Султанова Вафа Дилавер кызы
Конспект занятия с детьми старшей группы «Весенние цветы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект с детьми старшей группы на тему: «Весенние цветы»
Султанова Вафа Дилавер кызы
Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с учётом интеграции образовательных областей:«Речевое развитие», «Познавательное развитие»,«Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-Коммуникативное развитие», «Физическое развитие» для детей 5 - 6 лет на тему:«Весенние цветы».
Используемые современные образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, продуктивная, чтение.
Публикация «Конспект занятия с детьми старшей группы „Весенние цветы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: закрепить знания детей о таких жанрах изобразительного искусства как натюрморт, пейзаж, портрет; закрепить умение детей красиво располагать изображение на листе бумаги; пользоваться кистью и красками; умение изображать в рисунках строение цветка (стебель, листья, лепестки) используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и ее концом; развивать чувство композиции, видение эстетической красоты в натюрморте; воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус.
Задачи:
• учить различать оттенки настроения в живописи и использовать цвет как изобразительное средство;
• знакомить с различными способами создания художественного образа (словесные приемы, музыка, пластика);
• закрепить технические навыки рисования концом кисти;
• расширять кругозор детей, развивать познавательные интересы путем знакомства с жизнью растений – цветов;
• развивать память, воображение, фантазию; умение выразить свои чувства, впечатления в небольших стихах;
• воспитывать умение видеть красоту в окружающем, чувствовать музыку, проникаться настроением увиденных картин; уметь передавать свои эмоции в творческой работе;
• воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе;
• доставить эстетическое наслаждение детям.
• способствовать творческой, самостоятельной реализации замысла, нацеливая на поиск нескольких вариантов решения одной задач, развивать и пополнять активный и пассивный словарь детей;
• воспитывать навыки коллективной творческой деятельности.
Оборудование и материалы: вазы с искусственными садовыми и полевыми цветами; цветные фотографии - открытки различных садовых и полевых цветов; мольберт с репродукциями натюрмортов (И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы», лист бумаги формата А1 для коллективной работы. Раздаточный материал: баночки с водой, магнитная доска, презентация «Картинная галерея», фотографии цветов, картины на тему «Букет цветов в вазе», альбомные листы, акварельные краски, кисточки (широкая и тонкая, поролоновые губки, дидактическая игра «Собери вазу»,
Визуальный ряд: наблюдение за цветами (садовыми и полевыми); чтение стихотворений о цветах, рассказ К. Паустовского «Золотой луг»; знакомство с русским народным промыслами, в основе орнамента которых лежат мотивы различных цветов; рассматривание открыток, фотографий с изображением садовых и полевых цветов, репродукции натюрмортов (И. Хруцкий «Цветы и плоды», И. Грабарь «Хризантемы, Пьер Огюст Ренуар «Весенний букет»).
Музыкальное сопровождение: слушание музыки П. Чайковский «Вальс цветов», «Подснежник», «Фея сирени» и «Весной» Э. Грига; использование ритмопластических этюдов и придумывание танцев под музыку П. Чайковского;
Пособия:
Визуальный ряд:
1. И. Грабарь «Хризантемы»
2. Пьер Огюст Ренуар «Весенний букет»
3. И. Хруцкий «Цветы и плоды
4. Иван Хруцкий «Натюрморт с грибами»
5. Исаак Левитан «Март»
Музыкальное сопровождение:
1)Чайковский «Вальс цветов».
2)П. Чайковский «Времена года. Март».
3)Эдвард Григ «Весной».
4)Григорий Гладков — Песня о картинах.
Ход занятия
Дети сидят на коврике, который украшен цветами, вырезанными из бумаги. Звучит музыкального произведения П. Чайковского «Вальс цветов».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
Эй, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет!
Дети: Колокольчики. (Дети находят цветок на «поляне»).
Воспитатель:
Белые чашечки в травку глядят,
Пахнут душисто, на ножке стоят.
Дети: Ландыши.
Воспитатель:Молодцы. Слушайте следующую загадку.
Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички.
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Правильно.
Синие звездочки в поле горят,
Выскочить прямо изо ржи норовят.
Дети: Василёк.
Воспитатель:
Красная принцесса у нас в саду растет.
И чистую водицу она лишь только пьет.
Дети: Роза.
Воспитатель: Да, это загадка про нашу гостью. Слушайте дальше.
Стоит цвет–златоцвет
Царевна–ромашка,
Серебряное платье
Золотая пряжка.
Дети: Хризантема.
Воспитатель:
Четыре ярко-красных лепестка,
И зернышки в коробочке у этого цветка.
За зернышками этими ты бегал в огород.
На грядке в огороде такой цветок растет.
Дети: Это мак.
