Светлана Балабанова
Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Сундучок народных примет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности педагога с детьми «Сундучок народных примет»
Цель. Формировать у детей знания о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога с детьми „Сундучок народных примет“» размещена в разделах
Обучающие задачи. Формировать у детей умение проводить простейшие действия (опыты) похожие на явления природы (дождь, ветер, гром). Закрепить умение устанавливать связь между признаками в природе и умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы. Обогащать эмоционально-чувствительную и познавательную сферу детей через установление простейших сезонных закономерностей явлений неживой природы по народному календарю. Учить детей называть признаки осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
Воспитательные задачи. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую культуру.
Развивающие задачи: Развивать умение детей использовать непосредственный личный опыт наблюдений. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемый результат.
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач
Методы и приё мы:
• Наглядный метод (мультимедийная презентация, картинки с изображением, явлений природы, народных примет)
• Наглядно-практический метод (опыты)
• Словесный метод (рассказ-сопровождение)
• Прием эмоциональной заинтересованности (сбор народной мудрости)
• Игровой прием (игра-физминутка, воздушная гимнастика)
Предварительная работа: Наблюдение и беседы о сезонных изменениях,, фиксирование результатов в дневнике наблюдения, чтение стихотворений, разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с явлениями природы, разучивание физкультминутки.
Средства реализации: музыкальное оформление, листочки, трубочки, ведёрки, металлофон, шумовой инструмент, барабан, большое блюдо, горох. Карточки с явлениями природы и погоды. сундучок, картинки с приметами осени, слайды «Народные приметы», картинки с изображением народных примет на альбомного листа, фломастеры на каждого ребёнка.
Ход ООД
Под музыку дети входят в зал.
В: Посмотрите ребята, сколько к нам пришло гостей. Поприветствуем их песенкой здоровья
Доброе утро, улыбнись скорее (дети поворачиваются друг к другу)
И сегодня весь день будет веселее (руки на поясе повороты туловища в стороны с приседанием)
Мы погладим лобики (гладят лобики)
Носики и щёчки (гладят щёчки)
Будем мы красивые (руки на поясе повороты туловища в стороны с приседанием)
Как в саду цветочки.
Мы потрём ладошки (Трут ладошки)
Веселее, веселее
А потом похлопаем (хлопаем в ладоши)
Сильнее и сильнее.
Ушки мы теперь потрём (трут ушки)
И здоровье сбережём (руки на поясе повороты туловища в стороны с приседанием)
Улыбнёмся снова (дети поворачиваются друг к другу)
Будьте все здоровы
Влетает шарик на нитке письмо. Воспитатель ловит шарик удивляется.
В: Ух ты, что это? Оказывается это письмо с секретом. Что там внутри показываю детям там рисунок (ответы детей – сундучок). Вы поняли что нужно найти.
Дети находят сундучок открывают его и оттуда достают металафон
В: Ребята, как вы думаете, что напоминают эти звуки?
Д : дождь
В: А по каким признакам можно определить что начался дождь?
Д: Небо в тучах, лужи, мокро, одежда мокрая. Картинки
В:Давайте с вами намочим губки, приподнимем их и отожмём. Слышите? Что вам напоминает это?
Д. как капает дождь.
В: А что ещё находиться в сундучке (шумовой инструмент)
В: А что вам напоминают эти звуки? (шумовой инструмент)
Д: ливень.
В: А чем дождь отличается от ливня
Д: ливень льёт сильнее.
В: А как вы можете определить гром?
Д: Слышны раскаты.
Воспитатель предлагает ребёнку постучать в барабан.
В: на что похоже
Д: на гром.
В: Давайте с вами наберём в ладошки горох и посыплем его на тарелочку. На что похоже?
Д: Звуки похожи на град
В: Ребята, а что такое град?
Ответы детей
В: Смотрите на дне лежит листочек. Какой он? С какого дерева. Почему он жёлтый? Как вы догадались что время года осень?
Составление используя мнемотаблицу примет осени
- листья пожелтели
- птицы улетают в тёплые края.
- собирают урожай овощей, фруктов, зерна
- люди одевают демисезонную одежду
В: Ой, что такое куда полетел листочек. Кто его уносит?
