Лучший педагог года

Конспект Соод по развитию речи в старшей группе с нарушениями речи с применением ТРИЗ-технологии «Помощники умной головы»

Наталья Петрушова
Конспект Соод по развитию речи в старшей группе с нарушениями речи с применением ТРИЗ-технологии «Помощники умной головы»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект СООД по развитию речи с применением ТРИЗ-технологии

«Помощники умной головы»

Цель: Составление рассказа-описания, освоение детьми способов решения творческих задач с применением ТРИЗ-технологии.

Задачи

Образовательные:

Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи;

Вырабатывать навыки диалектического и критического мышления;

Продолжать знакомить со способами решения сказочной проблемы путём преобразования признаков предмета;

Публикация «Конспект Соод по развитию речи в старшей группе с нарушениями речи с применением ТРИЗ-технологии „Помощники умной головы“» размещена в разделах

Расширять словарный запас словами признаками;

Составлять рассказ-описание с опорой на мнемотаблицу

Развивающие:

Развивать образное и логическое мышление; различные виды восприятия;

Развивать артикуляционную, общую, мелкую моторику;

Развивать диалогическую речь;

Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброту;

Воспитывать инициативность, любознательность, желание творчески перерабатывать имеющиеся знания.

Оборудование:

Костюм для бабушки или перчаточная кукла, пособие «Волшебная подзорная труба» - подзорные трубы с изображением органов чувств: ухо, глаз, язык, нос, рука, сердце; коробочки, наполненные продуктами с приятным и неприятным запахом (ванилин, апельсиновые корки, чеснок, лук); воздушный шарик и мячик; пособие Б. П. .Никитина «Точечки» (от 1 до 5 точек); шары из пластилина на каждого ребёнка; зубочистки; пластиковые тарелочки; карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5; мультимедийный комплекс.

Ход занятия

1. Оргмомент

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

2. Мотивация. Сообщение темы СООД

К детям выходит бабушка, причитает:

Бабушка: Ой-ой-ой! Где же ты, мой кругленький-румяненький, где же ты мой маленький, где же мой мягонький, где мой ароматненький?

Логопед: Бабушка, здравствуй. Что ты потеряла и почему так расстроилась?

Бабушка: Укатился, касатики, мой родной, не попрощался даже! Чует моё сердце, беда с ним приключится!

Логопед, обращаясь к детям: Ребята, вы понимаете, о чём говорит бабушка?

Предположения детей. (Может быть, бабушка ищет свой колобок)

Бабушка: Ну да, ну да, милые. Я же только его испекла, из печки вынула, на окошко положила горяченького моего, глядь: а его уж след простыл! Вот баловень! Что же делать-то теперь! Где его искать!

Бабушка: Ребята, а вы знаете, где колобок? Куда он укатился?

Ответы детей. (Он укатился в лес. Его лиса съела! И зайка хотел, и волк, и медведь)

Бабушка: Ой, напасть-то какая! Он же ещё молоденький такой, неопытный совсем! Беззащитный! Доверчивый! Кто же его спасёт, из беды выручит! Мы-то с дедом старые совсем, не угонимся за ним, шустреньким нашим!

Логопед: Да, бабушке с дедушкой трудно догнать колобка, предупредить его А может, лиса ещё не съела колобка? Может, мы успеем его спасти? Вы же молодые, здоровые, быстрые. И головки у вас какие? Умные. И помощники у умной головы верные, которые ей думать помогают.

Давайте, бабушку успокоим, расскажем ей про наши умные головы и наших помощников.

Дети утешают бабушку: Не расстраивайся, бабушка. Мы попробуем догнать твоего колобка и спасти его. У нас же есть умные головки! А у них – помощники.

Дети вспоминают помощников умной головы, а логопед показывает карточки-символы.

Руки – трогают, голова понимает признаки объектов.

Уши – слушают, голова слышит.

Глаза – смотрят, голова видит.

Нос – нюхает, голова распознает запахи.

Язык – пробует, голова распознает вкусы.

Сердце дарит нам настроение, голова различает эмоции.

Бабушка: Ой, детушки. Поспешите, спасите, пожалуйста, колобка моего! В добрый путь!

3. Установление причинно-следственных связей.

