Письменная Елена
Конспект родительского собрания «Как рассказывать ребёнку про мир животных» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с практическими способами воспитания у детей нравственных и этико – экологических знаний: доброжелательности, заботы и сострадания к объектам живой природы; показать игровые методы сопровождения детей в исследовании мира животных.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: воспитатели, родители.
Подготовительный этап:
Темочки:
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
1. Изготовление детьми пригласительных билетов для родителей на собрание;
2. Оформление выставки «Мои пушистые друзья»;
3. Оформление выставки рисунков детей «Мой любимый питомец»;
4. Создание выставки художественной литературы о животных.
Ход собрания:
I. Вступление.
«Никакая игрушка не привяжет к себе всего сердца ребёнка, как это делают живые любимцы. В любой подопечной птице, даже в растении, ребёнок, прежде всего, почувствует друга»
В. Бианки.
Уважаемые родители!
Сегодня мы поговорим о том, как же знакомить детей с удивительным миром природы, который нас окружает, как знакомить детей с животными, которые живут вместе с нами.
Домашние животные приносят большую радость всем членам семьи и сразу же становятся любимцами детей. Животные обладают определёнными повадками и свойственным им поведением. Они, как люди, могут ходить, прыгать, бегать, лазать, плавать. Они едят и пьют, слышат и видят, реагируют на происходящее вокруг них.
II. Основная часть.
Как вы думаете, обладают ли животные даром предвидения, предчувствия? Высказывания родителей.
Да, обладают. Известный биолог профессор Л. В. Крушинский, основываясь на результатах специальных экспериментов, пришёл к заключению, что для животных характерны не только рефлексы и инстинкты, но и разум в форме элементарной деятельности. Например, домашние животные предчувствуют приход хозяина, ощущают колебания почвы, стен, улавливают инфразвуки.
Приобщение маленького ребёнка к миру животных происходит как на вербальном уровне (уровне сообщения знаний, так и на эмоциональном, когда включаются чувства и переживания ребёнка, его движения.
Попробуйте изобразить через движения, мимику характерные повадки и особенности животных.
Для этого надо разбиться на пары. Одна пара родителей показывают свою пантомиму, все остальные угадывают, что это означает, про какое животное пантомима.
Задание на карточках: «Котята с умывающейся кошкой», «Кот в засаде, охотится за птицами», «Спящая кошка», «Кошка, дерущаяся с собакой», «Кошка пьёт молоко».
Как вы думаете, есть ли у семьи возможности для знакомства с животными, какие?
Игровое упражнение с мячом. Попросить родителей не повторять ответы друг друга.
Да, конечно семья имеет большие возможности для знакомства ребёнка с миром животных, который довольно привлекательный и занимательный. Хорошо, если в семье есть животные. Ценны также посещения в зоопарк, чтение художественной литературы, просмотр видео, телепередач о животных, домашние игры. Всё это бесценный вклад в естественный способ знакомства ребёнка с животными. Наблюдая поведение животных, знакомясь с «языком» их общения (звуками, движениями, ребёнок делает для себя важные открытия, формируется его правильное отношение к животным.
Конечно, первый опыт общения с животными ребёнок получает в семье. Общение с животными вызывает у детей большой интерес, его поддержка сопровождается сообщением ребёнку знаний и опыта обращения с животными.
Прежде, чем приобрести домашнего питомца, расскажите ребёнку о радости. Но и ответственности, которая вместе с ним придёт в дом. Помните, что забота о животном ляжет на ваши плечи.
Животное привлекают внимание детей, вызывают желание наблюдать за ними, играть с ними, трогать их. Животные в доме – важнейший фактор воспитания, мы должны помнить об этом. Бесконтрольное общение с животным может принести не только пользу, но и вред личности ребёнка. Ребёнок не знает, что можно делать, и что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Поэтому такое общение может оказаться даже опасным как для животного. Так и для самого ребёнка.
Отвлечь детей от неправильного обращения с животными лучше всего организацией наблюдений за их повадками, чтобы дети узнавали о биологических особенностях и образе жизни животных.