Ответы детей.
В: Ребята перед вами волшебные тарелочки! Что же в них лежит
Д: листочки
В: Наберите воздух через нос и медленно выдохните через трубочку. Следите за дыханием вход-выдох.
Дети дуют в трубочку
В: Что вы видите?
Д: Листочки разлетаются
В: На Какую осеннюю примету похоже?
Д: На листопад
В: Почему листочки разлетелись.
Д: Мы на них подули
В:Что в это напоминает?
Д: Будто дует ветер
В: А когда дует сильный ветер, как он называется
Д: Ураган.
В: У меня разноцветный мяч, мяч осенний и волшебный
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Какая бывает погода.
- Когда идёт дождь –дождливая.
- Когда дует ветер – ветреная
- Холодно – холодная
- Пасмурная – пасмурная.
- Сыро – сырая
- Хмуро – хмурая
- Ясно – ясная.
В: В разные времена года можно наблюдать разную погоду и явления природы. А как называется профессия людей, которая определяет погоду?
Д: Метеорологи.
В: А как люди с давних времён могли определять погоду?
Д: По народным приметам.
В: А какую из народных примет мы с вами сегодня наблюдали утром, и отметили в дневнике наблюдения.
Д: Наблюдали за звёздами. Если звёзды тусклые к дождю или снегу.
В:Я совсем забыла, какие из народных примет мы ещё наблюдали и отмечали в дневнике наблюдения.
Дети рассказывают по дневнику наблюдения о приметах
В: Я знаю замечательную игру «Угадай погоду по народным приметам». Поиграете со мной.
Ответы детей.
В: Я вам буду показывать и говорить народную примету, а вы будете продолжать.
-Звёздное небо – к тёплой погоде.
- Муравьи прячутся в муравейники – к дождю
- Дым из трубы к небу поднимается – мороз ожидается
- Ласточки летают низко от земли – жди дождя
- Много мошкары вечером – к тёплой погоде
- Солнце красное заходит – к ветру.
В: Ребята молодца. Вы такие наблюдательные. Вот какая у нас природа фокусница. Она дарит нам свои чудеса: солнце, дождь, снег. .А теперь давайте немного отдохнём
Физкультминутка
1,2,3.
По дорожке мы пошли (Маршируют по кругу)
Петлять тропинка начала (Идут змейкой)
И далеко нас завела.
Вот лужи увидали (Прыжки на 2-х ногах руки на поясе)
Через них мы прыгать стали
Вперёд течёт ручей (Руками изображают ручей)
Проходите поскорей (Руки в стороны, идут на носочках)
Руки в стороны подняли
Переходить его мы стали.
Вот и день к концу подходит (Показывает солнце)
Солнце за горизонт заходит (Приседают)
Туча надвигается (Изображают зонтик)
Дождик начинается.
В: Ребята посмотрите а наш сундучок пустой. Как жалко. Давайте его оставим у себя и будет он у нас копилкой народной мудрости. В него мы будем собирать народные приметы. А чтобы он не бал пустым, нарисуем
уже знакомые нам приметы.
Дети дорисовывают приметы. Лист разделён пополам на одной стороне начало приметы другую дети рисуют.
В: В круг ребята становитесь
Крепко за рисуночки держитесь
Сундучок я наш возьму
И приметы соберу.
Р-к: Я нарисовал дождит, потому, что когда ласточки низко летят, к дождю.
Р-к: Я нарисовал ветер, потому, что когда солнце красное заходит, то к ветру.
(И т. д. каждый ребёнок объясняят)
В: Благодаря нашему волшебному сундучку мы сегодня услышали как льёт дождь, раскаты грома, как падает град. А что наблюдали?
Д: Как дует ветер
В: Сегодня мы узнали, как называется профессия людей предсказывающая погоду. И у нас в группе появился сундучок с народными приметами. Сундучок, сундучок. Покажи нам свой бочок. (Поворачиваю и показываю стороны сундучка, которые обозначены разными временами года). Какое время года на сундучке.
Ответы детей.
В: Какие вы молодцы. Скажите, куда же мы его поставим?
Дети предлагают поставить рядом с дневником наблюдения.
В: Спасибо вам.