Кристина Трубачева
Конспект слушания «Детского альбома» П. И. Чайковского в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.
Задачи:
1. Образовательные:
а) познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;
б) познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;
в) научить детей воспринимать образы в музыке;
г) учить различать контрастное звучание музыки;
д) учить импровизировать, фантазировать под музыку.
2. Развивающие
а) развивать музыкальный вкус;
б) развивать умение вслушиваться в музыку и понимать
музыкальные образы;
Публикация «Конспект слушания „Детского альбома“ П, И, Чайковского в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
в) развивать музыкальные и творческие способности.
3. Воспитательные
а) воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;
б) воспитывать культуру слушания;
в) воспитывать желание слушать классическую музыку.
Дидактические средства: иллюстрации к музыкальным произведениям, портрет композитора, «Детский альбом» П. И. Чайковского, куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.
Аудиосредства: магнитофон, кассета и диск с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий
обзор «Детского альбома», разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в зал на фоне музыки П. И. Чайковского «Сладкая греза». Музыкальный руководитель встречает детей.
Дети рассаживаются на стульчики.
Постановка цели.
Муз. рук. Дети, сегодня наша беседа будет посвящена одному очень великому человеку с интересной профессией. Вы встретитесь с его удивительной, волшебной музыкой и попытаетесь сами воплотиться и передать музыкальные образы его произведений. Посмотрите на портрет, про кого я говорю?
Дети называют композитора П. И. Чайковского
Муз. рук. А кто же он по профессии?
Дети. Композитор.
Муз. рук. Правильно!
Ребята, а что вы знаете о П. И. Чайковском? Ведь вам уже приходилось слушать его произведения.
Дети рассказывают о композиторе все, что знают.
Муз. рук. Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».
- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».
Вам интересно узнать больше о великом композиторе?
Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с
машинками, а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.
Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.)
Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.
Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.
Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»
Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.
А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. Вдальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.
- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие? (Дети называют)
Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)
- А теперь обратите внимание, что у меня в руках?
Дети. «Детский альбом» П. И. Чайковского.
Муз. рук. А что вы о нем знаете?
Дети высказывают свои знания о «Детском альбоме».
Муз. рук. Бом-бом, открывается альбом,
Не простой, а музыкальный,
То веселый, то печальный,
Сочиненный для ребят
Много-много лет назад.
- Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.
Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:
Они в коробочке лежат, но если их достать,
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!
И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,
Кто скажет, как мы их зовем? (деревянные солдатики)
(показ иллюстрации деревянных солдатиков)
- Мы с вами уже слушали это произведение скажите, сколько частей в музыке П. И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков?»
- Правильно, две части одинаковые, для солдатиков, а средняя часть - для командира- барабанщика.
Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.
(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)
«МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»
(дети маршируют и затем садятся.)
Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,
у куклы повязка на голове.
Кукла заболела, на бочок легла.
Дали ей конфетку – кукла не взяла,
«Сами виноваты» - доктор говорит
«У нее животик от конфет болит»
- Что вы делаете, когда болеете? (Стонут, плачут)
- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.
«БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»
- Вы узнали произведение?
- О чем рассказала вам эта музыкальная картинка?
- Какая музыка по характеру?
- Что вы услышали в музыке
(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)
- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело? (ответы детей)
Тихо, тихо, тишина,
кукла бедная больна,
просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
и она поправится.
- Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.
«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»
(слова и музыка Л. Абелян Журнал «Музыкальный руководитель» №2-2004г) .
(посадить куклу на стульчик)
- Ну вот, куколка и поправилась
(муз. рук. снимает повязку с головы куклы)
Стук в дверь
- Кто-то к нам в гости пришел.
(муз. рук. вносит других кукол)
- Вот и новые куклы пришли.
А П. И. Чайковский написал пьесу, которая так и называется «Новая кукла»
- Как вы думаете, какая будет музыка по характеру? Какое настроение теперь у кукол будет?
Сейчас мы послушаем пьесу «Новая кукла», а девочки постараются выразить в движениях, как радуются они новым куклам.
(муз. рук. предлагает всем девочкам взять кукол)
«НОВАЯ КУКЛА»
- Теперь куклы пусть посидят и послушают вместе с вами музыку
П. И. Чайковского.
Тихо, тихо сядем рядом -
входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
разноцветном, голубом.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Пляшут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется «Сладкая греза». Греза - это мечта.
Вы умеете мечтать? Давайте сейчас помечтаем вместе о чем-нибудь приятном, красивом, хорошем и в этом нам поможет музыка. Сидите спокойно и что-нибудь себе представляйте, можно слушать, закрыв глаза, и мечтать. Потом мне расскажите, о чем хорошем вы мечтали
«СЛАДКАЯ ГРЕЗА»
- Помечтали? Теперь расскажите, о чем же вы мечтали?
- П. И. Чайковский еще писал музыку для сказочных героев. Сейчас мы послушаем одну из них, и вы попробуйте догадаться, про какого сказочного героя эта музыка. Слушайте внимательно, музыка вам сама подскажет.
«БАБА – ЯГА»
- Ну что, ребята, догадались, про кого эта музыкальная картинка?
(дети высказывают свои предположения)
(муз. рук. вновь предлагает представить себе сказочного героя)
(Звучит начало пьесы, забегает Баба-Яга и начинает прыгать и скакать.)
Баба- Яга: Это моя музыка! Я под нее танцую!
Музыкальный руководитель: Ну вот. Баба- Яга, не дала даже детям пофантазировать и подумать. Прискакала сюда. Раскричалась «Моя музыка, моя музыка!» (передразнивает)
- Ребята, ну вы догадались, чья это музыка? Как называется?
Правильно! Эта пьеса так и называется «Баба- Яга»
Музыкальный руководитель: Бабка-Яга, а ты другую музыку послушай. Ее также как и твою, написал П. И. Чайковский, она красивая, плавная и под нее тоже можно танцевать. Ребята сейчас тебе покажут, как можно танцевать.
Что ребята, покажем, как мы умеем красиво танцевать вальс?
Баба- Яга: Да куда вам? Лучше меня никто не танцует!
Музыкальный руководитель: А вот это мы сейчас посмотрим!
Мальчики, приглашайте девочек на вальс и Б. Ягу тоже, пусть поучится вальс танцевать.
«ВАЛЬС»
(Дети танцуют вальс, Баба-Яга с ними)
Баба-Яга: Мне понравилось так красиво танцевать и музыка такая нежная, прямо воздушная! Теперь я под нее всегда буду танцевать. А кто же сочинил ее, я уже забыла?
(Дети говорят фамилию композитора)
Баба Яга: Спасибо. Пойду в лес с Лешим вальс танцевать
(доходит до двери, останавливается.)
- Ой, еще раз повторите, какой композитор сочинил этот вальс?
(Идет и повторяет) Чайковский, Чайковский, все, запомнила! Спасибо! До свидания.
Музыкальный руководитель: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.
- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?
- Какая музыка у П. И. Чайковского? (красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.
- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?
- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?
На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра.