Марина Пипенко
Конспект-сценарий «Как у нас-то было на тихом Дону»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель
: формировать представления детей о жизни их предков – донских казаков; познакомить с обычаями, традициями, бытом донских казаков; развивать опыт творческой деятельность у детей (умение исполнять казачьи песни, читать стихи, воспитывать любовь к донскому краю, чувство гордости за родимый край, стремление соблюдать обычаи и традиции своего народа.
Задачи:
рассказать об истории Донского края.
Оборудование:
музыка “Оркестр А. Ротмайна Тихий Дон”,песня ”Степь, да степь кругом”, песня Кубанского Казачьего Хора - “Прощание Славянки”.
Публикация «Конспект-сценарий „Как у нас-то было на тихом Дону“» размещена в разделах
Ход занятий: 1. Вступление. 1.1. Стихотворение. 1.2. Повествование о целях праздника. 2. Рассказ о казаках,их жизни,традициях,быту. 2.1. Песня
о Тихом Дону. 3. Завершение.
Ведущий входит в зал под музыку “Оркестр А. Ротмайна Тихий Дон)”.
Казачок:
Любимый край степной… Любимый край Донкой и луг,цветущий здесь весной, И степь Донская всегда со мной,
И вся вот эта красота- Казачья Родина моя!
Ведущий: Здравствуйте,дорогие ребята,сегодня наш разговор посвящен нашему родному краю,там,где вы живете и растете-Донскому краю. Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях. На фоне песни ”Степь, да степь кругом”.
Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар.
Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.
В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.
Историк В. Д. Сухоруков отмечал: «Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое; роста достигают довольно большого и почти все – среднего; лицом большею частию смуглые, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки». Таков был физический облик казаков.
А теперь давайте послушаем, где жили казаки.
Жилище казака называлось «курень», что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел. Но это было раньше. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать
свой быт.
Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка. Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка, её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком. Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям,
смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы). Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу. Проводы на службу происходили так. В определенное время в курене новобранца собирались родственники и друзья служивого. А у тех ворот, откуда должны были выходить казаки, собирался народ.
Ведущий: Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках. О песнях казаки говорили так в своих пословицах:
«Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
Исполняется песня Кубанского Казачьего Хора - “Прощание Славянки”.
Ведущий: Можно бесконечно говорить о нашем Донском крае, о его богатстве, красоте и могуществе,но нам уже пора прощаться с вами.
До новых встреч.