Вера Копейкина
Конспект интегрированного занятия по теме «Роль русской народной куклы в развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по теме :
«Роль русской народной куклы в развитии детей».
Подготовила и провела воспитатель : Копейкина В. Н.
Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
Публикация «Конспект интегрированного занятия по теме „Роль русской народной куклы в развитии детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
1. Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.
2. Прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа.
3. Развивать мелкую моторику, координацию рук под контролем глаз.
Ожидаемые результаты:
1. Усвоение знаний о традициях русского народа;
2. Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
3. Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.
Оборудование и методическое оснащение:
1. Презентация к конспекту на тему «Народная кукла»;
2. Выставка «Тряпичная кукла»;
3. Инструменты и материалы для практической работы (крупа, ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);
4. Запись с русской народной музыкой;
5. Образец куклы «Крупеничка» из гречки (изготовленной педагогом ранее).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Дети рассаживаются за круглым столом полукругом возле воспитателя.
Приветствие:
Воспитатель : приносит корзинку, а в ней сюрприз «Кукла Крупеничка»
Ребята посмотрите, что стояло около нашей двери. (Корзина) .
А вы бы хотели узнать,что там находится?
Для этого вам придется отгадать загадку.
Загадка.
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка?
Дети: Кукла.
Воспитатель :
Ребята молодцы правильно – это кукла.
А как мы можем назвать эту куклу?
Мы пока не знаем.
Хотели бы вы посмотреть про неё сказку?
Проходите присаживайтесь на лавки.
На мультимедиа слайды сказки :
воспитатель читает сокращенный вариант сказки «Крупеничка».
Воспитатель :
Какое имя было у девушке?
Дети: Крупеничка
Воспитатель :
Ребята, о чём эта сказка?
Дети: о девушке которую похитили татары
Воспитатель :
В кого превратил Старик девушку?
Дети: крупу гречку
Воспитатель : Ребята, а после уборки урожая на Руси устраивали гулянья и обязательно водили хороводы.
Давайте и мы с вами встанем хоровод.
Музыкальная разминка : НА ГОРЕ ТО КАЛИКА.
Воспитатель :
Продолжим нашу беседу. Подумайте и скажите, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?
Дети: Её кто-нибудь научит.
Воспитатель :
Правильно. Ей показывает примером мама, бабушка.
А ещё были помощницы - куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать. В приготовлении пищи, ей помогала кукла «Крупеничка», почему она так называлась? Вот эта кукла о которой мы с вами смотрели сказку. Демонстрация куклы «Крупеничка».
Воспитатель :
Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, Что там какая крупа содержится в мешочке?
Дети: гречка.
Воспитатель :
По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её : много или мало?
У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришиваются руки и ноги и изготавливается сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то каша поднималась по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.
Воспитатель : Ребята А ведь на Руси изготавливалось много разных игрушек, не только из тряпочек, но также и из другого материала.
Пройдемте к мальбертам.
Показ плакатов с разными игрушками и демонстрационного материала. (Взять в кораблях плакаты и в метод кабинете игрушки разных промыслов)
Воспитатель : Давайте вернемся к нашей куколке «Крупеничка»
Показать тряпичную куклу. А что вы можете сказать об этих куклах?
Дети: Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы сделанные своими руками.
Воспитатель : Народные куклы делились на три группы:
• Куклы-обереги;
• Обрядовые куклы;
• Игровые куклы.
Воспитатель :
Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?
Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.
Воспитатель :
Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Каждая кукла имела своё предназначение. На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти.
Воспитатель :
Ребята хотели бы вы тоже сделать таких куколок?
Проходите к своим местам.
Ответы детей :
Давайте с вами попробуем свертеть наших куколок.
Воспитатель : Рефлексия
МУЗЫКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ.
Нам с вами предстоит очень серьезное дело давайте сделаем разминку для пальчиков.
Воспитатель : Ребята давайте возьмемся за дело, начнем вертеть наших кукол
Музыкальное сопровождение занятия : спокойная русская народная музыка фоном.
Материалы:
1. добрые мысли и пожелания;
2. хлопчатобумажная ткань (белая); 1 шт.
3. разноцветные лоскуты тканей (хлопок, ситец); 3 шт.
4. красная хлопчатобумажная нить ; 2 шт.
5. ножницы;
Итог занятия
Воспитатель:
1. Когда возникли первые игрушки?
Дети: В глубокой древности.
Воспитатель:
2. Из чего их делали?
Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.
Воспитатель:
3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?
Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.
Воспитатель:
4. Названия каких кукол вы запомнили?
(Куклы-обереги; Обрядовые куклы; Игровые куклы.)
Воспитатель:
5. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? «Крупеничка»
Дети:
6. Для чего она служила, какое было её назначение?
Дети: Она оберегала от болезней, злых духов.
Воспитатель: Ребята понравилось вам собирать куколок?
Давайте устроим нашим куколкам выставку и позовем наших гостей посмотреть.
Итог занятия : выставка «Тряпичная кукла»