Мария Каипова
Конспект ООД в старшей группе детского сада «Путешествие в старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшей группе детского сада «Путешествие в старину».
Авторы: Чугунова Елена Ефимовна и Каипова Мария Петровна.
Цели: расширить знания детей о русской народной культуре; познакомить с народной одеждой и способами её украшения природными красками в домашних условиях, воспитывать у детей интерес к историческому прошлому своего народа; развивать эстетический вкус, формировать нравственные качества.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе детского сада „Путешествие в старину“» размещена в разделах
Материал: Куклы в национальном русском костюме. Иллюстрации, фотографии, репродукции картин И. Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», А. Венецианова «Жница», «На пашне. Весна», Н. Виноградовой «Русский народный костюм». Часы с кукушкой, «река времени» с фотографиями или картинками детей и взрослых среднего и пожилого возраста, льняная ткань, картинки из серии «Как рубашка в поле выросла», бязевые салфетки, луковая шелуха и отвар из неё; ягоды черники, клюквы, вишни, брусники, травы; схемы составления узоров.
* * *
Педагог. Ребята, для чего нам нужна одежда?
Ответы детей.
А знаете, как в народе называли одежду? Ее называли оболочкой. А одеваться, значит облачаться. Одежда - предмет первой необходимости.
Педагог показывает репродукции картин и фотографии с изображением народного костюма.
Посмотрите на иллюстрации и фотографии и скажите, что носили женщины на Руси. Женщины носили рубахи, сарафаны, фартуки. Картины, фотографии донесли до нашего времени внешний вид удивительно красивых сарафанов, расшитых чудесными вышивками, яркими узорами. Какие цвета в русском костюме используются чаще всего?
Ответы детей.
Такую одежду в те старые давние времена невозможно было купить в магазине. Всю работу нашим предкам приходилось делать самим. Сами выращивали лён, пряли из него нити, ткали из него полотно, сами кроили и шили одежду.
Педагог показывает картинки из серии «Как рубашка в поле выросла».
Чтобы наряды были яркими и красивыми, ткань красили природными красителями. Хотите посмотреть, как это было?
Ответы детей.
Тогда мы с вами сейчас отправимся путешествовать по «реке времени» назад в прошлое. Для этого стрелки наших волшебных часов начнут вращаться в обратную сторону.
Педагог вращает стрелки часов назад.
Мы оказались во времени, когда наши мамы и папы были маленькими детьми. Ещё вращение и наши бабушки и дедушки превратились в детей. А теперь мы оказались во времени, когда маленькими детьми были прабабушки и прадедушки. Посмотрите, дети, нас встречает девушка Алёнушка в красивом русском сарафане и расписной рубахе.
Второй педагог.
Алёнушка здоровается и знакомится с детьми, узнаёт, откуда и зачем они приехали. Девушка приглашает детей к себе в гости. Она рассказывает о том, что и в зимнее время у неё много работы. Показывает полотна, которые она с сёстрами наткала и теперь из неё нужно нашить для всей семьи одежду, полотенца и салфетки и просит детей окрасить и расписать ткани. Алёнушка показывает, как готовится краситель из обычной луковой шелухи и вместе они окрашивают несколько салфеток. Затем она рассказывает, что в качестве красителя можно использовать некоторые травы, ягоды и овощи. Предлагает детям украсить салфетки.
Практическая работа
Дети наносят узор на салфетки, используя ягоды черники, клюквы, вишни, брусники, соки, приготовленные из овощей и трав (опираясь на схемы составления узоров). На память о встрече Алёнушка дарит им эти салфетки.
Дети и педагог прощаются и отправляются по «реке времени» в обратное путешествие.
В конце занятия в группе оформляется выставка.