Воспитатель: Вы правильно угадали все цветы. Но вам, наверное, угадать помогала музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Сможете описать красочными словами, что вам представляется под музыку? (Ответы детей). Вот как красиво, используя интонации, которые исполняют арфа, скрипки, виолончели, композитор Чайковский изобразил целый луг танцующих цветов.
Хочу пригласить вас в картинную галерею, где я буду экскурсоводом.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
Григорий Гладков «Песня о картинах»
Воспитатель: Давайте мы посетим зал, в котором представлены натюрморты. (воспитатель показывает картины)
1. Иван Хруцкий «Натюрморт с грибами».
- Краски каких цветов использовал художник?
- Обратите внимание, как освещены предметы на картине? (Ответы детей: коробок с грибами светлый, освещен больше, а фон темный).
2. Пьер Огюст Ренуар «Весенний букет».
- Картина «Весенний букет» – одна из самых заметных картин Ренуара. Цветы и листья весеннего букета выписаны очень отчетливо, в вазе, как отражение, их силуэт. Сама картина создает легкое весеннее настроение.
- Какое ощущение у вас вызывает эта картина? (Ответы детей).
Воспитатель читает детям стихотворение:
Я пришел к тебе с приветом. Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом, По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся, И весенней полон жаждой.
Это стихотворение написал Афанасий Фет.
Воспитатель: Дети, какое это стихотворение - веселое, грустное, торжественное? Почему всем радостно и весело? (Потому что солнце поднимается все выше, светит ярче. С крыш свисают сосульки. Солнышко пригревает сильнее, сосульки начинают таять, звенит весенняя капель, бегут, журчат ручьи. Появляются проталины. На деревьях и кустарниках набухают почки. Раскрываются весенние цветы. Просыпаются насекомые. Возвращаются перелетные птицы). Ребята, а какое у нас сейчас время года?
Игра для мальчиков
Воспитатель выдает карточки мальчикам и говорит:
Посмотрите на карточки, расскажите, какие явления природы на них изображены (Мальчики выходят и называют явления природы). Какие времена года вы знаете? Отберите карточки, на которых нарисованы зимние явления природы (весенние, летние, осенние). Сколько месяцев в году? (12) Наши братья-месяцы приходят к нам в гости каждый в свое время. Сейчас наступило время весны. Назовите весенние месяцы (март, апрель, май).
Воспитатель: Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему? Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему? (Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы). Как вы понимаете пословицу «То снегом сеет, то солнцем греет»? (Март - месяц переменчивый. Еще кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. После метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют теплые ветры - и начинается оттепель). Какой праздник мы отмечаем в марте? (Женский день.)
Физкультминутка
Вырос цветок на весенней полянке,
Нежную голову робко поднял.
Ветер подул – он качнулся неловко.
Он испугался, затрепетал.
Ветер бутоны качает упрямо
Вперед и назад, налево, направо.
Дети соединяют ладони и поднимают их перед собой.
Покачивают ладонями медленно, быстро.
Наклоняют ладони соответственно вперед, назад, влево, вправо.
Воспитатель: Апрель - средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды». Почему? (Повсюду тает снег, бегут бурные, звонкие ручьи).
Почему говорят, что «апрель почками красен»? (Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все дерево словно окутано желто-зеленым облаком) Какие цветы расцветают в апреле? (Мать-и-мачеха, подснежники.)
Пальчиковая игра: Цветы
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Головой качают,
Тихо засыпают.
Медленно разжимают пальцы из кулачков, покачивать кистями рук вправо- влево, медленно сжимать пальцы в кулак, покачивать кулаки вперед – назад.
Воспитатель: Май - сердце весны. Месяц май - пой да гуляй! Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец.
Почему май в народе называют «цветень»? (В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень. Цветут плодовые деревья - яблони, вишни, сливы.)
Воспитатель: : А теперь что будем делать?
Дети: Рисовать.
Воспитатель:Правильно. Ребята, а рисовать мы будем натюрморт. Натюрморт переводится как «неживая природа». Это значит, что цветы будут стоять в вазе на столе. Посмотрите на картины на доске, рассмотрите, какие бывают вазы. Перед тем как приступить к рисованию, давайте поиграем.
Дидактическая игра «Собери вазу»:
Воспитатель: Перед вами на столе лежат кусочки вазы в виде различных геометрических фигур. Какие фигуры вы увидели? Ваша задача из этих кусочков составить две разные вазы. Приступайте.