Логопед: Давайте-ка с вами сначала подумаем, что нам нужно сделать? (Нам надо спасти колобка)

От чего колобка приходится спасать? Какая у него проблема? (Он один в лесу и его все хотят съесть)

Почему все хотят колобка съесть?

Предположения детей. (Колобок вкусный, душистый, мягкий, красивый и т. п.)

Как можно решить проблему колобка? Что нужно сделать?

Я начну, вы – помогайте,

Мои мысли завершайте.

Бабушка переживает за колобка, поэтому мы… (Мы хотим ей помочь)

Мы хотим помочь бабушке, потому что….(Она переживает за колобка)

Колобку грозит опасность, потому что….(Его могут съесть)

Колобка могут съесть, поэтому…. (Ему грозит опасность)

Нам нужно сделать колобка несъедобным, потому что….(Его хотят съесть)

Колобка хотят съесть, поэтому… (Нам нужно сделать колобка несъедобным)

4. Описание Колобка с помощью «Волшебной подзорной трубы» и мнемотаблицы.

Логопед. Ребята, опишите Колобка.

Логопед предлагает ребенку взять подзорную трубу с одним из изображений органов чувств: ухо, глаз, язык, нос, рука, сердце; посмотреть на Колобка и сказать какой он. На доске вывешивается символ органа чувств.

Один ребенок повторяет полностью описание Колобка.

Логопед: Теперь давайте попробуем изменить эти признаки так, чтобы Колобка нельзя было съесть.

Чудеса сейчас придут,

Интересно будет тут!

Этот признак измените –

Колобку вы помогите!

5. Изменение признаков на противоположные. Метод «Наоборот»

Ребенок «запускает» вращающийся круг, на каком секторе остановится стрелка, с тем символом дети работают. Символ, с которым уже поработали, убирается с круга.

Запах.

Логопед : Какой признак ты будешь изменять?

Ответ ребёнка: Я изменю запах.

Логопед: Какой запах мы будем изменять? (Приятный запах)

Каким его надо сделать? (Неприятным)

Упражнение «Найди сходства и различия»

На столе стоят контейнеры, наполненные различными приятно и неприятно пахнущими продуктами.

Логопед: Посмотрите: перед вами стоят контейнеры, возьми их в руки и сделайте в пленке несколько дырочек зубочисткой. Понюхайте, какой запах вы ощущаете?

Логопед: Выберите для Колобка контейнер с неприятными запахами. Какой запах ты предложишь Колобку? (Запах чеснока, лука)

Логопед: Если Колобок будет пахнуть луком или чесноком, захотят звери его съесть? (Нет, им не нравятся резкие запахи.)

Вот мы и совершили первое превращение.

Форма

[/b]

Логопед: Какой признак ты будешь изменять?

Ответ ребёнка: Я изменю форму колобка.

Логопед: Какую форму нам надо изменить? (Колобок в форме шара)

Если дети не называют «шар», воспитатель задаёт уточняющий вопрос: Колобок плоский, как круг, или объёмный? Как можно назвать такую форму? (Шар) Почему пор шар говорят, что он объёмный? (его можно обнять и ладошки не встретятся, он выпуклый)

Логопед: Давайте посмотрим каких форм бывают предметы. И в какую форму мы преобразуем колобка.

Упражнение «Подбери картинку»

Дети стоят перед столом, на котором разложены картинки с изображением различных предметов. Ребенок должен взять картинку, назвать геометрическую форму и закрепить картинку в определенном секторе с геометрической фигурой.

Игра «Хорошо-плохо»

Как вы думаете, хорошо ли будет Колобку, когда он перестанет походить на шар? Что в этом хорошего? (острые углы могут поцарапать лису или других зверей, которые захотят его съесть: на Колобок можно будет что-нибудь ставить, как на полку; его удобно разрезать, делить на равные части). Кому это хорошо? (Бабушке будет хорошо: Колобок не укатится и в хозяйстве пригодится)

А чем плохо? (Колобок больше не сможет катиться, не увидит ничего, кроме бабушкиного дома).

Дейст

вие[/b]

Логопед: Какой признак ты будешь изменять?

Ответ ребёнка: Я изменю действия Колобка.

