Анастасия Дмитриенко
Конспект родительского собрания «Школьная готовность» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Школьная готовность»
Форма проведения: классическое (традиционное собрание).
Цель:формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по вопросу «Школьная готовность»; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Задачи:
1. 1. Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению;
Публикация «Конспект родительского собрания „Школьная готовность“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей;
3. Предложить практические советы и рекомендации по подготовке ребёнка к школе.
Предварительная работа:
1. Оформление памяток «Рекомендации родителям», «Что должен уметь ребёнок к 1 сентября?», «Мудрые советы».
2. Оформление компонентов готовности ребёнка к школе.
3. Организация выставок методической литературы и дидактических игр по теме собрания.
4. Подготовка Карты развития ребёнка (на этом собрании родителей знакомят с её формой).
Оборудование: Мольберт, памятки и практические рекомендации для родителей.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя (введение в проблему).
2. Выступление педагога-психолога «Психологическая готовность к школе».
3. Самостоятельное определение родителями готовности ребёнка к школе «А вам пора в школу?»
4. Полезные советы и рекомендации. Памятка «Что должен уметь ребёнок к 1 сентября?».
5. Подведение итогов собрания.
Ход собрания:
I этап: Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Тема родительского собрания «Школьная готовность» выбрана не случайно. Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдёт в школьный класс. И сейчас вас волнуют вопросы: А готов ли мой ребёнок к школе? Как будет учиться? Как ему помочь, если он встретит первые школьные трудности? Нам необходимо общими усилиями найти возможные пути преодоления трудностей в период адаптации наших детей к школе. Психолого-педагогический феномен «готовность ребёнка к школе» складывается из различных видов готовности: физической, личностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специальной. (Прикрепляет на мольберт листы с компонентами «готовности ребёнка к школе».)
II этап социологического исследования.
Воспитатель: С 6 до 7 лет с ребёнком происходят значительные перемены – он стремительно растёт, у него начинают выпадать зубы. Меняется его поведение. Дети уже готовы расширить круг общения, у них складывается определённый уровень притязаний и даже амбиций. Главное – у них формируется внутренняя готовность быть учеником: они испытывают потребность в подчинении правилам и хотят заниматься общественно значимым делом, польза которого признаётся всеми взрослыми.
Уважаемые родители! Попробуйте сами определить, готов ли ваш малыш стать первоклассником. А вам пора в школу?
(Далее следует выступление психолога дошкольного учреждения, а родители анализируют и делают выводы)
Педагог-психолог: Психологическая готовность к школе – это, собственно, и есть желание учится. Для одних детей она выражается в стремлении обладать внешними атрибутами школьной жизни. Шестилеток завораживают портфель, форма (в некоторых школах существует своя собственная, учебники, красивые письменные принадлежности. Если вы возьмёте своего ребёнка в магазин за такими покупками – доставите ему огромное удовольствие. Правда, со временем желание просто исполнять роль ученика (приходить в школу, резвится на перемене, выполнять задания учителя) у таких детей часто не перерастает непосредственно в интерес к получению знаний, а это сразу же отражается на оценках.
Других детей привлекает возможность узнать что-то новое. Нередко им бывает скучно на уроках, потому что, например, упражнения по чистописанию не дают пищу уму, трудоёмки и механичны в исполнении. Дети быстро разочаровываются и теряют познавательный интерес к учёбе.
Как определить навскидку, готов ли ваш ребёнок к школе?
1. Мотивационная готовность. Купите или попросите на время у знакомых несколько новых игрушек. Позовите ребёнка посмотреть на них (не дольше минуты). Потом предложите прочесть сказку, но на самом интересном месте остановитесь. Спросите, чего сейчас больше хочется: поиграть или дослушать сказку. Ребёнок со сформировавшейся личностной готовностью к школе захочет узнать, что же произошло с героями сказки дальше; малыш, который ещё не готов учиться, предпочтёт продолжить игру. Вы можете так же предложить ребёнку поиграть в школу – обратите внимание, какую роль он выберет. Дети, готовые к школе, как правило, выбирают роль ученика. Им интересно заниматься учёбой, писать и читать. Дети с несформированной учебной мотивацией, скорее всего, выберут роль учительницы, играть будут в поход в столовую, в перемены, рассаживание по местам, рисование мелом на доске.
2. Волевая готовность. Не всегда уроки в школе вызывают искренний интерес ребёнка. Для успешной учёбы ребёнок должен уметь «включать» волю – ему понадобиться умение подчиняться правилам, внимательно слушать, выполнять задания, действовать по устным инструкциям учителя, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу.
Волю можно тренировать в игре – пусть ребёнок срисовывает изображения с картинок (это развивает усидчивость, хороши и настольные игры, где необходимо соблюдать правила, и подвижные, например «зеркало»: стоя на против, ребёнок выполняет все движения одновременно с вами, словно он – ваше отражение. Это довольно сложно, так что запаситесь терпением! По мере развития в игре восприятия, памяти, мышление у вашего дошколёнка будут удаваться всё новые и новые задания, он начнёт выигрывать, получая вашу похвалу и одобрение т. е. сначала мотивом станет выигрыш и похвала, затем ребёнок самому факту выполненного задания – это и есть зарождение познавательного интереса. Поэтому, если он совершил ошибку, не ругайте его, а разберитесь в её причине.
Занятие зарядкой по утрам в строго определённое время тоже способствуют развитию волевых качеств. Надо лишь помнить, что структуры головного мозга, отвечающие за произвольное поведение, формируется как раз к 7-ми годам. Так что ваши требования к 6-ти летнему малышу должны быть адекватны его возрасту.
3. Интеллектуальная готовность к школе подразумевает определённый уровень развития мыслительных процессов. Ребёнок должен уметь обобщать, сравнивать, классифицировать разные объекты, выделять существенные признаки вещей и явлений, делать выводы. Важен так же уровень развития памяти.
Попробуйте сами оценить механическую память малыша. Чётко выговаривая слова, произнесите бессмысленный набор слов: месяц, кубик, чашка, одеяла, книга, кошка, потолок, стол, рука, варенье. Теперь попросите ребёнка повторить те слова, которые он запомнил. По среднем показателям для механической памяти детей 6-7 лет с первого раза малыш воспринимает не менее 5 слов из 10, после третьего, четвёртого прочтения воспроизводит 9-10 слов, через один час забывает не больше двух слов, которые назвал раньше. Если ваши результаты похуже среднестатистических, тренируйтесь с ребёнком в каждую свободную минутку.
Чтобы подтянуть логическую память, назовите несколько цепочек слов, объединённых логической связью. Например: женщина – мужчина, река – море – океан и т. д. Предложите ребёнку запомнить 5-6 таких цепочек, произнося их вслух. После этого скажите первое слово из цепочки и попросите малыша вспомнить остальные. Это упражнение больше похоже на игру, нравится детям и занимает совсем немного времени.
Что бы ребёнок умел последовательно излагать события, описывать предметы, ориентируясь на их основные признаки, почаще просите его рассказывать, что он видит за окном, на картинке, о чём был просмотренный мультфильм.
Способность обобщать, хорошо тренировать в игре с картинками (которые может нарисовать сам). Предложите ребёнку четыре картинки (например, шкаф, кресло, стул, тарелка). На трёх из них предметы, которые можно объединить в одну группу – мебель, а один предмет не вписывается в этот ряд, поскольку относится к посуде. Поэтому такой рисунок откладывается в сторону. Пусть ребёнок прокомментирует выбор «лишней картинки». Память, как и внимание, можно тренировать во время прогулки. Проходя мимо какого-нибудь человека, попросите ребёнка внимательно посмотреть, во что тот одет, а потом, не оборачиваясь, вспомнить, какие вещи и какого цвета были на прохожем. Картинки типа «найди 10 отличий» также подходят для развития памяти.
III этап педагогического всеобуча
Воспитатель: Школьная готовность предполагает и готовность к большей, чем раньше, самостоятельности ребёнка, к сотрудничеству с чужим взрослым и сверстниками без непосредственной поддержки и защиты родителей.
- Я хочу задать вопрос вам, дорогие родители: как вы думаете, что же должен уметь ребёнок к 1 сентября?
(Следуют ответы родителей, воспитатель выслушивает и обобщает их.)
Он должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно одеваться и раздеваться.
Очень важно приучить ребёнка к гигиене: не только к обязательным утренним процедурам, но и к тому, что следить за собой нужно в течении всего дня – поправить причёску, почистить костюм.
Научите малыша убирать своё рабочее место, уголок, бережно относиться к вещам.
Кроме того, ребёнок должен прекрасно понимать, как нужно и можно вести себя со сверстниками и как – со взрослыми. Причём важно, чтобы со сверстниками он общался на равных, но с уважением, ведь это его друзья.
Не забывайте, что ребёнок должен слушать и читать добрые сказки, смотреть классические российские и советские мультфильмы, слушать и петь песни В. Шаинского, Ю Чичикова и других наших прекрасных композиторов: все те произведения, в которых воспевается добро, дружба, честность, порядочность.
До сих пор школа не требует специальных знаний – умения читать, писать. Порой эти знания в определённом смысле вредны: ребёнок, который пришло в школу слишком «умный», будет скучать на уроках. Для первого класса норма – счёт в пределах 10, понятие больше – меньше, этого вполне достаточно. А вот знания предметные, зрительные – как выглядит мир, животные, растения – должны быть обязательно. Очень часто выясняется, что первоклашка не может рассказать о семье, толково объяснить не только где работают родители, но и как их зовут.
Но если вам очень хочется заниматься с ребёнком дома, то вам пригодятся наши рекомендации. (Родителям раздаются памятки «Рекомендации родителям».)
IV этап. Заключительное слово ведущего.
Школьная готовность – это сплав знаний и навыков, необходимых для успешного обучения, и способности к сотрудничеству и преодолению трудностей, положительного отношения к школе и учёбе. Важно душой почувствовать сложность переживания ребёнка при столь разительном изменении жизни, как поступление в школу, и помочь ему. Это, ко всему прочему, не только увеличивает его готовность к школе, но и сохранит ему здоровье.
Нашу встречу хочется закончить мудрыми советами Симона Соловейчика из книги «Педагогика для всех».
(Раздаёт родителям памятки с мудрыми советами.)
V этап. Рефлексия.
В заключении собрания используется приём «Чудесная сумка». Воспитатель предлагает участникам родительского собрания ответить, что они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее из приобретённых знаний, умений и навыков.