Воспитатель: А теперь приступим к рисованию. Помните, мы заранее с вами подготовили фон для нашего будущего рисунка и нарисовали плоскость? Сейчас мы приступим к рисованию вазы. Сначала мы сделаем набросок карандашом. Находим центр, и прорисовываем самый большой и главный предмет – вазу. Определяем её размер на глаз, сколько она займет места на листе. В рисунке необходимо передать правильные пропорции (размеры) предметов. Вы можете нарисовать вазу той формы, какая вам больше всего нравится. Теперь надо раскрасить наши вазы, выберите любой понравившийся цвет и инструмент: кисточку или губку. (Работа детей)
Воспитатель: А пока наши вазы подсыхают, давайте немного отдохнем. Дети с воспитателем проходят к мольберту. На нем картинки с изображением цветов: ромашка, роза, астра, васильки, одуванчики, кашки, незабудки, жарки, гвоздика.
Воспитатель:Ребята, послушайте стихотворение Александра Шлыгина «Разноцветный шар земной».
Если б в поле расцветали
Только белые цветы,
Любоваться бы устали
Ими вскоре я и ты.
Если б в поле расцветали
Только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки,
Розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки,
Незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики красный
Цвет зеленый у листвы
Это так прекрасно! (Показать картинки этих цветов)
Воспитатель: Какими надо нарисовать цветы, чтобы это настроение передать?
(Выслушивает и обобщает ответы детей). Верно, все цветы разные, например, васильки синие, а в пасмурную погоду – фиолетово – синие, в солнечную – светло-синие, с оттенком голубого.
Игра для девочек
Девочки играют а мальчики смотрят и хлопают в ладошки.
Воспитатель:говорит :
Говорит цветку цветок: (Девочки выходят и становятся в круг)
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (Девочки топают ножкой)
Да головкой покачай (Девочки качают головой)
Утром солнышко встречай (Поднимают руки вверх)
Стебель наклони слегка (Наклон туловища влево-вправо)
Вот зарядка для цветка
А теперь росой умойся (Девочки имитируют «умывание»)
Отряхнись и успокойся» (Девочки прыгают на месте)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Все дети улыбаются).
Воспитатель:
- Теперь вы можете приступать к рисованию цветов. Посмотрите еще раз, как художники изображают цветы. (Смотрят на доску с натюрмортами) Продумайте, сколько цветов будет в вашей вазе, какие цветы вы будете рисовать. Помните, что для прорисовывания мелких деталей нужно использовать тонкую кисточку и более темный насыщенный цвет. Приступайте к работе. Проходите на рабочие столы и приступайте к созданию красивой цветочной композиции, а помогать и подсказывать вам будет нежная музыка Чайковского «Времена года» и Эдварда Грига «Весной». (Играет музыка)
Самостоятельная деятельность детей.
Индивидуальная помощь педагога.
Воспитатель:
- В каком жанре изобразительного искусства мы сегодня рисовали?
- Так что же такое натюрморт? (Обращение к доске)
- Что показалось самым сложным в работе? (Ответы детей)
Какие замечательные натюрморты у вас получились. Я вижу, что вы очень постарались и выполнили работы с любовью.
Заключительная часть. Рефлексия.
Звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского.
Воспитатель: Как же красиво получилось! А какое у вас настроение?
Дети: Да, настроение у нас легкое, нежное, чудесное.
Анализ детской деятельности. Дается поощрительная оценка.
Воспитатель:Молодцы ребята, вы сегодня постарались. (Дети становятся в хоровод и вместе с воспитателем проговаривают стихотворение вслух).
Собрались цветы в кружок
Желтые и синие
Белые и красные
До чего ж чудесны вы!
До чего ж прекрасные!
(Е. А. Благинина)
Воспитатель:Давайте расположим ваши рисунки на выставке и будем любоваться ими. Спасибо вам.
Список литературы :
1. Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
2. Григорий Гладков — Песня о картинах https://babysongs.ru/pesni/grigoriy-gladkov-pesnya-o-kartinah
3. И. Хруцкий «Цветы и плоды И. Хруцкий цветы и плоды картина
4. Иван Хруцкий «Натюрморт с грибами» Иван Хруцкий «Натюрморт с грибами».
5. И. Грабарь «Хризантемы» И. Грабарь «Хризантемы»
6. Исаак Левитан «Март» Исаак Левитан «Март»
7. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дощкольного возраста. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
8. П. Чайковский «Вальс цветов» https://wwv.zvuch.com/tracks/пётр-ильич-чайковский-вальс-цветов
9. П. Чайковский «Временагода Март»
10. Пьер Огюст Ренуар «Весенний букет» Пьер Огюст Ренуар «Весенний букет»
11. Развитие речи детей 5- 7 лет. – 3-е изд., дополн. / Под. ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 272 с. – (Развиваем речь).
12. С. Н. Николаева. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2012
13. Эдвард Григ «Весной» https://power.gybka.com/q/эдвард+григ+весной/
https://babysongs.ru/pesni/grigoriy-gladkov-pesnya-o-kartinah
-