МААМ-картинки

Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду

Наталия Попова
Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

«Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду»

Подготовила: старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» (город Тамбов) Попова Наталия Анатольевна

Современные дети стали мало читать. Данная проблема с течением времени становится все более актуальной, волнующей на самом высоком уровне. И подтверждением этому является фраза из выступления В. В. Путина на 7 съезде российских писателей (сентябрь 2011 года) : «Из страны, которая занимала первые позиции в рейтинге самых читающих стран мира по грамотности чтения и способности адекватно воспринять прочитанный материал, сегодня наши подростки находятся на 43-м месте в мире».

Публикация «Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду» размещена в разделах

Для получения информации, чтобы «быть в курсе» они прибегают к телевизору, компьютеру, интернету. Из сми информация поступает в переработанном виде. Людям навязываются чувства, отношения к тем или иным событиям. Собственный эмоциональный мир, мыслительная сфера человека остается при таком подходе мало развитой. Однако в современном обществе невозможно достичь успехов без умения извлекать из текста нужную информацию и преобразовывать ее, т. е. современный мир заинтересован в квалифицированном читателе.

Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.

Формирование навыка чтения (умения складывать буквы в слова) – задача начального образования. Учителя начальной школы справляются с этой задачей вполне успешно. Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать.

Научиться читать знаки с определенной скоростью, еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Одна из задач именно дошкольного образования – создать условия для формирования у детей восприятия и понимания текста. Умение понимать и воспринимать текст развивается (за редким исключением) только в условиях специально организованной читательской деятельности (семейные или совместные чтения, занятия по чтению и т. п.).

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (книги не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо). Детей необходимо обучать воспринимать литературные произведения.

В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители и воспитатели. Воспитатели читают детям литературные произведения в режимных моментах либо на специально организованных занятиях, используя ту или иную технологию.

Значение терминов:

Что такое ТЕХНОЛОГИЯ?

(Последовательность этапов работы).

Что значит продуктивное чтение?

(Продуктивное – от слова «продукт»).

Что может быть продуктом чтения?

(Результат)

А какой результат может быть у чтения?

(Восприятия текста - эмоциональное реагирование на текст - и понимание смысла прочитанного).

Итак, в результате, чтения должно появиться восприятие текста – процесс эмоционального реагирования на произведение, внутреннее активное сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия.

В целом восприятие художественных произведений дошкольниками обнаруживает следующие характеристики:

1. Господство наивно-реалистического восприятия при самостоятельном чтении и оценке произведения. «Наивный реализм» – естественная доминанта восприятия дошкольников. Он ведёт к слиянию искусства с действительностью и наделяет ребёнка эмоциональной активностью, силой сопереживания, целостностью впечатления, хотя оно довольно схематично и порой не слишком логично.

2. Понимание событий, о которых идёт речь в тексте, происходит намного интенсивнее, чем работа творческого воображения.

3. Эмоциональная реакция намного опережает другие стороны восприятия, часто она даже не мотивирована самим текстом.

4. Характер и полнота восприятия художественного произведения в первую очередь определяются конкретно-чувственным опытом маленького читателя, сформированностью его эмоциональной сферы, умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Данные характеристики восприятия в процессе чтения художественного текста детьми дошкольного возраста нельзя рассматривать как раз и навсегда заданные. В зависимости от социальной ситуации развития, от педагогических условий ребёнок может присваивать их ускоренно или задерживаться на той или иной стадии. Очевидно, что переход ребёнка с уровня первичного (эмоционального) восприятия в дошкольном возрасте на уровень образного к началу школьного обучения требует соответствующего научно-методического сопровождения.

Еще одним результатом чтения является понимание смысла текста. Что такое понимать текст? Это значит уметь вычитывать 3 вида информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. (Пример, со сказкой «Каша из топора»)

Под чтением дошкольников принято понимается не умение озвучивать печатное слово, а восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания).

Характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, называется чтением-слушанием (О. В. Чиндилова).

Можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ, основоположник метода проектов, педагог рубежа XIX-XX вв.

Чтение по традиционным методикам уже не всегда дает положительный и желательный эффект, ведь дети изменились – и тогда приходят на помощь новые технологии. Например, технология продуктивного чтения, которую мы реализуем в нашем детском саду.

Выбор этой технологии мы объясняем её природосообразной сущностью и возможностью обеспечить преемственность в развитии детей. Кроме того, она рекомендована в ОС «Школа 2100», ОП ДО «Детский сад 2100», которая взята за основу нашей основной образовательной программы.

Технология продуктивного чтения была разработанна профессором, школьного возраста, и адаптированна для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой.

Она способствует достижению тех результатов, о которых говорится в федеральных государственных образовательных стандартах ДО.

