой,
Знает каждый человек,
Что всегда холодный. (снег)
Воспитатель: Молодцы ребята.
Зима знает, что вы очень любите сюрпризы. И она приготовила вам сюрприз. Это волшебный «снежок», который поможет вам в следующей игре.
Динамическая пауза. Упражнение «Снеговик»
Координация речи с движением, развитие общих речевых навыков (стихотворение В. Егорова) .
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка –
Увы! – и нет снеговика.
Дети идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком. «Рисуют» руками большой круг.
Широко улыбаются. Показывают глаза, прикрывая голову ладошкой, дотрагиваются до носа.
Медленно приседают. Разводят руками.
Воспитатель. Ну что же, поиграли, пора и потрудиться
Второе задание.
игра «Зимние слова»
Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад, лыжи).
игра «Исправь ошибку»
Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.
«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду : шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; Зима – чудесное время года!»
Ребята, а вы согласны, что «Зима – чудесное время года!». Объясните почему. Расскажите, за что вы любите зиму.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какого цвета бывает зима? (ответы: белая и т. д.).
Воспитатель: И не только….
Предлагаю вам окунуться в зимнюю красоту природы.
(На экране появляются слайды с изображением зимней природы.)
Не только художники с помощью красок и карандашей могут изображать зиму. Музыканты изображают зиму с помощью звуков. Давайте послушаем музыку Петра Ильича Чайковского. Пьеса называется «Декабрь. (Можно использовать Пьесу «Декабрь» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди)
Воспитатель: Вот, какая я Зимушка- Зима расчудесница, какой разной я могу быть, давайте повторим, какие цвета мы с вами видели.
Воспитатель: (подходит к разносу со льдом) Ребята, подойдите сюда. Посмотрите, что у меня есть. Это кусочки льда, я предлагаю вам потрогать их и сказать мне, какой лед на ощупь? (ответы). А что с ним будет происходить, если мы возьмем его в руки? (ответы). Правильно он растает, а почему, как вы думаете? (ответы: в группе тепло, и руки наши теплые, поэтому лед превращается в воду). Какие вы молодцы! А сейчас я предлагаю вам вместе со мной заняться волшебством. Вы согласны? (ответы).
Опыт «Лед»
Воспитатель: У нас с вами есть стаканчики с водой и гуашь с кисти. Каждый из вас возьмет кисть и, окунув в гуашь, опустить в стакан с водой. Скажите, что у вас получилось? (ответы). Правильно, вода стала разноцветной. А вот сейчас главное волшебство! Вашу цветную воду я сейчас налью в формочки и быстро заморожу.
Палочкой взмахну своей,
К волшебству зову друзей!
Будем чудо в гости звать,
Раз, два, три, четыре, пять. (Достает уже готовую замороженную воду, показывает цветные льдинки).
Воспитатель: Вам понравилось? (ответы)
Воспитатель: Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме, а теперь вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?
Дети: Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, те-плая и т. д.
(Слышится стук в дверь).
Воспитатель. Кто-то к нам в дверь стучится. Я пойду, открою.
Заношу большую снежинку.
Давайте, почитаем письмо.
«Дорогие ребятки!
Я – волшебница Зима
Много снега намела
С вами я в снежки играла
И на санках всех катала
Бабу снежную лепила
Долго я у вас гостила
Но пора мне собираться
И на Север возвращаться
Мой комочек берегите
Путь дорожку укажите
Буду ждать его я здесь, на севере
С новостями от вас всех
Помогите волшебному комочку вернуться на Север
Воспитатель: Ребята поможем Волшебному комочку вернуться на Север?
Дети: Да
В: Давайте посадим Волшебный комочек на полянку у елочки, вот сюда. (ком, ко-торым играли ранее)
А что бы его вернуть нам нужно выполнить задания.
Воспитатель: Сколько всего зимних месяцев? Какие?
Дети: Три месяца. Декабрь,январь, февраль.
Воспитатель: Молодцы, правильно. Наш волшебный комочек доволен. Вспомним с вами пословицы о зиме.
Дети индивидуально называют пословицы.
Береги нос в большой мороз. Санал
Будет зима — будет и лето. Данил
Декабрь год кончает, зиму начинает. Джаник
Январь — году начало, зиме середина. Юля
Февраль богат снегом, апрель — водою. Леша Б.
Воспитатель: Много назвали пословиц. И ещё с одним заданием справились. Зима – время зимних забавы игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?
Дети: Катание на санках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.
Воспитатель: Зима приносит холод не только людям, но ещё и животным.
Алина нам расскажет стих.
Елка, елка, елочка, Колкая иголочка,
Где ты выросла? — В лесу!
— Что ты видела? — Лису!
— Что в лесу?
— Морозы, голые березы,
Волки да медведи —
Вот и все соседи.
Скажите, какие животные живут в степи?
Дети: называют индивидуально
Игра.
На полу расположены дома диких и домашних животных (обручи)
- Что это?
- А вот и жильцы. Как вы думаете, что с ними произошло?
(Нужно домашних расселить в свои дома)
Дети селят животных.
(Дикие: заяц, лиса, медведь, волк, белка.)
- Где живёт лиса? (в норе) – аратэ, - Медведь? (в берлоге). - аю
- Белка (в дупле). – кермн, - Волк? (в логове). – чонэ
гаха мэрн мисс уюкр
(Домашние: свинья, лошадь, кошка, корова.)
На какие две группы разделились животные? (дикие, домашние)
Воспитатель: Умницы, справились, задание выполнили.
Волшебному комочку понравилось, как вы занимаетесь. Но смотрите, что-то он приуныл, наверное, ему жарко стало.
Давайте споем ему песенку про зиму.
Песня «Раз морозною зимой»
Воспитатель: Молодцы были все, мне понравились ваши ответы. Волшебному комочку пора возвращаться на Север.
Позабавилась я с вами, и теперь мне нужно возвращаться к своим делам, я хочу с вами потанцевать.
( звучит песня «Серебристые снежинки» под которую вместе с Зимушкой выполняются простые танцевальные движения.)
Воспитатель подводит итог.
Наше занятие закончено.