Светлана Даваева
Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
1. Познакомить с изготовлением традиционной народной куклы.
2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.
3. Прививать уважение к традициям семьи.
4. Воспитывать любовь и уважение к народной культуре.
План
1. Чтение рассказа «Яблоко»
2. Теоретическая часть.
3. Практическая часть.
Темочки:
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Русская народная культура, фольклор
- Фольклор. Консультации для родителей
- Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2017
4. Заключительная часть.
Материал: лоскут белой ткани 15*15 см, полоски ткани 12*20 см (одна плотная, по два куска 3*4 см, веревка или шнур 12 см, нитки.
Ход мероприятия
Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня я пригласила вас на мастер-класс. Мастер-класс – это «умею сама, научу вас». Надеюсь, что все чему вы научитесь пригодиться вам в воспитании и развитии ваших детей.
1. Вначале хотела прочитать вам свой рассказ «Яблоко», который написан под впечатлением от знакомства с одной замечательной народной куклой :
Был обычный день. Состарившаяся осень шла по городу, разбрасывая пожухлую листву, пронизывая людей холодным ветром и обрызгивая их моросившим дождем.
По узкой улице понуро шел хромой человек, тяжело таща за собой ногу. С первого взгляда даже было трудно определить: женщина это или мужчина?
Старая ветхая одежда висела клочьями, длинные лохмотья неопределенного цвета даже не развевались на ветру, казалось, что грязь на них тяжелее самих отрепьев. Мужская меховая шапка, над которой усердно поработали полчища моли, две разнопарые женские перчатки и шарф желтовато-коричневого цвета сбивали с толку каждого, кто пытался определить половую принадлежность их хозяина. Человек медленно двигался вперед, не поднимая головы, устремив свой взгляд себе под ноги. Незнакомец сильно втягивал голову в худенькие плечи, пытаясь таким образом стать невидимым, неприметным, чтобы не привлекать к себе внимания со стороны редких прохожих. Ему было невдомек, что он и так никому не интересен.
Люди неслись по своим делам, что-то планируя по дороге, разговаривая по телефону, погруженные в свои мысли и проблемы. А если, кто и видел этого щуплого, хромого, небольшого росточка человека, то сразу отворачивался, как бы стыдясь существования инвалидов. Казалось, что иные боялись, что «зараза» может прилипнуть и к ним. Стряхивая с себя чужую изнывающую боль, человеческий стыд, страшное одиночество, бесцельность существования, они стремительно убегали прочь, как от чумы или тифа! В их головах, как будто телеграфист четко отстукивал фразы: «Я полноценный человек! Убогие мне не ровня!»
Убогий прохожий продолжал свой путь. Навстречу ему шла девочка лет шести-семи, весело подпрыгивая и напевая какую-то незамысловатую песенку. Красивое желтенькое пальтецо, красная шапочка, такого же цвета перчатки, а в руках - маленькая сумочка. Поравнявшись с хромым человеком, девочка вдруг остановилась. Потом резко повернулась вслед уходящему и спросила его: «Не хотите яблочка?»
Незнакомец остановился, не спеша оборачиваться: «Вдруг это не ему?». Потом медленно обернулся. Первое, что он увидел, когда поднял голову - это огромные голубые глаза. Девочка снова переспросила его: «Не хотите яблочка? Оно сладкое!» - и, не дожидаясь ответа, вытащила из сумочки красное яблоко и протянула ему. Незнакомец неуверенно взял яблоко и стал внимательно рассматривать, будто видел его в первый раз в жизни.
Девочка пошла дальше, также подпрыгивая и продолжая напевать песенку.
Если бы она снова обернулась, то увидела бы, что незнакомец так и стоит на прежнем месте, посередине дороги, смотря на яблоко, но не увидела бы, как по его щекам текут горькие слезы, смешиваясь с каплями дождя…
2. Теоретическая часть.
Очень хочется, чтобы таких добрых девочек было как можно больше на свете. У нее в сумочке, кроме яблока, лежала еще тряпичная игровая кукла, изображающая убогую, юродивую старушку. Это «Убоженька».
Такая кукла делалась обязательно без рук, с большой головой и тоненькими ножками, которые были обмотаны тряпочками. Ее делала бабушка или мама ребенка из поношенной одежды.
Убоженька воспитывала в детях милосердие, сострадание, толерантность (восприятие людей такими, какими они есть, заботу. Играя с такой куклой, дети с малолетства учились с состраданием относиться к больным людям, не насмехаться над калеками и юродивыми. Эта кукла встречается только у русского народа. Наши дети должны играть не только с Барби, Винкс и тому подобными куклами, но и с куклами в которые играли наши бабушки и прабабушки.
3. Практическая часть.
Лоскут прямоугольной формы подворачиваем с одной длинной стороны и скатываем в рулончик – столбик.
Белый лоскут квадратной формы накидываем на рулончик и, отделяя треть столбика, перевязываем ниткой, формируя голову куклы.
Для изготовления ножек нам понадобятся две веревочки, два лоскута грубой ткани прямоугольной формы, нитки. Складываем прямоугольный лоскут вдоль, вставляем один конец веревки внутрь и наматываем ткань, формируя рулончик, который закрепляем при помощи нитки.
Лоскут прямоугольной формы послужит куколке рубахой, которую мы закрепляем на туловище платочком, обмотав его вокруг головы и верха рубахи.
Лоскутку ткани придадим «эффект старения», нарежем полы бахромой, нашьем заплатки. В получившееся рваненькое пальтецо завернем нашу Убоженьку. Закрепим одежку, обмотав куколку лоскутом ветоши.
Сошьем суму для подаяний из лоскута ткани.
Кукла «Убоженька» готова!
4. Заключительная часть.
Воспитатель: Уважаемые родители, хотя кукла игровая, однако, в ней скрытый особый смысл. Подарите ваших замечательных кукол своим детям, и они помогут воспитать в них сострадание и терпимость к немощным, больным, блаженным и вообще к другим людям, воспитать восприятие людей такими, какие они есть.
Спасибо вам, что нашли время прийти и поучаствовать в мастер-классе. Ведь воспитание наших детей – дело обоюдное!