Данная технология предполагает три этапа работы с текстом (этапы будут перекликаться со структурой занятия, разработанного по данной технологии).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу Дети листают, рассматривают книгу, задают вопросы взрослому; рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании – произведение веселое или грустное.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Основные приемы, используемые в работе с текстом во время чтения

- Диалог с автором: Задача взрослого – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?. ", "Что из этого следует?. ", "Что сейчас случится?. ", "Почему именно так?. ", "Для чего?. ", "Кто такой?. ". В процессе чтения –слушания эти вопросы задает взрослый. Он же подбирает вопросы, прорабатывая текст до занятия. Вопросы к автору предполагают появление ответов-предположений и проверку по ходу дальнейшего чтения.

- Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Комментирование ведется по ходу чтения, только тогда эта работа становится мотивированной.

(Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Воспитатель читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.

Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)

2. Может в ходе этого этапа проводиться краткая беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

-Я прочитала вам рассказ, каким оказался этот рассказ по настроению?

Вы предположили, что рассказ будет веселым, так ли это? Какой он по настроению? Посмотрите на иллюстрации, какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

Точен ли художник в деталях?

Так ли ты себе представлял эту сцену?

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.

Она делится на два этапа – обсуждение и воспроизведение.

Обсуждение:

1. Педагог ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа.

Вопросы к детям:

1. Назовите главных героев рассказа?

2. Кто из них вам больше понравился? Почему?

3. Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями?

4. Как чувствовал себя герой?

5. А какое чувство испытывали вы, когда слушали эту часть?

2. Рассказ взрослого о писателе и беседа с детьми о его личности (для старших дошкольников) .

Посмотрите на фотографию, как вы думаете: кто этот человек по профессии?

Правильно – это детский писатель Виктор Юзефович Драгунский.

Он является автором целого сборника рассказов о мальчике Дениске, с которым мы сегодня познакомились. Этот сборник называется «Денискины рассказы». Потом мы еще почитаем об этом герое, узнаем о других его приключениях.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям.

Как бы вы сейчас назвали рассказ?

Или если дети умеют читать -

Как теперь вы можете объяснить смысл слов, которые стали заглавием рассказа?

4. Выполнение заданий, усиливающих эмоциональное и смысловое восприятие текста:

Обсуждение:

пересказ текста,

игра «Правда – неправда»,

Правда, что Дениска долго ждал маму?

Правда, что он играл с самолетом?

Правда, что самосвал ему подарил дедушка?

Правда, то Дениска пожалел и не поменял самосвал на светлячка?

игра «Заколдованные дети» (изобрази мимикой героя,

Покажи мимикой Дениску, когда он ждал долго маму.

Покажи Мишку, когда он просил грузовик.

Покажи Дениску, когда он остался со светлячком.

Покажи маму, когда она узнала про обмен.

обсуждение «Как бы ты поступил на месте героя».

Воспроизведение:

Разыгрывание произведения с помощью пальцев,

Инсценировка произведения – дети - герои, воспитатель – автор.

Инсценировка диалога Дениски и Мишки, Дениски и мамы.

Нарисуй комикс

«Меняем сюжет» (время года, страну, волшебный предмет)

Рассказ по схемам, мнемотаблицам.

Придумай другой конец произведения.

Игра «Хорошо – плохо»

А теперь предлагаю вам перенестись на машине времени назад и представить себя 5-6 летними детьми (далее проведение занятия с воспитателями по произведению Ю. Коваля «Осеннее котяро», так как-будто они дети).

Публикации по теме:

Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Информационно-коммуникативные технологии в детском саду Актуальность. В системе дошкольного образования происходят значительные перемены.

Игровые технологии по ФГОС в детском саду Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.

Использование технологии «БОС» педагогом-психологом в детском садуИспользование технологии «БОС» педагогом-психологом в детском саду Работая педагогом- психологом в детском саду, я всегда ищу новые способы и интерактивные методы помощи детям. Когда в декабре 2014-го года.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС 1 слайд Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО 2 слайд "Забота о здоровье детей.

Реализация Центра игровой поддержки ребёнка в детском саду.Реализация Центра игровой поддержки ребёнка в детском саду. Программа Центра игровой поддержки ребенка МКДОУ детский сад №11 (далее - ЦИПР) разработана в соответствии с Основной общеобразовательной.

Реализация ФГОС. Инновационное планирование образовательной деятельности в детском саду Слайд 3. Работая сегодня, необходимо переосмыслить предназначение образования. Современная система образования нацелена на развитие у воспитанника.

Сценарий НОД по технике продуктивного чтения произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша» Сценарий непосредственной образовательной деятельности по технике продуктивного чтения произведения Л. Воронковой «Маша-растеряша» в средней.

Сообщение «Здоровьесберегающие технологии в детском саду» «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Здоровьеформирующие технологии Фитнес — Йога в детском саду Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А.

Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Теремок» Здоровьесберегающие технологии в детском саду «Теремок» «Здоровье-это то,что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду
Опубликовано: 19 июля 2017 в 10:42
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация технологии продуктивного чтения-слушания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Попова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД