Татьяна Барабанова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»
(выступление старшего воспитателя д/с № 9 «Сказка»)
1 слайд
Организация исследовательской деятельности детей рассматривается как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, развития в современном социуме.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Я уверена, Вы со мной согласитесь, что эта тема актуальна. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспериментирование является одним из ведущих видов детской деятельности.
И задача нас взрослых, в том числе и нас педагогов, не подавлять детские эмоции и любознательность, а опираться на них, насыщать жизнь детей значимыми для них разнообразными событиями, дать детям прожить полноценное и многообразное детство, которое сможет стать «золотым фондом» их личности.
2 слайд
Николай Николаевич Поддьяков отмечает: Очень важно, чтобы детей окружали те вещи, события, явления, символы, которые превосходят возможность их сегодняшнего понимания, но «зароняют» впечатления, загадки, замыслы, размышления на годы вперёд». И именно познавательно – исследовательская деятельность дарит такую возможность.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его.
Лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Н. Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности.
3 слайд
Он выделяет два основных вида ориентировочно - исследовательской деятельности.
Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность : ставит цель, ищет пути и способы достижения и т. д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.
Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.
4 слайд
Вводя соответствующие инновации в ДОУ, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
физический: ребенок учится управлять своим телом и отдельными органами;
природоведческий: ребенок знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
социальный: ребенок запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
познавательный : ребенок тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
лингвистический: ребенок занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;
личностный: ребенок узнает свои личные возможности;
волевой: ребенок запоминает, как он сам может влиять на других людей;
поведенческий: ребенок моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.
После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
И чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В детском саду опыты, эксперименты проводятся в совместной, самостоятельной деятельности, в процессе режимных моментов, а так же элементарные опыты включаются в занятия. Опыты можно использовать на прогулке как часть наблюдения.
5 слайд
Для положительной мотивации исследовательской деятельности дошкольников используются различные стимулы:
1. внешние стимулы (новизна, необычность объекта)
2. тайна, сюрприз
3. мотив помощи
4. познавательный мотив (почему так)
5. ситуация выбора
Организационный момент должен быть игровым, сюжетным, увлекать и заинтересовывать детей. Мотив экспериментирования должен быть осознанным ребенком (Для чего я это делаю, зачем мне это нужно). Также необходимо предусматривать форму обобщения и фиксации результата эксперимента (речевая или продуктивная, его практическое применение, использовать больше методов, повышающих речевую активность детей.
6 слайд
Раннее детство особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга, период активного экспериментирования ребёнка с предметным миром, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка.
Всё, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое –вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами, водой, песком, снегом, глиной, красками.
Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом всерьёз научаться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяется его представления об окружающем мире, ребёнок приобретает богатый опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
Ребёнок раннего возраста уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию.
7 слайд
Дети 2-3 лет:
Выполняют простейшие поручения, кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.
Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями.
Пристально рассматривают объекты.
у них происходит развитие наглядно- действенного мышления.
Дети 3-4 лет
Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут
Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами.
Способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.
8 слайд
В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его
обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай -
кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений
(Почему стоит автобус);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой
опыт (Почему песок не рассыпается);
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами,
обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее)
9,10 слайд
Материалы для организации экспериментирования
(младший возраст)
11 слайд
Реализация поставленных задач в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия с родителями детей. С этой целью рекомендуется проводить:
Родительские практикумы по теме «Опыты и эксперименты дома»
Консультации «Эксперименты на кухне», «Познаём природу» (через наблюдения на прогулке с родителями)
Активно привлекать родителей к пополнению атрибутами центров (уголков) экспериментирования.
Что касается материально-технических условий, то наличие компьютера, интерактивной доски, дидактического материала, современных средств для оборудования уголков, аудио и видео аппаратуры в современное время просто необходимы. Это поможет более доступному пониманию и получению ярких впечатлений от полученного общения.
12 слайд
Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию помните следующее:
- поощряйте любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность;
- предоставляйте возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощряйте экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое;
- объясняйте ребенку причины своих запретов и помогите определить, что можно или как можно;
- положительно оценивайте деятельность ребёнка в процессе исследовательской деятельности.
Мы с вами выслушали теоретическую часть нашей встречи.
А теперь закрепим наши знания через деловую игру. Для этого вам необходимо разделиться на две команды. За каждый правильный ответ команда получит фишку. По итогам игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество фишек.
Игра на положительный психологический настрой «Мозговой штурм»
«Перевёртыши» (строки из пословиц и поговорок наоборот; нужно правильно отгадать пословицу или поговорку).
«Счастье перемещается кучами». (Беда не ходит одна.)
«Уйти от новой стиральной машины». (Остаться у разбитого корыта.)
«На полицейском валенки мокнут». (На воре шапка горит.)
«Ниже пяток не опустишься». (Выше головы не прыгнешь.)
«Уговори умного к черту послать, так и нога заживет». (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.)
«Начал развлекаться – трусливо сиди дома». (Кончил дело — гуляй смело).
Подведение итогов.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей; определили педагогические условия успешного и полноценного развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
И напоследок хочу вам рассказать одну народную мудрость.
Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»