Оксана Мамонтова
Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебница вода»
Программные задачи:
Образовательные: - познакомить детей со свойствами воды: вода не имеет вкуса, запаха, формы, текучести, цвета; -расширять знания детей о том, какое значение она имеет для всего живого; - формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, обобщать результаты;
Публикация «Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста „Волшебница водица“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Развивающие: - способствовать развитию сенсорного восприятия, совершенствованию таких жизненно важных психических процессов, как ощущения; - развивать у детей наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования; - активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия; - продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом; - развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывая мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения;
Воспитательные: - прививать бережное отношение к природе; - воспитывать аккуратность и осторожность при проведении опытов с водой и в процессе продуктивной деятельности;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально коммуникативное развитие, физическое развитие.
Материалы и оборудование: фартуки для опытов, прозрачные стаканчики с водой и молоком, прозрачный сосуд, различные по форме сосуды, стаканы с водой и ложечки по количеству детей, соль, сахар, краски разных цветов, ватные диски с духами по количеству детей.
Ход образовательной деятельности:
Приходите, ребятишки, И девчонки и мальчишки! Прошу в круг всех встать, За руки друг друга взять. Друг на друга посмотрите И улыбки подарите! - Я пришла к вам не одна- Гостей в группу привела! Поздоровайтесь ребята.
Дети: Здравствуйте!
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: ребята я сегодня утром получила большую посылку, давайте посмотрим, что там внутри.
(воспитатель достаёт из коробки большой глобус)
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?
(Воспитатель показывает глобус)
Дети: Глобус.
Воспитатель: А что мы можем увидеть на глобусе?
Примерные ответы детей: Страны, города, океаны, моря и т. д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначено на глобусе голубым цветом?
Примерные ответы детей: Голубым цветом обозначены реки, озера, моря и океаны.
Воспитатель: Молодцы, что находится в реках, морях, океанах?
Дети: Вода.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, сегодня, мы с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека, узнаем много интересного о воде.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а где можно встретить воду?
Дети: Вода есть в кране, в тучке, в бассейне, в луже, в организме.
Воспитатель: Ребята, вы знаете кому нужна вода?
Дети: Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
Воспитатель: Молодцы, для чего нужна вода в нашем детском саду?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Воспитатель: Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода-это жизнь. Вы сказали всё правильно: растения нужна вода и их нужно поливать-иначе они погибнут. Животные тоже пьют воду, а некоторые живут в ней, например, рыбы. Людям вода просто необходима: пить готовить пищу, мыть, закаляться. Ни одно живое существо не сможет жить без воды.
Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Ребята, вы хотите узнать ещё много нового о воде? Тогда, приглашаю вас в клуб «Юный лаборант». Предлагаю вам заняться исследованием воды, где мы будем учеными -исследователями. Согласны?
(Дети проходят в лабораторию, надевают фартуки, нарукавники)
Воспитатель: Прежде чем нам отправиться в лабораторию, нам нужно вспомнить правила поведения: 1: Внимательно слушать воспитателя. 2: Не торопись. Не толкай соседа во время работы. 3: Сначала посмотри, потом повтори. 4: Нельзя пробовать вещества на вкус. 5: Не забывай после каждого опыта сделать вывод.
Воспитатель: Ну, что ребята готовы?
Опыт № 1 «У воды нет запаха» Воспитатель: Давайте ребята определим есть ли запах у воды? (ответы детей)
Воспитатель: Перед вами стоит стакан с водой и лежит ватный диск. Есть ли запах у ватного диска? Если есть, то какой? (воспитатель показывает, как правильно нужно определять запах)
Дети: Да, он пахнет духами.
Воспитатель: А сейчас мы проверим, есть ли запах у воды?
Дети: Нет.
Вывод: У воды нет запаха.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, как вы умеете различать на вкус?
Опыт № 2 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы детей)
Перед вами 2 стакана с водой и трубочка, возьмите трубочку и попробуйте воду. Какой вкус у воды?
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: А можно ли изменить вкус воды? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, сейчас мы в один стакан добавим сахар, а в другой соль. Какой станет вода?
Дети: С сахаром сладкая, с солью солёная.
Воспитатель: Правильно ребята.
Вывод: Вода не имеет вкуса. Она пресная.
Опыт № 3 «Вода-это жидкость»
Воспитатель: Как доказать, что вода жидкая? Перельём аккуратно воду из одного стаканчика в другой. Вода льётся? Почему?
Дети: Потому, что вода жидкая.
Воспитатель: Правильно, вода -то жидкость, она может течь.
Вывод: Вода-это жидкость.
Опыт № 4 «У воды нет формы» (проводит воспитатель)
Воспитатель: Посмотрите, у меня в стакане вода, я перелью её в баночку, в тарелку, что изменилось? Дети: Она растеклась.
Воспитатель: Вода принимает ту форму, в которую её переливают. Так имеет ли вода определённую форму? (ответы детей)
Вывод: У воды нет формы.
Опыт № 5 «Вода прозрачная»
Воспитатель: Ребята, на столе стоят 2 стакана в одном чистая вода, а в другом молоко. Давайте в оба стакана положим ложечки. В каком стакане видно ложечку?
Дети: В стакане с водой видно ложку, а в стакане с молоком нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что вода прозрачная, а молоко нет.
Воспитатель: Молоды ребята!
Вывод: Вода прозрачная и не имеет цвета.
Опыт № 6 «Изменение цвета воды» (показ воспитателя)
Воспитатель: Ребята, что мы можем ещё сказать про воду? Она имеет цвет? Можно ли изменить цвет воды?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня на столе 2 стакана с водой. В один стакан я добавлю красную краску, а в другой синюю. Какого цвета стала вода? (ответы детей)
Воспитатель: Вода может изменять цвет в зависимости от того, что в неё добавляют.
Вывод: Вода может окрашиваться в определённый цвет, если в неё добавить красители.
Воспитатель: Молодцы! Приглашаю всех играть!
Физкультминутка
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1, 2, 3, 4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, вода прозрачная, не имеет формы, меняет вкус, не имеет запаха, может растворять некоторые вещества. «Вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять»
Воспитатель: Ребята, воды у нас много, она - везде. А нужно ли беречь воду?
Ответы детей:
1. Хорошо закрывать кран, чтобы вода не капала. 2. Не пускать воду сильной струей. 3. Набирай столько воды, сколько необходимо. 4. Не засорять водоемы. 5. Не мусорить на берегах рек.
Воспитатель: Молодцы ребята! Хорошо сегодня по работали. Давайте закончим наш разговор пословицей «Воду попусту не лей, дорожить водой умей!»