Анастасия Бубнова
Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Царица водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Царица-водица»
Цель: совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды.
Программное содержание:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Развивать речь, мышление, любознательность;
Воспитывать экологическую культуру;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе.
Интеграция образовательных областей: «коммуникация»,
Публикация «Конспект-сценарий познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Царица водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Сценарии развлечений
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
«познание», «социализация», «музыка», «физическая культура», «чтение художественной литературы»,«здоровье».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы, физическая
Форма деятельности : ситуация–игра
Формы проведения; совместная деятельность взрослого и детей
Материал и оборудование : прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, соль, сахар, лимон, молоко, картинка, краски, кисточка, вата, носовой платок, воронка, растительное масло, масло мяты, салфетки, аудиозапись «Вода», трубочки коктейльные, кувшин с водой.
Предварительная работа чтение художественной литературы, физкультминутки, игы.
Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: вещество, колба, воронка, емкость
Методы и приемы:
Организационный момент, проблемная ситуация, сюрпризные моменты;
Художественное слово;
Уточнения, опросы, игровые приемы;
Алгоритмы для составления модели этапов деятельности;
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Ход познавательно – исследовательской деятельности
I часть: Вводная.
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить. (Н. Рыжова)
Воспитатель: Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей).
Загадки детей о воде :
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует оно задрожит. (лужа)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь вода в руке. (снежинки)
Чего в гору не выкатить,
В решетке не унести
И в руках не удержать. (вода)
Это водные пустыни,
Волны как барханы.
Здесь среди бездонной сини,
Штормы, ураганы. (моря и океаны).
Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.
II часть: Опыты
1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик.
Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей).
А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку.
Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.
И так вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.
2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком.
Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден.
Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску.
Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку.
Рисунок не виден. И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость, используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.
3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение.
Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – лимон.
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус.
Вода стала сладкая, соленая, кислая.
Вывод: своего вкуса у воды нет.
А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.
Физкультминутка:
«К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин. (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
В воде растворяются не все вещества. Воспитатель предлагает детям вернуться к столу для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности. Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Запах. Затем предложить размешать мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.
4. Фильтрование воды. Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, носовой платок, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.
Фокусы с водой :
1. В стакан с водой опускаем иголку. Как можно достать иголку не замочив при этом руки? (С помощью магнита.)
2. Звенящая вода. От количества воды в емкости меняется звук
Воспитатель предлагает детям речевую игру
«Вода – это…»
Задача: Развивать мышление дошкольников, активизировать их опыт, знания, учить рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения.
Ход игры: Ведущий предлагает детям определить, какую роль играет вода в жизни животных, растений, людей и др.
Приведем пример: «Для растений вода – это…»
«Для людей вода – это…» варианты ответов.
Выводы: При помощи алгоритмов воспроизводим информацию о последовательности опытных процессов в исследовании формы, свойств и видов воды.