Взрослые, заводя животное, должны осознавать, для чего, с какой целью они заводят живое существо. Кто будет за ним ухаживать, кто будет с ним гулять? При этом самое главное – научить ребёнка правильному общению с животным : чувствовать его состояние, сопереживать ему, считаться с его потребностями и желаниями.
Необходимо научить ребёнка проявлять сдержанность, когда животное ест. В этот момент оно не может играть, поэтому не следует к нему подходить и трогать. Животное может быть агрессивным, надо подождать пока оно поест, и лишь потом играть с ним.
Важно обращать внимание и на отдых животного. Если твой четвероногий друг спит, - не мешай ему, поиграть с ним можно после сна.
Ребят радует игры с животными, которые становятся игровыми партнёрами ребёнка.
Все ли игры ребёнка с животными хороши и приемлемы?
Высказывания родителей.
Любая игра допустима и полезна, если она проходит без насилия и при добровольном участии ребёнка и животного.
Как же можно поиграть с кошкой и собакой?
Высказывания родителей.
Это игры с бумажным бантиком для кошки. Бег собаки за мячом. Такие игры очень полезны для ребёнка, так как развивают у него наблюдательность: он видит, что делает животное и следует за ним.
Допустимо включение животных в сюжетно – ролевые игры дошкольников, но только тогда, когда это не наносит вреда животному. Если ребёнок назойлив и не слышит вас, то хорошо, чтобы у животного было укромное место, недоступное ребёнку, где бы он мог спрятаться.
Привлекайте ребёнка к наблюдениям за повадками и поведением вашего воспитанника. Учите ребёнка говорить ласковые и добрые слова своему питомцу и получать при этом наслаждение от общения с ним.
Давайте и мы попробуем сказать ласковые слова животным.
Родители по желанию выбирают картинки с животными, и каждый говорит свои добрые слова.
Как вы думаете, понимают ли животные слова?
Высказывания родителей.
Обезьяны усваивают до сотни слов. Но и другие животные, например, собаки, имеют звуковые ассоциации с предметами, событиями и явлениями, то есть «знают слова». Есть мнение, что домашние животные реагируют не только на слова, сколько на интонацию. Ласковые слова, произнесённые грозным голосом, вызовут страх. И грубое по своему значению слово, но сказанное с нежностью, заставит собаку завилять хвостом.
Для поддержания интереса к питомцу хорошо вместе с ребёнком делать его портреты.
Периодически хорошо читать детям потешки, стихи, небольшие рассказы и сказки из жизни животных, слушать и петь песенки.
Давайте сейчас мы их вспомним.
Игра – упражнение с мячом. Родители по очереди перебрасывают мяч и читают потешки, стихотворения или называют сказки, рассказы о животных.
Хорошо вместе с ребёнком придумывать небольшие рассказы или сказки о своём животном : «Как я играю с животным», «Как я забочусь о своём друге» (кошке, собаке, птичке).
Полезны и настольно – печатные игры, которые расширяют представления о животном мире, такие как «Кубики», «Зоологическое лото», «Найди маму», «Хочу кушать», «Зоопарк», «Большие и маленькие».
Показать родителям эти игры.
С детьми постарше хорошо играть в различные словесные игры, в которые можно играть в любую свободную минуту: по дороге в детский сад, поездке на транспорте, сидя в очереди на приём к врачу и т. д.
Это такие игры как «Кто как кричит?», «Назови маму», «Назови детёныша», «Кто ем питается?», «Кто где живёт?», «Кто спит зимой?».
III. Заключительная часть.
Психологическими исследованиями доказано, что дети, имеющие дома животных, обладают более высоким уровнем развития памяти, мышления, речи. У них выше познавательная мотивация, лучше развиты пространственные представления, они успешнее справляются с заданиями на установление причинно – следственных связей, лучше обобщают и выделяют специфические свойства предметов и явлений.
Антуану де Сент – Экзюпери принадлежит известная фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Природа есть та среда, без которой немыслимо человечество. Следовательно, гуманное отношение к животным, как к части природы, есть гуманное отношение к людям.