Логопед: Какие действия может выполнять Колобок? (Колобок может катиться, спрыгивать, петь песни)

Какому новому действию мы его научим, чтобы он мог спастись от зверей? (Можно научить его улетать от врагов или высоко подпрыгивать во время опасности)

Опыт с воздушным шариком и мячом.

Логопед берет гелиевый шар и отпускает его, предлагая ребенку поймать его. Затем отбивает о пол мяч. Ребенок ловит.

Когда тяжелее было поймать: когда летал или прыгал? Как легче спастись от лесных зверей? (Ни лиса, ни другие звери летать не умеют, они останутся внизу, поэтому лучше, чтобы колобок умел взлетать наверх при опасности.)

Ещё одно превращение у нас получилось.

Раз

мер[/b]

Логопед: Какой признак ты будешь изменять?

Ответ ребёнка: Я изменю размер Колобка

Логопед: Почему лисе удобно есть Колобка? (Лисе удобно съесть колобка, потому что он маленький, хорошо помещается в рот к лисе)

Как это изменить?

Нужно сделать так, чтобы колобок не помещался в рот лисе и остальным зверям. Он должен становиться огромным, когда его хотят съесть. Может, попробуем его накачать?

Накачивать будем столько раз, сколько точек вы видите на карточке.

Дыхательное упражнение «Насос»

Дети стоят. Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочерёдно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука «ссс…», выпрямляясь – вдох. Воспитатель показывает карточку с 3-мя, 4-мя, 5-ю точками, дети должны столько же раз наклониться.

Рел

ьеф[/b]

Логопед: Какой признак ты будешь изменять?

Ответ ребёнка: Я изменю рельеф Колобка.

Логопед: Какой рельеф у колобка сейчас? (ровный, гладкий)

Как можно его изменить, чтобы колобка нельзя было съесть? (Можно сделать его колючим, тогда звери уколются и не захотят съесть Колобка).

Упражнение «Узнай цифру»

Дети вставляют в шары из солёного теста такое количество зубочисток, какая цифра написана рядом (1,2,5).

Логопед: вам нужно подарить колобку столько иголок, сколько написано.

Сколько иголок ты поставил своему колобку? Какой колючий получился наш Колобок.

Педагог раздаёт детям массажные шарики «Су-ждок».

Массаж шариками Су-Джок «Мы лепили колобка»

Мы лепили колобка. (сжимаем и разжимаем шарик в правой ладони)

Тесто мяли мы слегка. (сжимаем и разжимаем шарик в левой ладони)

А потом его катали, (круговыми движениями катаем шарик в ладонях)

На окошечко сажали. (раскрывают ладони, показывают колобок)

Он с окошка прыг, да прыг!

Укатился озорник! (стучат шариком по ладони)

(Дети повторяют все действия за воспитателем)

Описание Колобка с опорой на мнемотаблицу

6. Рефлексия.

Ребята, вы довольны тем, что мы сделали? Какой поступок мы совершили? (Хороший, добрый) Кто ещё доволен? (Колобок и бабушка) А есть те, кто недоволен? (Недовольна лиса, звери) Почему они недовольны? (Они остались голодными) Давайте им пообещаем, что постараемся вкусно накормить их, пусть они не расстраиваются!

А сейчас попрощаемся, пройдем в группу и нарисуем нашего преображенного Колобка.

Игра «Прощание»

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу. Они приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо, до свидания».

Публикации по теме:

Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Фотоотчёт с занятия по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» Мои любознательные дети всегда готовы прийти на помощь. Вот и в этот раз помощь понадобилась муравьишке, который оказался далеко от дома,.

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Мамины помощники» Конспект по Развитию речи в средней группе № 1 «Мамины помощники» Образовательная область: Раздел: Развитие речи. Тема: Мамины помощники.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды»Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе «Спасём лес от беды» Конспект экологического занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ в средней группе "Спасём лес от беды". Муниципальное дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект Соод по развитию речи в старшей группе с нарушениями речи с применением ТРИЗ-технологии «Помощники умной головы»
Опубликовано: 20 апреля 2023 в 08:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект Соод по развитию речи в старшей группе с нарушениями речи с применением ТРИЗ-технологии «Помощники умной головы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петрушова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД