Марина Александрова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:систематизировать у детей представления о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные
-знакомить детей со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;
-развивать все компоненты устной речи, формирование словаря;
-продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
-совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.
Развивающие
-развивать речь, логическое мышление, любознательность;
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
-закреплять умение пользоваться схемами и знаками;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-расширять представление детей о бережном отношении к воде;
-формировать эстетическое отношение к окружающему миру и экологическую культуру;
-продолжать развивать навыки обобщения и рассуждения, умение делать выводы.
Воспитательные
-воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
-продолжать воспитывать культуру поведения;
-формировать у детей уважительное отношение к окружающей среде;
Инновационные образовательные технологии:
-личностно - ориентированный подход
-ИКТ -технология
-технология исследовательской деятельности
-здоровьесберегающие технологии
-технология игрового обучения
-технология сотрудничества
-технология проблемно-диалогового обучения
Виды деятельности :
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, трудовая.
Интеграция образовательных областей:
Приоритетная: познание
В интеграции: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: интерактивная доска, иллюстрации по теме,
опытно-экспериментальный инструментарий (стаканчики, коктельные трубочки, ложки по количеству детей, таблицы-схемы для фиксации результатов опыта)
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Организационный момент
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся.
А теперь встанем в круг и возьмемся за руки. Улыбнёмся друг другу, у всех хорошее настроение?
Воспитатель обращает внимание детей па конверт, лежащий на столе. На голубом конверте изображение планет.
-Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Какой необычный конверт с изображением планет!
-Интересно, от кого оно может быть? Сейчас узнаем.
«Здравствуйте, дети старшей группы. Я житель планеты Железная. Я очень любознательный, люблю путешествовать в космосе. Сфотографировал разные планеты: чёрные, жёлтые, коричневые, красные. Пожалуйста, помогите мне разобраться, почему ваша планета голубого цвета? Буду благодарен, если расскажите мне об этом. Спасибо».
-Ребята, кто-нибудь из вас видел нашу планету из космоса?
(Ответы детей) А хотите увидеть?
-Чтобы оказаться в космосе, нужно произнести волшебные слова, скажем все вместе «Встали, покружились, в космосе очутились»
2. Основная часть
Садитесь в космический корабль, проверьте осанку,
Слайд «Планеты» Сколько перед нами планет! Все они разные, и большие и совсем маленькие, все разного цвета.
Слайд «Земля»
- А вот так выглядит наша планета «Земля» из космоса.
-Рассмотрите её и скажите, какая она? (Круглая, большая, разноцветная, огромная и т. д.)
- Вы согласны с инопланетянином, что голубого цвета на нашей планете больше? (Да)
-Какой можно сделать вывод? (Можно сделать вывод, что воды больше)
-Правильно, это означает, что воды на земле больше, чем суши. Молодцы!
Пора возвращаться обратно в детский сад.
Произнесём волшебные слова «Встали, покружились, в детском саду очутились»
- Наш разговор услышала волшебная капелька, она хочет у вас спросить, знаете ли вы, где можно увидеть воду в природе?
Присядем на ковёр, будем передавать капельку по кругу и говорить.
Игра «Где в природе есть вода?» (река, озеро, море, ручей, океан, водопад, лужи, дождь)
(При затруднении названий водоё мов воспитатель помогает детям наводящими вопросами: «Куда многие из нас любят ездить отдыхать?», «Где можно ловить рыбу?», «Что образуется на асфальте после дождя?», «Как называется водоём, где вода падает с гор?»
-А где зимой мы можем увидеть воду в природе? (показ картинки)
Молодцы!
-Ребята, как вы думаете, нужно ли беречь воду? (Да)
- Капелька нас приглашает к волшебному водопаду, пойдёмте за ней.
(Дети подходят к мольберту, накрытому голубой тканью)
За водопадом что-то есть! (убираю ткань, на мольберте знаки)
1. Посмотрите, здесь какие-то знаки и изображения на них перечёркнуты.
2. Что это значит? (Значит, так делать нельзя, запрещено)
3. Предлагаю рассмотреть их и выяснить, что же запрещают эти знаки?
- О чём нам говорит этот знак? (Нельзя оставлять открытый кран)
- Согласна с вами, нельзя оставлять открытым кран и расходовать воду зря.
- А что показывает этот знак?
(Запрещено бросать отходы и мусор в водоём и загрязнять его)
- Рассмотрим третий знак, что он запрещает?
(Нельзя мыть велосипеды и другие транспортные средства в водоёмах, чтобы не загрязнять их)
Молодцы! Теперь вы знаете, как нужно беречь воду!
Ребята, инопланетянин живёт на планете, где нет вообще воды и он не знает о её свойствах.
- Как же можно узнать о свойствах воды?
- Какие будут ваши предположения? (Ответы)
-Да, нам нужно провести эксперименты.
- Итак, перед нами стоит задача – выявить свойства воды, чтобы в письме рассказать о них инопланетянину.
А Капелька очень хочет посмотреть, как вы это будете делать? (помещаю её на мольберт с большой схемой)
- Скажите пожалуйста, кто проводит эксперименты и опыты? (Учёные)
А где они их проводят? (В научном центре, в лаборатории)
- Предлагаю вам сегодня побыть в роли младших научных сотрудников.
- Вы будете проводить опыты по исследованию свойств чистой воды и свои выводы отмечать в схемах, которые лежат перед вами на столах.
Но сначала вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.
(Дети говорят по одному)
1. Ничего нельзя пробовать на вкус без разрешения взрослого.
2. Нельзя бегать, прыгать, шуметь, толкаться.
3. Быть внимательными и аккуратными.
4. Делать выводы после каждого опыта.
-Как настоящие научные сотрудники мы с вами оденем шапочки для проведения опытов.
Занимайте, пожалуйста, свои рабочие места.
(Обратить внимание на осанку и положение ног)
Исследовательская деятельность
Опыт №1. «Вода – это жидкость»
- Ребята, как вы думаете, вода – это жидкость? Давайте проверим.
Возьмите стакан с водой и аккуратно перелейте в другой стакан.
Что происходит с водой? (она льется). Почему она льётся? (вода льётся, потому что она жидкая). Итак, какая вода? (вода жидкая).
Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
- Как зарисуем наш опыт?
Изобразим его схемой: поставим знак вода — жидкость, она льётся.
Опыт № 2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, как вы думаете, чистая вода имеет запах (ответ детей).
Понюхайте воду в стаканчике. Чем пахнет вода? Правильно, вода совсем не пахнет.
- Добавьте в стакан с водой немного кофе, а теперь понюхайте. Чем пахнет? (кофе).
Так имеет ли чистая вода запах, кто хочет сделать вывод?
Вывод: чистая вода не имеет запаха, начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавили.
- Отметьте схемой результат второго опыта.
Опыт № 3 «Вода не имеет вкуса»
- Ребята, как вы думаете, вода имеет вкус? Давайте проверим.
У вас в стакане чистая питьевая кипяченая вода.
Возьмите трубочку и попробуйте воду на вкус.
Какая на вкус вода? (ответ детей).
Добавьте в воду немного сахара, размешайте, снова попробуйте.
Что изменилось? Какая вода на вкус теперь? (сладкая)
- Кто попробует сделать вывод этого опыта?
Вывод: чистая вода не имеет вкуса, но приобретает вкус растворенного в ней вещества.
- Отметьте схемой вывод этого опыта.
-Перейдём к последнему четвёртому опыту.
Опыт № 4 «Вода прозрачная»
Возьмите два стакана, один с водой, другой с молоком.
Опустите трубочку сначала в стакан с водой. Видна ли вам та часть трубочки, которая в воде? (Да)
А теперь опустите в стакан с молоком. Посмотрите на нижнюю часть трубочки, которая в стакане, видно её? (Нет)
Сравните результаты. В каком стакане мы смогли увидеть трубочку? (в стакане с водой). Почему? Какой вывод сделаем?
Вывод: чистая вода прозрачная.
- Отметьте результат четвёртого опыта в таблице. Подумайте, как бы вы изобразили схемой прозрачность воды?
(Если дети затрудняются, помогаю подсказкой: прозрачное бывает окно или стекло, льдинка, пустой стеклянный стакан.
- Итак, таблицы наши заполнены. Давайте посмотрим на наши схемы в таблице и вспомним, какие свойства воды мы исследовали?
Что нам показывает первая схема? (первая схема показывает, что вода-это жидкость)
2 схема? (правильно, чистая вода не имеет запаха)
3 схема? (чистая вода не имеет вкуса)
И четвёртой схемой что мы показали? (Мы показали, что вода прозрачная)
(показ большой схемы на мольберте)
3. Заключение
- Как мы сообщим инопланетянину о свойствах воды, которые исследовали? (Ответы)
- Конечно, мы отправим ему наши схемы, в которых обозначены все свойства воды.
Теперь инопланетянин будет иметь представление, что такое вода, знать её свойства и поймёт, почему наша планета с космоса кажется голубой.
-Мы смогли помочь инопланетянину?
Возьмите со столов свои схемы, вложим их в конверт. Я пойду на почту и обязательно их отправлю.
Вы были замечательными научными сотрудниками. Снимайте шапочки, складывайте на место.
Наша капелька хочет с вами поиграть.
Игра на расслабление (снятие напряжения) «Капельки»
Представьте, что вы такие же маленькие капельки, которые поднимаются высоко в небо, образуют большое облако и дождём падают вниз.
(Дети поднимаются на носки, тянутся вверх за руками, хорошо растягивая позвоночник, задерживаются в таком положении. Затем делают глубокий присяд)
Молодцы! Капелька очень рада, что вы столько знаете о воде, ей было интересно с вами.
У неё есть маленькие подружки двух цветов.
4. Рефлексия (самоанализ детей)
Если вам сегодня всё понравилось, всё получалось легко, возьмите голубую капельку и прикрепите её на мольберт.
А если в чём -то возникали трудности или что-то не понравилось, возьмите синюю капельку.
(Дети выбирают капли и помещают на мольберт)